Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир экологии" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_ekologii_1_klass.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путешествие в мир экологии»
1 класс
Рабочая программа по курсу «Путешествие в мир экологии» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Программа курса «Путешествие в мир экологии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» В.А.Самковой - Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. :в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник , 2012 . – Ч.2: 344 с.) - Проект «Перспективная начальная школа».
Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования.
I.Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Использование программы «Путешествие в мир экологии» для организации занятий во внеурочной деятельности позволит достичь следующих результатов:
- личностных – развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- метапредметных – овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цели и планировать личную и учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
- предметных – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
II.Основное содержание курса «Путешествие в мир экологии»
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
III.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
С 01.09 по 07.09 | Мир, который нас окружает. Вводное занятие. | 1 | Узнать и назвать цвета и оттенки. Подобрать эпитеты к своему любимому цвету (эмоциональная оценка цвета). Тест эмоционального состояния ребенка. «Разноцветные шары» — считывание слов с разноцветных воздушных шариков, составление из них предложений. | ||
С 08.09 по 14.09 | Как мы воспринимаем окружающий мир. | 1 | |||
С 15.09 по 21.09 | Отчего так ярок мир? | 1 | |||
С 22.09 по 28.09 | Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». Загадывание и отгадывание загадок про радугу. | 1 | |||
С 29.09 по 05.10 | «Семицветный полукруг»: все цвета радуги | 1 | «Лесной концерт» выделение и узнавание из общей гаммы знакомых звуков (пение птиц, шелест трав, стрекот кузнечиков, плеск воды и т.д.). Выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга» | ||
С 06.10 по 12.10 | Обобщение по теме «Мир, который нас окружает» | 1 | |||
С 13.10 по 19.10 | Что такое «Радужная книга»? | 1 | Нарисовать растения: землянику, гвоздику, клевер, шиповник, раскрашивая их разными оттенками красного цвета. Придумать слова с переносным значением слова «красный» (красная девица, красный угол, Красная площадь). Нарисовать и вклеить красную страницу. Прослушивание музыки А. Вивальди «Лето» (цикл «Времена года»). Выразительное чтение стихотворения М. Ивенсена «Лето красное». Составить пословицы из частей и объяснить их смысл. («Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Не красна книга письмом, а красна умом»; «Красна весна цветами, а осень — снопами»; «Красна птица пером, а человек — умом» и др.) Вспомнить и привести в качестве примера другие пословицы на заданную тему. | ||
С 20.10 по 26.10 | Знакомство с понятием цветотерапия и ее основами. | 1 | |||
С 27.10 по 10.11 | «Красная страница». Работа с пословицами. | 1 | |||
С 11.11 по 17.11 | «Красное» лето. Живая и неживая природа летом. | 1 | |||
С 18.11 по 24.11 | «Оранжевая страница». Разучивание «Оранжевой песенки» А. Арканова и Г. Горина. | 1 | |||
С 25.11 по 01.12 | «Желтая страница». Осенняя природа в творчестве художников и поэтов. | 1 | |||
С 02.12 по 08.12 | Зеленая страница». Картина начала лета в выразительных средствах музыки | 1 | |||
С 09.12 по 15.12 | Создание коллективной композиции «Зеленый луг» | 1 | |||
С 16.12 по 22.12 | «Голубая страница». Голубой цвет — цвет безоблачного неба. | 1 | |||
С 23.12 по 29.12 | Музыкальная сказка Г. Гладкова «Голубой щенок» (прослушивание отрывков). Иллюстрирование. | 1 | |||
С 09.01 по 13.01 | Заполнение голубой страницы «Радужной книги». | 1 | |||
С 16.01 по 20.01 | «Синяя страница». Рассматривание оттенков воды в море, реке, озере | 1 | |||
С 23.01 по 27.01 | «Фиолетовая страница». Фиолетовый цвет — редкий цвет в природе. | 1 | |||
С 30.01 по 03.02 | Обобщение по теме «Пишем вместе «Радужную книгу» | 1 | |||
С 06.02 по 10.02 | Выполнение композиции «Я под радугой живу» с использованием разных техник | 1 | Опыт с зеркалом «Поймай луч». «Поймать» солнечного зайчика в альбом для рисования и нарисовать его. Выразительное чтение отрывков из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Разгадывание кроссворда «Солнечный». | ||
С 13.02 по 17.02 | Чудесные превращения света. Понятие спектра. | 1 | |||
С 27.02 по 03.03 | Сказка о луче-невидимке. Опыт с зеркалом «Поймай луч». | 1 | |||
С 06.03 по 13.03 | Выразительное чтение отрывков из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Разгадывание кроссворда «Солнечный». | 1 | |||
С 14 03 по 20.03 | Обобщение по теме «Школа волшебников» | 1 | |||
С 21.03 по 04.04 | Из чего делают краски. Природные краски. | 1 | Изготовление «Коллекции красок» (пробники красок разного происхождения, их сравнение). Рассматривание иллюстраций наскальной живописи, фресок, картин. Игра «Магазин красок». Рассматривание иллюстраций растений, из которых изготовляются растительные краски. Викторина — назвать растения на картинке; вспомнить названия цветов, оттенков. | ||
С 05.04 по 11 04 | Из чего делают краски. Растительные краски. | 1 | |||
С 12.04 по 18.04 | Изготовление краски из свеклы. Практическая работа. | 1 | |||
С 19.04 по 25.04 | Из чего делают краски. Искусственные краски | 1 | |||
С 26.04 по 03.05 | Теплые и холодные цвета. | 1 | |||
С 04.05 по 12.05 | Коллективная работа «Жар-птица» | 1 | |||
С 15.05 по 19.05 | Три главных цвета. | 1 | |||
С 22.05 по 26.05 | Дружат ли цвета? Гармония цвета | 1 |
«РАССМОТРЕНО» «ПРОВЕРЕНО»
На заседании ШМО Зам. Директора по ВР
« ___ » _____________ 2018 г. « ___ » _______________ 2018 г.
Протокол № __ от « ___ » _____________ 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...