МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья
В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая роль дистанционного (удалённого) формата обучения в рассматриваемых условиях для отечественной системы образования в целом. Также была выявлена тенденция к увеличению доли дистанционных технологий обучения по отношению к традиционным способам его организации, в связи с чем дистанционный формат организации образовательной деятельности рассматривается как новый базис для всей педагогической деятельности, в особенности, для инновационной.Исходя из того, что технологической основой для организации дистанционного обучения выступают специализированные организационно-технические системы, организация эксплуатации которых сопровождается порой существенными экономическими издержками, обоснована актуальность задачи оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения. На первоначальных этапах решения соответствующей задачи оценивания сложное свойство эффективности педагогических инноваций рассмотрено с позиций системного подхода, теории эффективности целенаправленных процессов и основных принципов исследования операций. В результате разработана методика оценивания, опирающаяся на двухэтапную схему, в соответствии с которой на первом этапе решаются задачи скаляризации, а на втором – детерминизации.В результате определена структура и содержание основных этапов методики оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения, особенностью которой является представление образовательного процесса как системы, находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой. Разработанная методика позволяет априорно определять эффективность педагогических инноваций при заданных эксплуатационно-технических характеристиках и условиях функционирования и применения систем дистанционного обучения. Оценка эффективности, полученная с помощью разработанной методики, может быть использована непосредственно как для решения задач анализа качества исследуемых педагогических инноваций, так и для решения обратных задач синтеза.
https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=367341 (страница 102-107)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021.no3_34_nauchnyy_zhurnal_upravlenie_ustoychivym_razvitiem.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 102 УДК 37.018. 43 М. А. Прохоров, Р. А. Юхимук, М. А. Лыкова МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: педагогическая инновация, дистанционное обучение, эффективность, оценивание В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая роль дистанционного (удалённого) формата обучения в рассматриваемых условиях для отечественной системы образования в целом. Также была выявлена тенденция к увеличению доли дистанционных технологий обучения по отношению к традиционным способам его организации, в связи с чем дистанционный формат организации образовательной деятельности рассматривается как новый базис для всей педагогической деятельности, в особенности, для инновационной.Исходя из того, что технологической основой для организации дистанционного обучения выступают специализированные организационно-технические системы, организация эксплуатации которых сопровождается порой существенными экономическими издержками, обоснована актуальность задачи оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения. На первоначальных этапах решения соответствующей задачи оценивания сложное свойство эффективности педагогических инноваций рассмотрено с позиций системного подхода, теории эффективности целенаправленных процессов и основных принципов исследования операций. В результате разработана методика оценивания, опирающаяся на двухэтапную схему, в соответствии с которой на первом этапе решаются задачи скаляризации, а на втором – детерминизации.В результате определена структура и содержание основных этапов методики оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения, особенностью которой является представление образовательного процесса как системы, находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой. Разработанная методика позволяет априорно определять эффективность педагогических инноваций при заданных эксплуатационно-технических характеристиках и условиях функционирования и применения систем дистанционного обучения. Оценка эффективности, полученная с помощью разработанной методики, может быть использована непосредственно как для решения задач анализа качества исследуемых педагогических инноваций, так и для решения обратных задач синтеза. M. A. Prokhorov, R. A. Yukhimuk, M. A. Lykova METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING Key words: pedagogical innovation, distance learning, efficiency, assessment This article presents the results of an analysis of the organization of educational activities in the Russian Federation in the context of a pandemic of a new coronavirus infection. The research has determined the dominant role of the distance education format of study in the conditions under consideration for the entire domestic education system. A tendency was revealed towards an increase in the