Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная работа Словесный: рассказ | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
- Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
- Занимайте свои места.
| 1. Показывают готовность к уроку. 2. Выполняют то, что им сказал учитель. | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | 1.Актуализирует знания о Родине, подводит к теме урока. - Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран, внимательно рассмотрите пейзажи и послушайте песню И.Шаферан «Красно солнышко».
- Скажите, о чём эта песня?
- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?
- Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?
- Родина у каждого своя, а какая у вас Родина?
- Верно, Воронько Платон Никитович писал такие строки:
Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: Лучше нет родного края! - Вы согласны с автором? Вы любите свою Родину – Россию? Почему?
| 1.Отвечают на вопросы
- О Родине.
Да
Родной дом, тепло, уют и т.д
Россия
Предполагаемые ответы детей | П: умение анализировать
М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи | Презентация, аудиофрагмент
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа | 1.Формулирует совместно с учениками тему урока. - Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
2. Формулирует совместно с учениками цель урока.
- Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?
3. Составляет совместно с учениками план работы.
- Итак, давайте составим план нашего сегодняшнего урока.
| 1.Формулируют тему урока. Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация. 2.Формулируют цель урока.
Узнать историю России, познакомиться с государственными символами страны, а также узнать роль президента России. 3. Составляют план урока.
ПЛАН 1.Узнать историю России, познакомиться с основными событиями, которые происходили в нашей стране. 2.Познакомиться с символами страны. 3. Узнать элементы биографии президента России. |
П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
М: Научатся составлять план и последовательность действий
| Презентация
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Практический: работа с картой Словесный: беседа, объяснение | 1.Организует работу с картой. - Вы часто слышите обращение «ребята», «дети», дома вас называют «сын», «дочка». Про того, кто живет в городе, скажут «горожанин», в селе – «селянин». Все мы – земляне, и одновременно каждый из вас россиянин, потому что является гражданином России.
- Итак, покажи пожалуйста Россию на карте.
- Это самая большая страна в мире. Она занимает 1/6 часть земной суши, ее площадь превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Чтобы пролететь над Россией с запада на восток, самолету потребуется не менее одиннадцати часов, а с севера на юг поезд будет ехать трое суток. Условно границы между Европой и Азией проходят по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю, поэтому часть России находится в Европе, часть – в Азии.
- Покажи, воды каких океанов омывают нашу Родину.
- Покажи с какими государствами она граничит.
- Верно, Россия граничит с восемнадцатью странами. Это самый большой показатель в мире.
- А теперь покажи столицу нашей страны.
- Молодец, присаживайся.
2. Объясняет новый материал про историю России. - А кто знает в какой момент нашу Родину начали называть Россия?
- В середине 16 века, во времена правления царя Ивана Грозного, нашу родину начали называть Россией. В его правление к Московскому государству были присоединены Казанские и Астраханские земли с проживающими по берегам Волги и её притоков народами: татарами, башкирами, чувашами и другими. В документах, которые подписывал царь, он называл своё царство Россией, народ своего царства – Российским, а Москву – «царствующим градом».
При Петре Великом в первой половине 18 века, «царствующим градом стал город Санкт-Петербург. - Кто знает официальное название нашей страны?
- А почему нашу страну называют многонациональной?
- Верно, Федерация означает добровольное объединение равноправных территорий и народов. В ее состав входят различные субъекты: 21 республика, а также автономные области и края. Издавна Россию населяли разные народы. Сегодня в ней живут представители свыше ста шестидесяти национальностей, поэтому ее называют многонациональной и многоязычной страной. Это русские, татары, башкиры, карелы, ненцы и многие другие. На территории России проживают украинцы, белорусы.
- Испокон веков на территории России живут разные народы. Щедро отдавали наши предки на благо Отечества свои силы, знания и даже жизни. В трудные времена Минина и Пожарского, в грозные дни Отечественной Войны 1812 года и Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов общая беда сближала всех россиян. Все поднимались на защиту Отечества.
- Хоть наша страна и многонациональная, скажите, какой язык является общим для всех?
- Верно. Каждый из народов отличается от других историей, языком, культурой, традициями, но исторически так сложилось, что общим государственным языком для всех ее жителей стал русский. На русском языке пишутся документы, ведутся международные переговоры, идет обучение в школах, вузах. Общий язык объединяет жителей разных уголков, но все народы имеют возможность сохранить и свой язык и изучать его в школах.
3. Объясняет новый материал про символы Российской Федерации. - У каждой страны есть отличительные знаки. Назовите Символы нашего государства.
- Верно, начнем с флага? Какой он?
- Расположите цвета в правильном порядке.
- Полотнище его состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос – белой, синей и красной. Подбор цветов не случаен. С древних времен каждый цвет имел свое особое значение. Сверху белая полоса, белый цвет особый, божественный. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду. Синяя полоса посередине – это, конечно, цвет чистого неба и воды. Главным занятием населения страны было земледелие. Чем больше погожих дней, тем лучше урожай. Синий – цвет веры, верности. Красная полоса снизу – символ земли, смелости, силы. Красный – огонь и кровь. Наши предки любили свою землю и ласково называли ее красной – красивой. Красный цвет считался цветом красоты, всего самого прекрасного, лучшего. Всего несколько веков назад свадебный наряд девушки был не белым, а красным. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве зовется Красной.
- Какой символ ещё вы знаете?
