Выступление на педсовете" Исследовательский метод в начальной школе".
статья (4 класс) на тему
Расскрываются принципы организации проектно - исследовательской деятельности на уроках в начальной школе. Составлена памятка начинающего исследователя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_metod_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский метод обучения в начальной школе.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого.
Основные направления исследовательской работы:
- Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
- Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
- Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:
- актуализация исследовательской потребности ученика;
- вовлечение в поисковую деятельность;
- поиск средств, активизирующий процесс познания;
- помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
- содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
- доведение ученика до результативности в деятельности;
- создание условий, стимулирующих познавательную активность.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.
Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития.
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и
т.д.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.
Этот принцип предполагает формирование у школьников исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое общение педагога с учеником. Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к решению задачи, а выступал как человек более опытный в поиске ответов на вопросы.
Поэтому нам кажется важным провести основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования. Их отражает данная таблица.
Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях
Параметры сравнения | Исследовательская деятельность в знаниевой модели | Исследовательская деятельность в личностно-ориентированной модели |
Цель исследовательской деятельности | Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы. | Развитие личностного своеобразия «Я – исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта. |
Способ приобщения | Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности. | Вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями в школьном научном обществе. |
Основные средства | Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования. | Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией. |
Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования. | Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии. | |
По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе. | В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями. | |
Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования. | В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика. | |
Особенности организации этапов учебного исследования | Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования. | Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика. |
Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов. | Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем. | |
Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем. | Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток. | |
План исследовательской деятельности зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования. | План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности. | |
Эксперимент нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов. | Эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента. | |
Особенности организации обратной связи | Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов. | Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению. |
Результаты исследовательской деятельности | Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах. | Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!). |
Использование приобретённого опыта в дальнейшем | Предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован ребёнком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности. | Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития. |
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи. | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач. |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов. | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов. |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов. | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов. |
4 тап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности. |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Результаты
Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.
Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.
Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе
25 апреля 2013 -
В статье описаны приёмы и методы работы над проектом на уроках в начальной школе. Проектно - исследовательская деятельность позволяет достичь максимального эффекта: повышается вероятность творческого развития учащихся, развивается активность, укрепляется чувство cоциальной ответственности.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Педагогическое управление в процессе учебного взаимодействия и межличностных отношений стимулирует выход личности на качественно новый уровень самоорганизации. Развитие возможно не только за счет социальных компонентов: взаимопонимания, ценностно-ориентационного единства, мотивационно-ценностного отношения, личностного смысла деятельности. Сочетание интеллектуального и социального при целенаправленном педагогическом влиянии составляет процесс развития личности ученика. Использование различных педагогических технологий в процессе управления определяет степень упорядоченности проектной деятельности, ее содержательный вектор.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.
Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы. Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».
Целью проектной деятельности является:
- создание технологии устойчивого развития качества образования,
- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.
Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.
Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.
Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
самостоятельно конструировать свои знания;
самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно планировать свою деятельность;
самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
способствует практической реализации деятельности ребёнка;
развивает его индивидуальные интересы.
Проектную деятельность можно организовать в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично свой результат.
В 1 классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:
• Сделай буквы из различных материалов.
• Напиши любой букве рисуночное письмо.
По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. В виде защиты два наиболее интересных и содержательных проекта, выполненные совместно с родителями, были отправлены на Всероссийский конкурс «С днём именин, Дед Мороз!». Ребята получили дипломы 1 и 2 степени.
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
Теперь я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах. В своей работе применяю такую форму презентации работы, как Ярмарка. Отличие этой формы заключается в расширении средств презентации за счет оформления стенда каждой группой, а также запланированной возможностью диалога между гостями Ярмарки и авторами проекта. Стенд – это витрина проекта, где можно творчески представить не только результат, но процесс работы над ним. Стенд может быть произвольной формы. Обязательными элементами оформления являются: название проекта, сам продукт, проблема и цель проекта, этапы работы, использованные источники. Также на стенде могут быть представлены творческие работы, созданные детьми в процессе работы над проектом (рисунки, модели, доклады). Авторы проектов находятся у своих стендов. Зрители и жюри знакомятся с содержанием стендов, задают вопросы авторам. Так же оформленные результаты можно представить в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, на научной конференции.
На районном конкурсе проектов ученики моего класса представляли работы: «Мой пушистый друг», «Польза и вред газированных напитков», на всероссийской конференции исследовательских и проектных работ была представлена работа «Энергия танца».
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Список литературы
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Преемственность между ДОУ и начальной школой".
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Деятельностный метод в начальной школе трудности, достоинства, результаты
Обобщение опыта работы начальной ступени МБОУ СОШ № 38 по внедрению деятельностного подхода в практику образовательного учреждения....
Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...
Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе
Опыт работы показывает, что целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В статье раскрываются особенности и показаны варианты организации метода проектов с детьми младшего ...
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...