share of distance learning technologies in relation to the traditional methods of its organization, in this regard, the distance format of organizing educational activities is considered as a new basis for all pedagogical activities, especially for innovative ones.Proceeding from the fact that the technological basis for the organization of distance learning is specialized organizational and technical systems, the organization of operation of which is sometimes accompanied by significant economic costs, the authors substantiated the urgency of the task of assessing the effectiveness of pedagogical innovations in the context of distance learning. At the initial stages of solving the corresponding problem of assessment, the complex property of the effectiveness of pedagogical innovations is considered from the standpoint of a systematic approach, the theory of the effectiveness of purposeful processes and the basic principles of operations research. As a result, an estimation technique was developed based on a twostage scheme, according to which scalarization problems are solved at the first stage, and determination at the second stage. As a result, the structure and content of the main stages of the methodology for assessing the effectiveness of pedagogical innovations in the context of distance learning was determined, a feature of which УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 103 is the presentation of the educational process as a system that is in interconnection and interaction with the external environment. The developed methodology makes it possible to determine a priori the effectiveness of pedagogical innovations both for the given operational and technical characteristics of distance learning systems, and in the conditions of its functioning and application. The assessment of the effectiveness that was obtained using the developed methodology can be used directly both for solving problems of analyzing the quality of the studied pedagogical innovations, and for solving inverse problems of synthesis. Пандемия новой коронавирусной инфекции изменила привычное устройство мира. В частности, серьёзные изменения претерпел ландшафт образовательной деятельности (ОД), начиная от дошкольного и заканчивая высшим образованием. Крупнейший за всю историю сбой в функционировании систем образования затронул почти 1,6 миллиарда учащихся, более чем в 190 странах [1,2]. С целью предотвращения полной остановки ОД, а также минимизации возможных негативных последствий, в том числе отложенных, руководство Российской Федерации (РФ) было вынуждено в экстренном режиме организовывать дистанционный (удалённый) формат обучения. В целом, эксперты сходятся во мнении об определённых успехах, достигнутых в этом направлении. Вместе с тем, были выявлены некоторые упущения и наметившиеся парадигмальные изменения в отечественной образовательной системе. Так, например, стала очевидна зависимость от иностранных платформ организации дистанционного обучения (ДО). На первоначальных этапах перехода к удалённому формату обучения Министерство просвещения РФ рекомендовало исключительно иностранные платформы (таблица 1) [3], наибольшую популярность среди них приобрёл сервис видеоконференций Zoom. Однако с 31 марта 2021 года российским партнёрам разработчика сервиса Zoom было запрещено продавать его лицензии в государственный сектор РФ [4, 5, 6]. При этом компания Zoom Video Communications никак не объяснила свои действия. В результате пришлось оперативно адаптировать уже используемый формат организации ДО. Сложившаяся ситуация наглядно показала важность, а с учётом возможных социальноэкономических последствий полной остановки ОД, стратегическую значимость отечественных систем дистанционного обучения (СДО). Отметим, что в настоящее время уже существует ряд отечественных решений в области СДО, однако, по-прежнему остаются нерешёнными вопросы по их стандартизации, селекции и массовому внедрению. Указанные обстоятельства представляют собой отдельные, самостоятельные направления исследований. Таблица 1 – Сравнительная характеристика рекомендованных платформ организации ДО Характеристика Skype Zoom Discord Microsoft Teams Количество обучающихся (бесплатная версия) 50 100 10 (50) До 250 Возможность организации групповой работы - + + + Возможность организации обратной связи + + + + Время работы До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц До 40 минут («один на один» без ограничений) Без ограничений Без ограничений Обязательность регистрации обучающихся на платформе + - + - Возможность файлового обмена + + + + Возможность «демонстрации экрана» + + + (до 100 Мб) + Возможность записи занятия + (30 дней) + (40 минут, хранение в облаке или локально) - + УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 104 В то же время, ведущие специалисты считают, что доля ДО в ОД будет постоянно увеличиваться. В связи с этим, ДО справедливо считать новым технологическим базисом для современной педагогической деятельности, особенно инновационной. При этом, необходимо учитывать, что сам «инструментарий» организации