Программа кружка по внеурочной деятельности в начальной школе "Умелые ручки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в 1 классе в кружке «Умелые ручки». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Посещение кружка имеет большое значение для творческого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 450.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(творческая мастерская)
1-4 классы
Составитель программы Л.Н. Сазонова, учитель
начальных классов МБОУ СОШУИП №3
г. Лабытнанги
2018
I. Пояснительная записка
В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в 1 классе в кружке «Умелые ручки». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Посещение кружка имеет большое значение для творческого развития детей.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
– федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
– примерная основная образовательная программа начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;
– СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.
3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.
4. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.
5. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
6. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
– ведение диалога, координирование своих действияй с действиями партнеров по совместной деятельности;
– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
– социально адекватные способы поведения.
7. Формирование способности к организации деятельности и управлению:
– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;
– самостоятельное и совместное принятие решений.
8. Формирование умения решать творческие задачи.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуальный подход.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Ценностные установки:
∙ уважение к труду;
∙ стремление к познанию и истине;
∙ целеустремлённость;
∙ настойчивость;
∙ бережливость;
∙ трудолюбие.
Программа рассчитана на 33 часа для учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 40 минут.
Планируемые результаты реализации программы.
В ходе решения системы программных задач кружка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
∙ Целеполагание (постановка и удерживание цели).
∙ Планирование (составление плана своей деятельности).
∙ Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
∙ Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
∙ Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
∙ Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).
Учащиеся будут иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
с помощью учителя научатся:
– выбирать темы для практических работ;
– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
– выдвигать возможные способы их решения;
– доказывать своё мнение.
III. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение предметных знаний, умений:
∙ будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
∙ овладеют приемами работы с различными материалами;
∙ научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
∙ научатся самостоятельно проводить анализ поделки;
∙ научатся выполнять работу по замыслу;
∙ научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;
∙ научатся использовать в работе разные способы ручного труда.
В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.
Метапредметные.
Регулятивные:
∙ планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
∙ осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
∙ умение учиться;
∙ приобретение навыков решения творческих задач;
∙ осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
∙ осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
∙ выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);
∙ умение координировать свои усилия с усилиями других;
∙ формулирование собственного мнения и позиции;
∙ озвучивание вопросов;
∙ допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
∙ учитывание разных мнений.
Личностные:
∙ мотивация учебной деятельности;
∙ проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
∙ освоение социальной роли обучающегося.
Требования к уровню подготовки.
По окончании обучения обучающиеся д о л ж н ы з н а т ь :
– виды материалов и их свойства (бумага, картон);
– название, назначение и приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
– последовательность изготовления несложных изделий;
– приёмы разметки (сгибанием, по шаблону, трафарету);
– способы соединения деталей: клеем, нитками, пластилином;
д о л ж н ы у м е т ь :
– организовать рабочее место;
– под руководством педагога проводить анализ изделия;
– соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
– экономно выполнять виды разметок;
– резать и вырезать ножницами;
– соединять детали различными способами;
– эстетично оформлять изделие.
Формы и виды контроля.
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).
IV. Содержание программы
Номер | Тема занятия | Элементы содержания (программные задачи), УУД | Материал |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». Заготовка бросового и природного материалов | Развитие мелкой моторики рук, формирование творческого мышления. Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок | Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон |
2 | Занятие-экскурсия «Красота родного края». Звери. Птицы Рыбы. Растения | Познакомить с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает) | Шишки, листья, палочки, клей |
3 | Создание коллекции «Ткани». Преображение кусочка ткани | Познакомить с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность. Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить | Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка |
4 | Цепочки. Игрушки-шумелки | Продолжать знакомить с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца | Бумага, клей, ножницы |
5 | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | Воспитывать умение радоваться результату своего труда | Цветная бумага, клей, ножницы |
6 | Аппликация «Мой двор» | Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала, используя знакомые приемы работы; развивать интерес к творчеству | Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, природный материал |
7 | Аппликация из листьев | Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца | Листья осенних деревьев, клей, ножницы |
8 | Кораблики. Самолеты | Продолжить знакомство с бумагой и её свойствами (теряет форму, рвётся, мнётся); воспитывать умение доводить начатое дело до конца | Бумага формата А4 |
9 | Рельефное изображение растений | Способствовать созданию изображений уже знакомых растений, проявляя фантазию, творчество; воспитывать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца | Пластилин |
10 | Заготовка бросового и природного материалов. Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала | Продолжать знакомить с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок. Составление плана работы, формирование идеи проекта | Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена |
11 | Создание образов зверей и птиц (по желанию детей). Композиция из листьев, цветов, косточек, семян | Обогащать знания о разнообразии природного материала, его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности; развитие умений планировать свою работу, доводить начатое дело до конца | Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена |
