Методики оценивания
материал (1 класс) на тему

Олещенко Надежда Евгеньевна

Методики оценивания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-1.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

3. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;


4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

  • - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ - НОВОЕ

  • – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

  • удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.


Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

  • процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

  • целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».

Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

  • осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

  • повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;


  • в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

  • дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

  • уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

  • умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».

Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

 С первого класса пользуемся такими оценочными суждениями:

  1. «++» - хорошо умею, могу научить других.

  1. «+» - умею.

  1. «?» - сомневаюсь в умении.

  1. «-» - не умею.

  • Сомневается « +/-»

  • Не знает « - »

Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания в 1-м классе.

Необходимо отметить важность вывешивания детских работ. Вывешивание детских работ придает детской работе новый статус – значимость в классе.

Обсуждение детьми вывешенных работ позволяет выделить существенное, интересное, ценное в каждой работе.

Важно учителю придумывать такие виды работ, к которым при завершении дети могут возвращаться, когда результаты работы зафиксированы и вывешены.

Сначала учитель вывешивал все детские работы, не оценивая их, только обращая внимание детей на вывешенные работы. Дети, поняв значимость этого места, стали просить вывесить их работы, которые они считали нужными. Потом дети стали вывешивать работы, которые они делали не только в классе, но и дома. Это стало создавать атмосферу, когда дети видели веер разных работ и начинали пробовать выполнять ту или другую работу (Например, говорили, что хотят сделать такую же работу как Марина). Учителем подчеркивалась значимость представленности работы. Весь первый класс прошел в поддержании учителем представления детских работ.

Работы были по математике, русскому языку, каллиграфии, труду, рисованию, детские тексты на свободную тему и другие детские инициативные работы (например, карты).

  • 1-м классе детям было трудно доводить задуманную работу до завершения, поэтому завершенность работы, по мнению автора, становилось одним из критериев к вывешиванию работы. А так же сама значимость вывешивания двигала детей к мобилизации сил в завершении своей работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методики оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе

Техники и методики оценивания  в компетентностно-ориентированном образовательном процессе...

Техники и методики оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе

Техники и методики оценивания  в компетентностно-ориентированном образовательном процессе...

Методика оценивания деятельности учащихся в условиях ФГОС.

Способы и формы оценки достижений учащихся....

Урок математики 3 класс c использованием методик формирующего оценивания по ФГОС

Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" с использованием методик формирующего оценивания...

Методика оценивания качества работы МО( самоанализ)

Дополнение к анализу работы МО за год...

Методика оценивания "Лесенка"

Методика оценивания "Лесенка"...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая...