Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир экологии" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Сударева Ольга Сергеевна

Программа  «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_ekologii_1_klass.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Путешествие в мир экологии»

1 класс

Рабочая программа по курсу «Путешествие в мир экологии» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373  "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"),

  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; 

Программа курса «Путешествие в мир экологии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего образования на основании программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» В.А.Самковой  - Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. :в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова –  М.:  Академкнига/Учебник , 2012 . – Ч.2: 344 с.)  -  Проект  «Перспективная начальная школа».

Программа  «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования.

I.Личностные и метапредметные результаты освоения курса

     

Использование программы «Путешествие в мир экологии» для организации занятий во внеурочной деятельности позволит достичь следующих результатов:

   - личностных – развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

   - метапредметных – овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цели и планировать личную и учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

   - предметных – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной  и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

II.Основное содержание курса   «Путешествие в мир экологии»

     Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

     Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

     Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

III.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

С 01.09 по 07.09

Мир, который нас окружает. Вводное занятие.

1

Узнать и назвать цвета и оттенки. Подобрать эпитеты к своему любимому цвету (эмоциональная оценка цвета). Тест эмоционального состояния ребенка. «Разноцветные шары» — считывание слов с разноцветных воздушных шариков, составление из них предложений.

С 08.09 по 14.09

Как мы воспринимаем окружающий мир.

1

С 15.09 по 21.09

Отчего так ярок мир?

1

С 22.09 по 28.09

Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». Загадывание и отгадывание загадок про радугу.

1

С 29.09 по 05.10

«Семицветный полукруг»: все цвета радуги

1

«Лесной концерт» выделение и узнавание из общей гаммы знакомых звуков (пение птиц, шелест трав, стрекот кузнечиков, плеск воды и т.д.). Выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга»

С 06.10 по 12.10

Обобщение по теме «Мир, который нас окружает»

1

С 13.10 по 19.10

Что такое «Радужная книга»?

1

Нарисовать растения: землянику, гвоздику, клевер, шиповник, раскрашивая их разными оттенками красного цвета. Придумать слова с переносным значением слова «красный» (красная девица, красный угол, Красная площадь). Нарисовать и вклеить красную страницу. Прослушивание музыки А. Вивальди «Лето» (цикл «Времена года»). Выразительное чтение стихотворения М. Ивенсена «Лето красное». Составить пословицы из частей и объяснить их смысл. («Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Не красна книга письмом, а красна умом»; «Красна весна цветами, а осень — снопами»; «Красна птица пером, а человек — умом» и др.) Вспомнить и привести в качестве примера другие пословицы на заданную тему.

С 20.10 по 26.10

Знакомство с понятием цветотерапия и ее основами.

1

С 27.10 по 10.11

«Красная страница». Работа с пословицами.

1

С 11.11 по 17.11

«Красное» лето. Живая и неживая природа летом.

1

С 18.11 по   24.11

«Оранжевая страница». Разучивание «Оранжевой песенки» А. Арканова и Г. Горина.

1

С 25.11 по 01.12

«Желтая страница». Осенняя природа в творчестве художников и поэтов.

1

С 02.12 по 08.12

Зеленая страница». Картина начала лета в выразительных средствах музыки

1

С 09.12 по 15.12

Создание коллективной композиции «Зеленый луг»

1

С 16.12 по 22.12

«Голубая страница». Голубой цвет — цвет безоблачного неба.

1

С 23.12 по 29.12

Музыкальная сказка Г. Гладкова «Голубой щенок» (прослушивание отрывков). Иллюстрирование.

1

С 09.01 по 13.01

Заполнение голубой страницы «Радужной книги».

1

С 16.01 по 20.01

«Синяя страница». Рассматривание оттенков воды в море, реке, озере

1

С 23.01 по 27.01

«Фиолетовая страница». Фиолетовый цвет — редкий цвет в природе.

1

С 30.01 по 03.02

Обобщение по теме «Пишем вместе «Радужную книгу»

1

С 06.02 по 10.02

Выполнение композиции «Я под радугой живу» с использованием разных техник

1

Опыт с зеркалом «Поймай луч». «Поймать» солнечного зайчика в альбом для рисования и нарисовать его.

Выразительное чтение отрывков из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Разгадывание кроссворда «Солнечный».

С 13.02 по 17.02

Чудесные превращения света. Понятие спектра.

1

С 27.02 по 03.03

Сказка о луче-невидимке. Опыт с зеркалом «Поймай луч».

1

С 06.03 по 13.03

Выразительное чтение отрывков из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Разгадывание кроссворда «Солнечный».

1

С 14 03 по 20.03

Обобщение по теме «Школа волшебников»

1

С 21.03 по 04.04

Из чего делают краски. Природные краски.

1

Изготовление «Коллекции красок» (пробники красок разного происхождения, их сравнение). Рассматривание иллюстраций наскальной живописи, фресок, картин. Игра «Магазин красок».

Рассматривание иллюстраций растений, из которых изготовляются растительные краски.

Викторина — назвать растения на картинке; вспомнить названия цветов, оттенков.

С 05.04 по 11 04

Из чего делают краски. Растительные краски.

1

С 12.04 по 18.04

Изготовление краски из свеклы. Практическая работа.

1

С 19.04 по 25.04

Из чего делают краски. Искусственные краски

1

С 26.04 по 03.05

Теплые и холодные цвета.

1

С 04.05 по 12.05

Коллективная работа «Жар-птица»

1

С 15.05 по 19.05

Три главных цвета.

1

С 22.05 по 26.05

Дружат ли цвета? Гармония цвета

1

«РАССМОТРЕНО»                                                                                                            «ПРОВЕРЕНО»

На заседании ШМО                                                                                                  Зам. Директора по ВР

 « ___ »    _____________ 2018 г.                                                                         « ___ »  _______________ 2018 г.

Протокол № __ от  « ___ »  _____________ 2018 г.                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...