Эссе "Миссия - учитель"
материал на тему

В своем эссе я порассуждала о том, кто такой учитель, каким он должен быть, профессия ли это или что-то большее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_missiya_-_uchitel.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Миссия – учитель»

Кто такой «учитель»? Толковый словарь Ожегова трактует значение следующим образом: «учитель – лицо, которое обучает чему-нибудь». Но так ли это? Только ли в обучении заключается смысл деятельности учителя? Несмотря на то, что я ярый сторонник мысли о том, что передача знаний школьникам является обязательной, но при этом считаю, что далеко не достаточной деятельностью учителя. Так в чем же заключается миссия – учитель?

Учитель обучает детей, для чего ему необходимо самому владеть нужным багажом знаний и умением передать эти знания. К сожалению, не все учителя способны понятно объяснять, не все достаточно образованы и грамотны, что недопустимо для педагога, ведь в школу идут за знаниями. Конечно, все ошибаются, но при частом допуске неточностей и сообщении ложных фактов уровень знаний младших школьников будет сомнительным (не стоит забывать, что начальная школа – формирование основы для дальнейшего изучения дисциплин); а дети постарше потеряют доверие и уважение к учителю. Антон Семенович Макаренко в «Педагогической поэме» писал «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы — и все из-за отсутствия уважения». Поэтому учитель должен серьезно относиться к образованию и самообразованию.

Но в современном, быстро развивающемся, мире мало просто передавать знания школьникам, не менее важно – научить детей учиться, находить нужное в огромном потоке информации; показать детям, как самостоятельно открывать знания, и дать им уверенность, что они смогут это сделать. Современный учитель должен обладать информационной компетентностью, следить за изменениями, происходящими в обществе, и учитывать их, уметь адаптироваться к изменениям, а также научить всему этому школьников.

Кроме обучения на плечи учителя ложится и воспитание детей. Ребенок проводит в школе значительную часть дня и поэтому учителя воспитывают не меньше, чем семья. Во все времена воспитание детей являлось важной и сложной задачей, т.к. определяет будущее страны.  

Вспомним Колонию имени Горького, основателем и руководителем которой был А.С. Макаренко. В таких колониях были собраны беспризорники и несовершеннолетние правонарушители. Казалось бы, у этих ребят нет будущего. Может так бы и случилось, если бы с ними не работали прекрасные педагоги-энтузиасты. Антон Семенович вложил душу в работу с «детьми без будущего»: создал коллектив, приучил детей к общественно-полезному труду, привил им любовь к чтению. Благодаря тому, что он смог разглядеть в каждом воспитаннике лучшую сторону, отбросив все негативные моменты, воспитал их достойными членами общества. Один из воспитанников - Семен Афанасьевич Калабанин - из мальчишки из тюрьмы превратился в Человека, был фронтовиком, получил орден, а, главное, стал заведующим целым рядом детских домов, где жили и трудились по заветам А.С. Макаренко. Вспоминая первую встречу со своим педагогом-наставником, Семен Афанасьевич говорил о том, что Антон Семенович не только беседовал с ним, как с равным, но и подал ему руку; через рукопожатие Семен «почувствовал прикосновение настоящего искреннего человеческого тепла, оно пробилось через толстую грязь». Антон Семенович верил, что маленькие правонарушители станут достойными людьми и вселял эту веру в них. Так оно и вышло.

Хотелось бы привести ещё один пример. Николай Фёдорович Кюнг, сын швейцарца, оставшегося в России, был обычным учителем истории. В 1941 году он попал в плен и, рассказав о своем происхождении, мог бы отправиться в Швейцарию и наслаждаться мирной жизнью, но Н. Кюнг посчитал такое поведение трусостью и смолчал. Летом 1943го его отправили в Бухенвальд. В этом лагере действовал один из сильнейших подпольных центров. Его руководители решили пойти на риск: начали организовывать для пленных детей подпольную школу. Николай Фёдорович преподавал историю и географию. Кюнг понимал, что для маленьких узников главное – вырасти людьми в тех нечеловеческих условиях, в которых они оказались. Вместе со знаниями он давал ребятам надежду на то, что когда-нибудь фашисты будут побеждены и дети выйдут на свободу. Вот как вспоминал о тех днях сам Николай Фёдорович: «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придёт наша победа». Главными фразами, которые писали дети в подпольной школе, были «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашистам яму», дети верили, что спасение рядом. Благодаря Николаю Кюнгу и другим взрослым, дети, оказавшись «отстраненными от жизни», смогли получить азы наук, были полны надежд и верили в светлое будущее.

В настоящее время можно отметить становление общества потребления, культа вещизма. Забота о духовных и моральных ценностях отходит на второй план. Поэтому учитель должен поставить учеников на истинный путь, где духовные ценности, такие как добро, любовь, уважение, истина и др., стоят выше материальных; избежать формирования общества, которое описал Р. Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту». Я считаю, что воспитание школьников будет эффективно, только если учитель сам будет обладать качествами, которые желает видеть в детях, а также уважающим учеников, готовым прийти им на помощь, справедливым и способным к эмпатии.

Таким образом, учитель – не профессия, Учитель – это призвание, миссия, заключающаяся в том, чтобы собственным примером обучить и воспитать учеников. Если учитель прекрасно знает свой предмет и силен в методике – то у учеников будут блестящие знания; если учитель обладает высокими моральными качествами, то и у учеников они будут сформированы. Конечно же, ученики не могут быть копиями учителя, но именно от него зависит то, какими станут они людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...