Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну этикета"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Светлана Владимировна Шейерман

Программа общекультурной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_etiketa_vd.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Маяковская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Путешествие по стране Этикета »

  по общекультурному направлению

 

(краткосрочный факультативный курс- 15 часов)

 

Составитель: Шейерман С.В.

Содержание        

  1. Пояснительная записка
  2.  Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»
  3. Тематическое планирование.
  4.  Список литературы

Пояснительная записка

Кризис  человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.                                                                                                                                                              В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. По словам академика Д.С.Лихачёва «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

 Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды                                                                                                                                                  Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

 Цель   программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

 Задачи:  развивать духовное единство между детьми и учителем,

 устанавливать взаимное доверие;  предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру

 научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом,

, учить строить с ними отношения;  прививать детям стремление к постоянному познаванию,

, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

 Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

 Программа состоит из 3  разделов:         

1. Этика общения 1. Этикет

2. Этические нормы отношений с окружающими

3. Этика отношений в коллективе.                                                                                                                              Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами- плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

 Формы и виды деятельности  игровая                                                                                                                                                познавательная;

краеведческая;

  сюжетно - ролевые игры;

праздники

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

 Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

 Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо:

 1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо:  сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.                                                                                                          С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом

 предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;                                                                                                                                                                                        на третьем уровне создаются необходимые условия для участия

 обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

         Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.      

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,  старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к  человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления вдетском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;  

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

1.Опрос

 2.Наблюдение

 3.Диагностика:  нравственной самооценки.

 Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное». Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 17 часов в год.                                                                                                                                      Периодичность занятий – 1 час в неделю. (I и II четверть)

                               Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»

4 класс  (17 часов)

Раздел 1. Этика общения (6 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг. Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой. Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

 Тема 3. Что достойно гражданина. Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

 Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник школьного вальса. Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема 6 . Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

 Раздел 2. Этика общения ( 6 часов)

Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

 Тема 4. Любим добрые поступки. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

 Тема 5. Подари дело и слово доброе. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

 Тема 6. Умеем общаться. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен. Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.  

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (4 часа)

Тема 1. Душа – это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

 Тема 2. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 3.Хорошие песни к добру ведут. Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 4. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

        Тематическое планирование

Название темы

Форма деятельности

К-во часов

1

Оглянись внимательно вокруг.  

  Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.

1

2

Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

1

3

        Что достойно гражданина.  

  Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

1

4

Даже будни может труд сделать праздничными днями.  

  Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

1

5

. Праздник школьного вальса.  

          Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

1

6

Приглашение к зеркалу.  

        

  Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

1

7

Здравствуйте все! «Здравствуйте!»  

  Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

1

8

Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

1

9

Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

1

10

Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

1

11

Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

1

12

Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

1

13

Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.  

1

14

Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

1

15

Отворите волшебные двери добра и доверия..

Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

1

16

Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

1

17

Вглядись в себя, сравни с другими.

        

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

        

1

Итого:17часов

        

        Список литературы

Для учителя:

1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

 4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

 5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г

6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с

7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001

10.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996

. 11.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

 15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996. 31

 19.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г

20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Для обучающихся: 

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

 2. Барто А.Л. В театре.

 3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

 4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

 5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

 6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо

8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000

10.Осеева В.А. Волшебное слово

11.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,

12.Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13.Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000

14.Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. 32

 15.Толстой Л.Н. Волк и собака

16.Чуковский К. И. Федорино горе

17.Чуковский К.И. Мойдодыр.

 18.Чуковский К.И. Телефон.

19.Чуковский К.И. Краденое солнце

20.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"

Программа (поурочное планирование, краткое содержание занятий)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка" Путешествие по стране этикета"  (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)...

Программа внеурочной деятельности "Сказочная страна Россия"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сказочная страна-Россия". Данная программа дает возможность познакомить детей с народностями,нселяющими нашу страну,прико...

Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Речевой этикет,, 1-4 класс...

Программа ВД "Путешествие в страну этикета"

Цель программы:  освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе через знакомство с основными знаниями в области этики и этикета и применение их на практике...

Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса

Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьни­ков через присвоение ими ...