дистанционного обучения – СДО, представляют собой довольно сложные организационно-технические системы, что приводит, в свою очередь, к существенным финансовым издержкам, связанными с организацией их эксплуатации. Все вышесказанное обуславливает необходимость разработки соответствующих подходов к определению целесообразности внедрения и дальнейшего использования, вновь разрабатываемых педагогических инноваций (ПИ) в рамках ДО. Таким образом, возникает актуальная задача оценивания эффективности ПИ при заданных эксплуатационнотехнических характеристиках СДО, условиях их функционирования и применения. Причём наибольший практический интерес представляет априорная оценка качества исследуемых ПИ. Разработка методики оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения В последние годы педагогическая теория всё чаще обогащается новыми понятиями и терминами, заимствованными из других предметных областей. Это свидетельствует о тесной связи педагогики с другими науками [7]. В рамках исследования, под ПИ следует понимать принципиально новые способы и методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности [8]. Отметим, что в целом ПИ подразумевает некоторое улучшение течения и результатов учебных процессов, однако это не всегда так [9]. Как видно из определения, ПИ возможно интерпретировать как некую операцию в широком смысле [10]. В свою очередь, СДО справедливо рассматривать как множество взаимосвязанных материальных объектов (технических средств и обслуживающих их групп людей), то есть как определённую целеустремлённую техническую систему [11]. Исходя из выявленного подобия, оценивание эффективности ПИ целесообразно осуществлять в соответствии с методологическими аспектами системного подхода, теории эффективности целенаправленных процессов и основных принципов исследования операций. Как и любая операция, ПИ обладает главным комплексным свойством – эффективностью, то есть степенью приспособленности к достижению цели. В свою очередь, компонентами эффективности являются [7]: – результативность (характеризуется получаемым в результате целевым эффектом, например, средний бал рубежного контроля); – ресурсоёмкость (характеризуется расходом операционных ресурсов всех видов (материально-технических, информационных, временных, людских и т.д.), например, количество привлекаемых педагогов, объём материально-техническое обеспечение); – оперативность (характеризуется расходом операционного времени (времени потребного для достижения цели), например, потребное количество учебных часов для освоения учебного раздела, темы, модуля). Исходя из этого, введём следующие обозначения: – вектор результатов (позитивных эффектов) ПИ; – вектор затрат ресурсов (негативных эффектов) на получение этих результатов; – вектор временных затрат на получение этих результатов. Тогда показатель эффективности (качества) результатов ПИ будет представлять собой n-мерный вектор ( ): Для того, чтобы свести n-мерный вектор к удобному трёхкомпонентному вектору необходимо воспользоваться одним из известных способов свёртывания частных (единичных) показателей результатов операции [9, 10]. Тогда качество результатов ПИ будет описываться следующим вектором: Отметим, что каждая из компонент вектора зависит от конкретных характеристик СДО и условий её функционирования: , где – вектор эксплуатационнотехнических характеристик СДО (структурных, организационных, параметрических и т.д.); – вектор характеристик условий функционирования СДО. УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 105 Содержательно цель ПИ заключается в получении требуемых результатов, что соответствует реализации критерия пригодности: , где – область (множество) допустимых значений вектора , задаваемая директивно (требования «заказчика», Федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных актов); – достоверное событие (истинное высказывание). Руководствуясь особенностями функционирования существующих и перспективных СДО, справедливо допустить, что на их эксплуатационно-технические характеристики и параметры, а также на условия функционирования и применения всегда будет воздействовать спектр априори неизвестных, то есть случайных факторов. Именно поэтому вектора , и, следовательно, оказываются случайными, то есть: , (1) Очевидно, что пригодность ПИ есть также случайное событие, по которому судить об эффективности нельзя, поэтому характеристикой степени приспособленности ПИ к достижению цели в условиях реального функционирования может служить исключительно вероятность случайного события (1) при заданной совокупности условий: Таким образом, показателем эффективности ПИ является вероятность достижения цели ( ), схема алгоритма оценивания которой в соответствии с [10], представлена на рисунке 1. Рис. 1 – Схема алгоритма оценивания эффективности педагогических инноваций УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 106 Как видно из представленной схемы, оценивание осуществляется в два этапа. На первом решаются задачи скаляризации путём перехода от вектора к критерию , а на втором – задача детерминизации путём перехода от к . Опираясь на