Выступление "Исследовательская деятельность с лабораторией "Наураша".
статья на тему

Маркова Марина Юрьевна

Главная  особенность  исследовательского  обучения  —  активизировать  учебную  работу  детей,  придав  ей  исследовательский,  творческий характер.Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как свет, температура, звук, магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения.На помощь приходит цифровая лаборатория «Наураша». Издатели этой цифровой лаборатории придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное- доступно для детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naurasha.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность с цифровой  лабораторией  «Наураша»

 Фундаментальные исследования — это то, чем я занимаюсь, когда я понятия не имею о том, чем я занимаюсь.

                                                                                                      Вернер фон Браун 

Главная  особенность  исследовательского  обучения  —  активизировать  учебную  работу  детей,  придав  ей  исследовательский,  творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Известный  специалист  в  области  развития  детского  мышления  в  процессе обучения Джером Брунер подчеркивает мысль о том, что умственная деятельность  ученого,  сделавшего  «эпохальное»  открытие,  и  умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Школьник, изучающий физику, как справедливо утверждает Дж. Брунер, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем получать знания в «готовом виде», как это предусматривается ортодоксальным подходом к обучению.
Исследовательское обучение, как и любое сложное явление, нельзя рассматривать одномерно, не учитывая традиционно возникающих при этом подходе проблем. Еще критики «прогрессивистской педагогики» отмечали, что познавательная сторона учебной деятельности  часто  существенно  обедняется  из-за  привязки  обучения  к непосредственному  опыту  учащегося.  Этот  опыт  часто  очень  ограничен,  фрагментарен,  плохо  структурирован,  а  потому  его  сложно использовать в качестве отправного пункта при постановке задач и ориентиров учебной работы.
В  современной  теории  исследовательского  обучения  выделяется три уровня его практической реализации:
•педагог  ставит  проблему  и  намечает  стратегию  и  тактику  ее  решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;
•педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
•на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее  исследования  и  разработка  решения  осуществляются  учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).
 

  Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры — игрушка.  С первых  месяцев  жизни  она  занимает  особое  место  среди предметов, окружающих ребенка. Обычно  предлагаемая  нами  ребенку  игрушка  не  рассчитана  на  то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут активно иссле-довать  (разбирать,  ломать  и  др.).  А  стремление  ребенка  включить  иг-рушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают.  Все  это  обычно  приводит  игрушку  в  негодность.  В  некоторых странах  существует  жесткое  правило:  ни  в  коем  случае  не  наказывать ребенка за сломанные игрушки. На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы — надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что  угодно.  Нужны  игрушки,  которые  можно  разбирать  и  собирать,  т.е. игрушки, способные к трансформациям, к тому, чтобы можно было изучать ихчать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным.

   Есть альтернативные и притом весьма продуктивные пути. Один из таких  путей —  давать  ребенку  минимум  готовых  игрушек,  стараться делать  так,  чтобы  он  играл  с  игрушками,  которые  сделал  сам  или  в создании  которых  сам  принимал  участие.  Другой  вариант  —  пусть ребенок  сам  находит  себе  игрушки  среди  предметов,  которые  его окружают. И, таким образом, мы должны признать за ним право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт. 

Исследования  показывают,  что  готовые  игрушки  нередко  приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Готовые, радующие глаз взрослого,  игрушки  часто  не  позволяют  ребенку  реализовать  свою поисковую активность, мобилизовать фантазию.

   

  Внеурочная   форма  организации   прочно ассоциируется у большинства из нас с обучением, и совсем не случайно она тайком проникает в современные школы. О том, что эта форма  организации  учебной  деятельности  не  расположена  к  проведению детьми собственных исследований и позволяет лишь фрагментарно использовать  в  обучении  методы  самостоятельного  исследовательского поиска,  известно  давно.  Поэтому  поиски  специалистов  в  направлении создания  новой  организационной  модели  идут  с  давних  времен.  

  Эта  форма  оказывается  очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и  развития.  Отсюда  и  основные  требования,  выступавшие  в  качестве ориентиров:  опираться  на  собственный  опыт  учащегося,  обучать  в действии,  побуждать  учащегося  к  наблюдению  и  экспериментированию, чередовать индивидуальную коллективную работу.

 

 

Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как свет, температура, звук, магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения.

На помощь приходит цифровая лаборатория «Наураша». Издатели этой цифровой лаборатории придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное- доступно для детей.

В игровой форме вместе с героем Наураша дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Совместные занятия очень увлекательны и интересны даже нам, взрослым. Можно открыть для себя много нового и познавательного.

Цифровая лаборатория «Наураша» стала прекрасным дополнением к уже имеющимся у нас пособиям для практической лабораторной деятельности. Эта лаборатория очень полезна в решении практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, помогают обогатить жизненный опыт детей.

 С помощью этой лаборатории на основе модулей можно планировать и проводить лабораторные работы в парах или группах детей. Помня о том, что игра занимает большое место в жизни дошкольников, авторы постарались Издатели этой цифровой лаборатории придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное- доступно для детей.

В игровой форме вместе с героем Наураша дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Совместные занятия очень увлекательны и интересны даже нам, взрослым. Можно открыть для себя много нового и познавательного.

Цифровая лаборатория «Наураша» стала прекрасным дополнением к уже имеющимся у нас пособиям для практической лабораторной деятельности. Эта лаборатория очень полезна в решении практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, помогают обогатить жизненный опыт детей.

С помощью этой лаборатории на основе модулей можно планировать и проводить лабораторные работы в парах или группах детей. Помня о том, что игра занимает большое место в жизни дошкольников, авторы постарались учесть это.

Работая в лаборатории в парах, группах, ребята учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения.

Помня о задаче преемственности всех ступеней образования, авторы и создатели детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» хотят приоткрыть дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучение всех этих предметных областей в средней и старшей школе с большим интересом и желанием. Это одна из главных целей проекта.

Существует свободный режим, в котором выполнять задания не обязательно. Можно использовать датчик для измерения и смотреть, что происходит на экране.

Исследовательская деятельность увлекает детей, многие ребята набираются опыта и проводят исследования, а затем принимают участие в различных исследовательских конкурсах.


-


- сопутствующая компьютерная программа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...