Экологическая игра
материал на тему

Интересное мероприятие для детей 1-4 классов по экологии на основе сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_2_kl.docx374.89 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра для учащихся начальных классов

«Сказочная экология»

Участники: дети младшего школьного возраста.

Количество детей: 13  человек

Длительность: 45 минут

Цель: воспитание бережное отношение к природе детей через изучение сказок.

Задачи:

  • способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
  • способствовать развитию интереса к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе и любви к родному края.
  • Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
  • Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества.

Форма: интегрированная, включающая в себя материалы по изобразительному искусству, литературе и устному народному творчеству.

Подготовка

1. Выбираются три команды-участницы в составе 4 человек.

2. Изготавливаются карточки с вопросами и заданиями.

4. Проводится сбор материалов (публикаций в газетах и журналах, занимательных вопросов и игр, детских сказок, пословиц и поговорок, книг о природе).

6. Определяется состав жюри и дается объяснение его членам основных правил судейства.

7. Изготавливаются конверты и карточки с заданиями, реквизит для их выполнения.

Участвуют ученики 2—3-го классов, классный руководитель, жюри — учителя начальных классов, учитель-психолог.

Сценарий мероприятия.

Вступительное слово педагога.  
Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?

Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой.

Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.

В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней. Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»). Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.

В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.

Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
Ребята делятся на 3 команды и выбирают капитанов. 

Педагог: - Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

«Разминка». Командам по очереди задаются вопросы:

КОМАНДА1. Какие  деревья чаще всего встречаются в сказках? (Яблоня, дуб, Береза, Ива)

КОМАНДА 2. Почему мать-и-мачеха получила такое название? (Нижняя сторона листа мягкая, опушенная, теплая, а верхняя — гладкая, холодная.)

КОМАНДА 3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки и рябчики.)

КОМАНДА1. Куда зайцу бежать удобней — с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние — длинные, поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)

КОМАНДА 2. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)

КОМАНДА 3. У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (У дятла.)

1 тур «Растения в сказках»

Педагог: - Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, и т. д.). Назовите сказки, в которых встречаются сказочные растения которым уделяется большое внимание  (например роза в «Маленьком принце»)

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы

(Примерные ответы)

2 тур « Волшебные превращения»

Педагог: - Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня
12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

3 тур «Мифические существа»

Педагог:- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
Назовите сказки, в которых есть мифические существа.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Ох и золотая табакерка» - Ох

2. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
3. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо
4. «Леший» - Леший
5. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга
6. «Беляночка и Розочка» - Гном
7. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга
8. «Волшебная лампа» - Джин
9. «Дракон и царевич» - Дракон
 

 

Педагог: Вот и прошло три тура нашей игры надо бы нам, и отдохнуть давайте встанем со своих мест,  выйдем в зону отдыха  пришло время сказочной физкультминутки.

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

4 тур «Неживая природа в сказках»

Педагог: - Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка, печка, яблоня
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег

5 тур «Экология и сказки»

Педагог: - Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного

Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример: В гости к бабушке пошла,
                          Пироги ей понесла.
                          Серый Волк за ней следил,
                          Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!

На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)

1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

2. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

3. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент –многообразие зверей леса.)

4. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)

5. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)

6. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Сказка «Теремок», экологический момент – многообразие животного мира.)

7. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)

8. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

9. В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло...
Вот беда – ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это? ...
(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных)
 

6 тур «Сказочные кроссворды»

На столе разложены конверты, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 5-10 минут решают кроссворд. (сделана ошибка в кроссворде 1 очко, полностью 2 очка)

C:\Users\Елена\Desktop\1460211610_11.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\1460211666_3.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\1460211616_7.jpg

Заключительное слово педагога.

Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир.

 А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и многое другое.
Жури подводит итоги конкурса.  Поздравление победителей викторины.
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

экологическая игра "В мире цветов"

научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....