представленную схему оценивания и исходя из детерминированности требований к результатам ПИ, стало возможным разработать соответствующую методику оценивания эффективности ПИ в условиях дистанционного обучения, структура которой представлена на рисунке 2. ( ) 3 3 X F X P a a b b c c ∧ ∧ ∧ ∧ ⎡ ⎤ ⎛ ⎞ ⎛ ⎞ ⎛ ⎞ = ≤ ∩ ≤ ∩ ≤ ⎢ ⎥ ⎜ ⎟ ⎜ ⎟ ⎜ ⎟ ⎣ ⎦ ⎝ ⎠ ⎝ ⎠ ⎝ ⎠ { } [ ) ( ] ( ] 3 , , , ДОП X a b c = +∞ × −∞ × −∞ G : O : S : 3 { } (( ) ) ( ) 3 , , , , ДОП ДЦ D P P X X P A B C D f a b c dadbdc ∧ ⎛ ⎞ = ∈ = ⊂ = ⎜ ⎟ ⎝ ⎠ ∫∫∫ : ТР ДЦ ДЦ : S P P ≥ ТР O P P ДЦ ДЦ = Рис. 2 – Структура методики оценивания эффективности педагогических инноваций в условиях дистанционного обучения В представленной методики центральным моментом является задача определения закона распределения случайного вектора , представляющая собой самостоятельную проблему, соизмеримую по сложности с концептуально-методологической [10]. На современном этапе развития прикладной математики данную задачу целесообразно решить одним из следующих методов: аналитическим, численным, статистических испытаний, статистического имитационного моделирования [11]. Заключение. Разработанная методика оценивания эффективности ПИ в условиях ДО позволяет априорно определять соответствующие показатели при заданных эксплуатационно-технических характеристиках СДО, условиях её функционирования и условий применения. Практическая значимость решения задачи анализа эффективности ПИ заключается в возможности сравнения различных вариантов СДО, а самое важное, непосредственно для оптимального проектирования самих ПИ. Литература УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ. 2021. №3 (34) 107 1.Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период / Организация Объединённых Наций, 2020. 32 с. 2.Алексеев С. А. Трансформация использования информационно-коммуникативных технологий в условиях пандемии Covid-19 3 // Управление устойчивым развитием. 2020. №6 (31). С.37- 42 3.Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебновоспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий / министерство просвещения Российской Федерации, 2020. 23 с. 4.Zoom запретил пользоваться своей видеосвязью властям России и госкомпаниям. URL: www.cnews.ru/news/top/2021-04-06 (дата обращения 08.05.2021). 5.Zoom запретила российскому госсектору пользоваться своей видеосвязью URL: www.rbc.ru/s/technology_and_media/06/04/2021 (дата обращения 08.05.2021). 6.К чему приведёт отказ Zoom работать с госкомпаниями из России URL: www.news.rambler.ru/s/community/46170300 (дата обращения 12.05.2021). 7.Кирягина М. Е. Педагогические инновации в образовании // Вестник Казанского технологического университета. № 18 2012. С. 282-284. 8.Джумаева С. А., Хайруллаева М. Х. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. № 3(29). 2019. С. 38-39. 9.Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. № 3. 2007. С. 345-353. 10.Методологические основы теории эффективности / Морозов Л.М., Петухов Г.Б., Сидоров В.Н. – Ленинград им. А.Ф. Можайского, 1982. 236 с. 11.Методологические основы проектирования целенаправленных процессов и целеустремленных систем / Петухов Г.Б., Якунин В.И. М.: АСТ, 2006. 504 с. Сведения об авторах: ©Прохоров Михаил Александрович – кандидат технических наук, начальник лаборатории, Военнокосмическая академия имени А.Ф. Можайского, Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: vka@mil.ru. ©Юхимук Роман Алексеевич – младший научный сотрудник, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Российская Федерация, Санкт-Петербург, e-mail: vka@mil.ru. ©Лыкова Мария Александровна – учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14, Российская Федерация, Красногорск, e-mail: maria.lykova2112@mail.ru. Information about the authors: © Prokhorov Mikhail Aleksandrovich – Candidate of Technical Sciences, Head of the Laboratory, Military Space Academy, Russian Federation, Saint-Petersburg, e-mail: vka@mil.ru. © Yukhimuk Roman Alekseevich – Junior Researcher, Military Space Academy, Russian Federation, SaintPetersburg, e-mail: vka@mil.ru. © Lykova Maria Aleksandrovna – Teacher, Municipal budgetary educational institution Secondary school No. 14., Russian Federation, Krasnogorsk, e-mail: maria.lykova2112@mail.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения
В работе представлен материал по оцениванию первоклассников в условиях безотметочного обучения. Даны практические материалы, приёмы работы....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...
Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...
Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.
Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...
Выступление на педагогическом совете "Проведение внеклассных мероприятий в условиях дистанционного обучения"
В данном материале представлены проекты, которые можно использовать при дистанционной форме обучения....
МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены особенности организации отечественной образовательной деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Было установлено, что, несмотря на определённые трудности, Ро...