12 | Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить) | Продолжать учить работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату | Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер |
13 | Создание атрибутов для Хэллоуина (маски, элементы костюма, украшения) | Продолжать учить правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать ненужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию | Бумага, клей, ножницы |
14 | Рельефное изображение животных | Способствовать созданию образов уже знакомых животных, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; формировать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца | Пластилин |
15 | Домики. Роботы | Обогатить знания о разнообразии бросового материала, его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности при работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность | Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки |
16 | Создание мягкой игрушки | Способствовать развитию наблюдательности, проявлению творчества, фантазии, инициативы, дружеских взаимоотношений; развивать мелкую моторику рук | Плотная ткань, нитки, клей, пуговицы, бусины, синтепон |
17 | Создание декора к Новому году в классе (снежинки, елочные украшения, фонарики, гирлянды) | Учить делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. Учить составлять план работы, формировать идеи проекта; овладевать эталоном продуктивной деятельности | Бумага, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань |
18 | Кораблик | Продолжать учить делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук | Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей |
19 | Органайзер для карандашей | Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, украсить); развивать фантазию, творчество | Пустые маленькие баночки, цветная бумага, наклейки, клей |
20 | Кормушка для птиц | Закрепить знания о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманную поделку путем вырезания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда; воспитывать заботу о птицах | Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер |
21 | Изготовление фоторамки | Продолжать учить делать поделки из разных материалов; обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество | Картон, коробка, веточки, камушки, бусинки, клей, наклейки |
22 | Коробочки с секретом | Познакомить с новой техникой в работе с бумагой – декупаж; показать способы изготовления – оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус | Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки |
23 | Домовёнок | Продолжать учить работать с картоном и нитками; научить обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук; формировать дружеские отношения | Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей |
24 | Подарок ко Дню защитника Отечества | Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус. Предоставить возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, используя знакомый способ конструирования – составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук | Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы |
25 | Забавные магниты на холодильник | Продолжать учить использовать для своих поделок пластиковые бутылки и крышечки; познакомить с новым способом изготовления поделки – обкручивание объемных форм; формировать желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату | Пластиковые крышки, пластилин, плоские магниты, клей, тесьма |
26 | Подарок маме (кулончик, чехол, цветок, бусы, объемная открытка – инструкции на сайте: detkam.e-papa.ru/podelki/8) | Познакомить с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, плавится, стирается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется); развивать интерес к работе | Кожа, бумага, ткань, картон, ножницы, нитки, бусинки |
27 | Совместный коллаж «Прилет птиц» | Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, умение сделать выбор; развивать навыки решения творческих задач | Цветные карандаши, краски, бумага, трафареты, ватман |
28 | Чудесное превращение перчаток | Продолжать учить видеть необычное в обычных предметах; развивать умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию | Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы |
29 | Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей | Познакомить со значением слова «флористика»; учить созданию поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей | Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей |
30 | Лепка игрушки по мотивам народных образцов | Расширить и уточнить знания о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина; отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки | Образцы глиняных игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская) |
31 | Создание композиции «Мир будущего» | Учить созданию объемной модели с использованием пластилина, бумаги, красок; развивать воображение, умения прогнозировать ход событий, коллективно планировать работу по реализации замысла, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности | Пластилин, ватман, краски, карандаши, бумага, клей, природный материал |
32 | Создание композиции «Мир будущего» (продолжение) | ||
33 | Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества» | Формировать бережное отношение к результатам труда, умение анализировать сделанное, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; обучать самопрезентации и умению защищать свои работы | Поделки, изготовленные в течение года |
V. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | |||
1 | Работа с природным материалом | 6 | 4 | 2 |
2 | Работа с бумагой | 10 | 10 | – |
3 | Работа с тканью | 4 | 4 | – |
4 | Работа с бросовым материалом | 9 | 9 | – |
5 | Работа с пластилином | 4 | 4 | – |
Итого | 33 |
VI. Учебно-методическое обеспечение программы
Литература:
1. Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности).
2. Забавные самоделки из пластилина. – М. : Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия).
3. Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина. – М. : Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок).
4. Перевертень, Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М. :АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005.
5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов / Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с.
6. Петрова, О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. – М. : АСТ-Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер-класс).
7. Румянцева, Е. А. Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!).
8. Энциклопедия поделок для детей. – М. : Эксмо, 2009. – 256 с.
Интернет-ресурсы:
1. detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.
2. detpodelki.ru – Академия поделок.
3. detkam.e-papa.ru – Детское творчество и развитие.
4. pochemu4ka.ru – Почемучка.
5. potomy.ru – Детская энциклопедия «Вместе познаем мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей "Доброе слово"
Духовно-нравственные беседы и рассказы для детей начальной школы...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...