Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.
статья на тему
Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута.
Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_inklyuzivnoe_obrazovanie.levshova_e.r.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков»
Классный час на тему:
«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков»
Классный час на тему:
«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков»
Цель:
∙ Познакомить учащихся с военной историей г. Ростова-на-Дону
∙ Пробудить в учащихся патриотические чувства, гражданское
самосознание;
∙ Сформировать у учащихся культурную самоидентификацию;
∙ Вызвать интерес у учащихся к истории родной страны, народа;
∙ Поспособствовать развитию у учащихся внимания, коммуникативных
качеств;
∙ Соблюдать технологии здоровьесберегающего режима.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.
Список сокращений:
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья
ДЦП — детский церебральный паралич
ОУ — образовательное учреждение
ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум
ИОП — индивидуальная образовательная программа
ИОп — индивидуальный образовательный план
ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт
ППМС-центр — психолого-педагогический медико-социальный центр
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей.
Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута:
1.Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
2.Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.
3.Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционноразвивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.
4.Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы.
5.Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.
6.Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.
7.Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.
1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.
2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.
3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой аттестации.
4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.
5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.
6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута
1. Администрация школы определяет, в какой класс, и к какому учителю пойдет ребенок, и какие специалисты сопровождения будут с ним работать.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.
3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу.
4. Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на заседании
психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.
5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).
6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов - динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.
7. Постановка задач на последующий временной период.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одной образовательной организации предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности, как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательной организации приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ в среду школы.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП.
1.Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум);
2.Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе;
3.Наличие подготовленных педагогических кадров.
Особенности работы над Индивидуальной образовательной программой:
1. Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;
2. Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОп — четверть, триместр, полугодие);
3. По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
4. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
5.Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
(таблица 1).
Этапы | «Шаги проектирования ИОП» | Содержание деятельности |
1 этап Предварительный | Предварительная Оценка образова-тельных потребно-стей ребенка и запроса родителей. Оценка требований ФГОС и ОП | Администрация школы вместе с координатором по инклюзии — определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; — если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т. д.); — Заключается договор с родителями. — проводится сбор и анализ предварительной(первоначальной) информации о ребенке и его семье (см. ниже). Изучение документации; Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т. д. |
2 этап Диагностический | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов | — Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по-возможности — комплексно); — подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов, Принятие решения о необходимости разработки ИОП |
3 этап Разработка | 1.Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП 2.При необходимости — привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. 3.Определение временных границ реализации ИОП 4.Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) 5.Определение круга задач в рамках реализации ИОП 6.Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) 7.Планирование форм реализации разделов ИОП 8.Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности 9.Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. |
4 этап Реализация | Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; — организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; — организация мониторинга эффективности коррекционной работы.
| |
5 этап Анализ и коррекция | Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; — внесение корректив в ИОП (ИОп) |
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты, в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации
ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
Структура ИОП для ребенка с ОВЗ
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
• титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы;
• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура
индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;
• индивидуальный учебный план;
• содержание программы, включающее в себя три основных блока:
— образовательный компонент;
— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя —логопеда, учителя — дефектолога, педагога — психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
— воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с
рекомендациями для родителей обучающегося;
• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и
заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
В процессе овладения деятельностью по разработке Индивидуальной образовательной программы (ИОП) мы предлагаем начать с разработки и реализации Индивидуального образовательного плана (ИОп) для ребенка с ОВЗ.
Структура индивидуального образовательного плана максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов, реализующих инклюзивную практику в школе), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
В состав документа, разрабатываемого специалистами ПМПк, включая учителей, входят следующие разделы.
1. Общие сведения о ребенке и семье, рекомендации ПМПК, учитель, специалисты сопровождения, цели на период, режим пребывания ребенка в ОУ.
Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления (таблица 2):
Содержание информации | Возможная документация |
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. | Заключение ОПМПК. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР).
|
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. | Медицинская карта первоклассника. |
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада — ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т. д. | Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения. |
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. | |
Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий. | |
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезотерапевт и т. д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да — то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы |
Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.
2. Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
3. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие.
4. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.
Здесь следует отметить следующее:
1. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.
2. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а так же точное понимание его возможных затруднений — в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальными особенностями усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.
3. Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальной компетентности.
Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Индивидуального образовательной программы (плана):
1. Педагогическая диагностика.
2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).
3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.
4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего.
5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.
Литература:
Департамент образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
Средняя общеобразовательная школа № 305
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
Дистанционная поддержка при проектировании образовательного маршрута обучающегося в условиях реализации ФГОС
В статье описывается специфика дистанционной поддержки в общеобразовательном учреждении...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Презентация. Проектирование индивидуального образовательного маршрута...
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»
Построение ИОМ обучающегося и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе...
«Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся начальной школы позволяет создать условия для эффективного обучения и развития каждого ребенка. Он может развивать свои способности и ин...