- В современной России принят старинный герб, на котором изображен двуглавый орел на красном щите – символ могущества государства. Двуглавый орел обозначал еще в прошлые века империю, которая находилась в двух частях света, в Европе и Азии. И в наши дни он означает власть, силу, благородство. В самом центре герба, на груди орла помещен еще один герб с изображением всадника, который острым мечом поражает черного змея-дракона. Это герб Москвы, столицы России. Изображенный на нем всадник, святой Георгий Победоносец, побеждает врагов государства. Он – символ победы света над тьмой, добра над злом.
- Сейчас вы услышите, еще один символ Российской федерации. Что это?
- Гимн – это торжественная хвалебная песня. В гимне любого государства прославляется страна и ее народ. Исполняется он в особо торжественных случаях. При исполнении гимна положено вставать, показывая тем самым уважение к стране и ее народу. Современный гимн Российской Федерации написан композитором Александром Александровым и поэтом Алексеем Михалковым.
4. Объясняет новый материал о президенте России. - Ребята, кто является главой нашего государства?
- Верно, президент направляет деятельность правительства. Какие обязанности есть у президента и Правительства?
- Ответственность президента перед страной очень велика, поэтому при вступлении в должность Президент РФ в торжественной обстановке произносит клятву.Он клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.
- Кто является президентом нашей страны?
- Первым президентом России был Борис Николаевич Ельцин, избранный на этот пост 1991 году.После Бориса Николаевича Ельцина на этом посту находились Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев.
- В 2012 году российским президентом вновь был избран Владимир Владимирович Путин. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Российской Федерации.
- Резиденция нашего президента находится в Кремле, располагается в здании Сената. В резиденции проходят вручения государственных наград, грамот, церемонии инаугурации президента, приёмы по случаю крупных государственных праздников.
|
1.Один ученик работает с картой, остальные помогают.
Россия омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также морями Атлантического океана: Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским.
Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея являются соседями России, а морские границы Россия имеет с Японией и США
Москва
Отвечают на вопросы
Российская Федерация
Территорию России населяют разные народы
Русский
Флаг, герб, гимн
Трёхцветный
Белый, синий, красный.
Герб
Гимн
Президент
Оборона страны, государственная безопасность, развитие науки, культуры и образования, создание достойных условий жизни для своих граждан, борьба с преступностью
Владимир Владимирович Путин |
П: уметь работать с картой,
Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; воспитание патриотических чувств;
М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации
Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации
Л: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Презентация Аудиофрагмент |
Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа Словесный: выразительное чтение учителем | Организует и проводит динамическую паузу. - Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся.
- Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
| Выполняют упражнения | Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
|
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Работа в парах Словесный: учебный диалог Практический: упражнения
| 1.Организует работу в парах.
- Перед вами лежат небольшие таблички, в первый столбик вам необходимо вписать правильное расположение цветов флага Российской Федерации, а во второй то, что эти цвета обозначают.
- Выполните это задание в паре со своим соседом. Приступайте.
- Посмотрите на экран. Давайте из пазлов соберём пословицы. Прочитайте получившиеся пословицы, объясните, как Вы их понимаете
| 1.Выполняют работу в парах.
Цвета флага | Значение | Белый | Цвет чистоты и надежды | Синий | Цвет безоблачного мирного неба | Красный | Цвет крови, жизни |
Человек без Родины , что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Предполагаемые ответы детей.
| П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач; М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа Фронтальная работа Словесный: объяснение Практический: упражнения | 1. Проводит самостоятельную работу. - Ребята, а сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо заполнить пропуски.
На листочках: Заполните пропуски. «Моя Родина – это ________________. Самыми трудными событиями моей Родины были _____________________. Когда я вырасту, я хочу _______________________________. Я не хочу, чтобы моя Родина ________________________________. Я благодарен своей Родине за то, что _________________________________.» - Итак, время вышло, сдайте работы.
| 1. Выполняют самостоятельную работу
| П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач; М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа Работа в группах Словесный: учебный диалог Практический: упражнение | 1.Организация работы в группах.
- Итак, сейчас я вам раздам карточки, вам необходимо будет дополнить предложения. Для этого поработаем в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
- Приступайте к выполнению.
На листочках: Заполните пропуски. Имя нашей многонациональной страны – __________, или ____________________________. Столица нашей Родины – город __________. Государственный язык на всей территории России – __________. Главой Российской Федерации является _____________________. Ответственность Президента перед страной велика, поэтому при вступлении в должность Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу ____________________. - Давайте проверим, что у вас получилось.
| 1.Работают в группах.
1. Работать в группе должны все. 2. Уважай мнение других. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо.
Имя нашей многонациональной страны – Россия, или Российская Федерация. Столица нашей Родины – город Москва. Государственный язык на всей территории России – русский. Главой Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Ответственность Президента перед страной велика, поэтому при вступлении в должность Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. | П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;
М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа
| 1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
- Подведём итог нашего урока.
- Какая тема у нас сегодня была?
- Какая цель сегодняшнего урока?
- Мы достигли цели?
- Какие возникали трудности?
2.Проводит работу по самооценке. - Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.
- Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то нарисуйте человечка на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
| 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.
Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация. Узнать историю России, познакомиться с государственными символами страны, а также узнать роль президента России. Да Трудности в выполнении некоторых заданий 2. Дают оценку своей работе на уроке.
| М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Презентация |