Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода
статья по теме
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности. одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно - исследовательской деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский и проектный метод в начальной школе | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно-деятельностного подхода.
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитания интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности. Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и вообще желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо формировать у детей следующие умения:
- Видеть проблему.
- Задавать вопросы.
- Выдвигать гипотезы.
- Давать определения понятиям.
- Классифицировать.
- Наблюдать.
- Проводить эксперимент.
- Делать выводы и умозаключения.
- Структурировать материал.
- Доказывать и защищать свои идеи.
Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину— это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.
Немалые возможности представляет для организации исследовательской и проектной деятельности учебник по математике под редакцией В.Н.Рудницкой. Специфика моей работы состоит в том, что в сельской школе малая наполняемость классов, уроки проходят в классе - комплекте. Математику я провожу в 3 -4 классах одновременно. Поэтому стараюсь подобрать общий материал, над которым могли бы работать оба класса. Учебник В. Н.Рудницкой располагает в этом плане прекрасной возможностью. Приведу примеры некоторых тем, по которым можно провести исследования.
- Числа в пословицах и поговорках.
- Единицы измерения в Древней Руси.
- Математика в Древнем мире.
- Математика в строительстве.
- Математика в торговле.
В учебнике есть текстовые задачи на расчёты зависимостей между ценой, количеством и стоимостью товаров в магазине. Но время не стоит на месте, цены меняются, и поэтому иногда указанные цифры вызывают улыбку, так как не соответствуют действительности.
Мы решили во внеурочное время посетить наш сельский магазин и поинтересоваться ценами на продукты и канцелярские товары. Хозяйка магазина Макеева Н.А. любезно согласилась принять нас. Наталья Александровна познакомила нас с ассортиментом продуктов, ценами, объяснила из чего складывается цена, какая производится наценка на товар. Дети практически познакомились, как рассчитывать стоимость товара. На дом учащиеся 3 класса получили задание: составить свои задачи с вопросами типа: «На сколько...?», «Сколько удалось сэкономить?», «Хватило ли денег...?». Четвёртый класс получил карточки, на которых были указаны цены. Им было предложено рассчитать стоимость покупок продуктов.
В результате этой исследовательской деятельности учащиеся приобрели практические навыки и самостоятельно могут рассчитать стоимость покупки, хватит ли денег на покупку и т. д.
Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.
Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям, работать с литературными источниками.
В нашей школе три дня в неделю занимаются дошкольники в группе «Предшкольная пора». По моей просьбе педагог дошкольного образования Важинская О.А. пришла к нам в класс и пожаловалась, что малыши плохо запоминают цифры. Она попросила нас помочь.
Я предложила детям поработать над проектом, «От 1 до 10». Тип проекта:
- практико -ориентированный;
- монопроект;
- с открытой, явной координацией;
- внутренний;
- групповой;
- средней продолжительности.
Планируемый результат:учащиеся изготавливают книжку «От 1
до 10», представляют классу, затем дарят её дошкольникам.
1) Определение круга проблем для решения. Под руководством
учителя дети сформулировали следующие задачи:
- узнать, из каких частей состоит книга;
*подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи, ребусы о
цифрах;
*сделать эскизы цифр в занимательной форме;
- оформить книгу.
- Распределение ролей.
- Работа в группах. Посещение библиотеки. Журналисты подбирали материал. Наборщики познакомились с тем, какие обязательные части должны быть у книги( обложка, титульный лист, форзац, содержание). Художники на материале стихотворения С. Я. Маршака «Весёлый счёт» работали над эскизами цифр.
- Работа по изготовлению книги.
- Презентация книги. Подарок дошкольникам.
Анализ результатов работы по данному проекту показал следующее:
в процессе работы над проектом у детей наблюдалась положительная динамика в формировании умений отбирать, сравнивать материал, классифицировать, обобщать; улучшились отношения между детьми,они стали чаще помогать друг другу;
учащиеся познакомились с различными видами литературы, с частями книги, продолжали учиться работать с бумагой в процессе изготовления книги.
Итак, понятие «проект» вошло в нашу педагогическую жизнь. Ясно одно: проект многогранен. Он эффективен, перспективен, неисчерпаем. Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Может применяться на уроке и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Литература.
- Проектная деятельность в начальной школе.
Авторы-составили: Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Волгоград,изд-во «Учитель», 2009г.
- Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители: Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно - деятельностного подхода
Создание проблемных ситуаций в начальной школе как условие осуществления системно- деятельностного подхода...
Организация экскурсий в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисципл...