Выступление "Преемственность между ДОУ и начальной школой".
методическая разработка на тему

Скуднова Оксана Юрьевна

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Preemstvennost_mezhdu_DOU_i_nachalnoy_shkoloy_str.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №94»

Ленинского района г. Саратова

«Преемственность между ДОУ и начальной школой»

        Составила учитель начальных классов

Скуднова Оксана Юрьевна

                                                                                   

Преемственность между ДОУ и начальной школой.

          Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.

          Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется, самоценность  ребёнка и, формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

          Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

          Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

          Тем не менее, в решении данного вопроса существует ряд проблем.

          Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому так остро стоит вопрос преемственности в системе образования. И, прежде всего, необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.

          Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.

          Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения).

          Следовательно, следующее направление в установлении преемственности – обогащение образовательного содержания в начальной школе. Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений), а не только и не столько его конкретные знания, которые он должен воспроизводить по требованию учителя.

          С моей точки зрения, существует необходимость усовершенствования форм организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. Для этого необходимо:

-   отказаться от жёстко регламентированного обучения в детском саду;

- максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;

-   использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа;

- использовать в детском саду и школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего в настоящем», создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;

- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей;

- создать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

 - более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;

 - максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребёнка;

- изменить формы общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе; обеспечить ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); поддерживать  диалогическое общение между детьми; признавать право ребёнка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

          Если предложенные направления преемственности будут претворены в действительность, будет создан общий благоприятный фон для развития детей – физического, интеллектуального, эмоционального – как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье.

          Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.

          Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

- возможность общения (развитие коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы);

- временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);

- продолжительность урока 35 минут;

- безоценочная система в течение первого года обучения;

- создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).

          Проблемой является и отсутствие механизма более активного включения родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной школе.

          Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.

          Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

          Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований

Проблема  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальна  во  все  времена. Как  решить  проблему  пре...

Преемственность в работе с родителями между ДОУ и начальной школой с целью сохранения физического и психического здоровья.

Данный материал будет полезен для организации совместной работы учителей, воспитателей и родителей для успешной адаптации будущих первоклассников к школе. Есть описание возрастных особенностей будущих...

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены основные методы и премы  преемственно между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС....

Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС

В материале представлены формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе....

Грамматический бой между выпускными классами начальной школы

Игра -соревнование между командами по русскому языку. Также принимают участие болельщики классов. Сопровождает игру презентация с названиями туров и заданий....