Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки». 2 класс. 68 часов.
рабочая программа (2 класс) по теме

Трухина Екатерина Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс "Умелые ручки". 2 класс. 68 часов. С указанием всех необходимых к каждому уроку материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_2_klass_rabochaya_programma.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа.

Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки». 2 класс. 68 часов. Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 6 г.Балашиха Трухина Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

  Считается,  что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

  Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества.  При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет  внеурочной деятельности.

Отличительная  особенность программы – в отборе содержания, в котором делается акцент на изготовление изделий, которые могут быть упакованы и  преподнесены близким в виде подарка.

Актуальность программы в целенаправленном  педагогическом воздействии на развитие творческих способностей учащихся, вооружая детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию в ребенке самостоятельности, инициативности, позволяет работать над развитием практического интеллекта (учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения), воспитывает уважение к окружающим людям, учит проявлять заботу о них,  оказывая  знаки внимания.

Изготовление подарка – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения;  думать о человеке, которому этот подарок предназначен.

         Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.  Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Программа имеет художественно - эстетическую направленность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:  развитие способностей ребенка, создание условий для формирования эмоциональной сферы младшего школьника через приобщение к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Обучающие задачи

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- осваивать технологические приемы (знакомство с инструментами и материалами, техника безопасности при работе с ними), правила  личной гигиены при работе с материалами и инструментами;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- знакомить   с отличительными свойствами материалов, выразительными средствами,  основами композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- декорировать изделия, используя пластические свойства материала;

- приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Воспитательные задачи

- формировать прочные мотивы и потребности детей в обучении и самореализации;

- развивать интересы ребенка, расширять его кругозора, знакомить с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;

- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические  и другие качества учащихся;

- пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;

- формировать интерес и любовь к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.

Развивающие задачи

- развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать, анализировать;

- развивать речь, память, внимание;

- развивать сенсорную сферу: глазомер, форма, ориентировка, в пространстве и т. д.;

- развивать двигательную сферу: моторика, пластика, двигательная сноровка и т. д.;

- развивать коммуникативную культуру учащихся.

       МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Во втором классе на реализацию программы «Умелые ручки» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Умелые ручки» содержит несколько видов деятельности учащихся, плавно перетекающих один в другой. Начать предлагается с работы в технике пластилинография. Пластилинография - это рисование на бумаге или других поверхностях восковым пластилином.

Следующий вид творчества, достаточно трудоёмкий и кропотливый, работа с природным материалом. Сбор и подготовка природного материала осуществляется в течение сентября, для того чтобы в октябре приступить к созданию картин из листьев, семечек и засушенных лепестков.

Важное место в программе курса занимает раздел по работе с бумагой. Оригами, объёмные аппликации, поделки из картона знакомы детям с самого раннего возраста. Наша задача усложнить схему работы, развивать и закреплять навыки, полученные в 1 классе и детском саду.

Новые виды материала для творчества учащихся предложены в модуле работа с тканью, иглой, нитками и пуговицами. Дети будут учиться вырезать из ткани фигуры, выполнять аппликации из лоскутков, делать стежки ниткой и пришивать пуговицы. Итогом большой творческой работы должно стать панно, включающее в себя все перечисленные элементы.

В ходе работы по программе курса будут проводиться коллективные работы по оформлению стенгазет к различным государственным праздникам, для участия в школьных конкурсах стенгазет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

- работать с  пластилином   (выбирать нужный цвет, подготавливать к работе, освоят основные приемы нанесения на горизонтальную поверхность и выполнения объёмных фигур);

- работать с бумагой и картоном (складывать, наносить разметку и т. п.);

- работать с природными  материалами ( сушить, вырезать, приклеивать);

- работать с  бросовым материалом (подбирать нужный материал, наносить разметку, приклеивать и т. д.)

- основным приемам работы с ножницами, стеком, гладилками и другими инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

 Учащиеся получат возможность научиться:

- использовать полученные знания  для решения поставленных задач;

- познакомиться с основами знаний в области композиции и формообразования;

- овладеть приемами  работы  с различными материалами, научатся  правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качествам, но и по техническим свойствам, узнают технологию обработки материалов).

 - самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления подарков  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, комнаты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий.

Личностные УДД:  

У учащихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и  материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные УДД:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащиеся получат возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УДД:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;  

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной задачей с использованием дополнительных литературных ресурсов;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УДД:

       

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения  поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных  работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;  

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Учащиеся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  

     Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

- работать с ножницами, стеком, гладилками, иглой с нитью и другими инструментами и приспособлениями;

- выполнять действия по разметке деталей с помощью линейки, угольника, лекала и карандаша;

- работать с  пластилином;

- работать с бумагой и картоном;

- работать с природными  материалами;

- работать с  бросовым материалом:

- работать с ниткой и иглой;

- пришивать пуговицы.

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                                                                                            68 часов

№ урока по теме

Дата

проведения

Названия разделов и тем

ИКТ и виды упражнений. Материалы

Вводное занятие. Бесед о технике безопасности и гигиене при работе с различными материалами и инструментами. Организация рабочего места.

Презентация

Теория пластилинографии. Поделка «божья коровка».

Книга лепим с мамой. Пластилин

Пластилинография. Контурный рисунок. Приёмы рисования пластилином.

Пластилин

Шприц, картон, шаблон

копирка

Пластилинография. Заполнение контурного рисунка.

Пластилинография. Изготовление поделки «божья коровка на цветке»

Крышка прозрачная от сметаны или йогурта.

Работа с природным материалом. Теоретические основы сборки, сушки и хранения природного материала.

Подготовить презентацию.

Картон

Картон с овалом внутри

Листья

Синяя бумага

Или нарисованное небо

Картина из листьев «Осенний лес»

Аппликация из листьев.

Листья, клей, ножницы, картон.

Картина «Корзина с цветами»

Жёлуди,

Семечки тыквы, пластилин, цветная бумага,

Лепестки цветов.

Фоторамка А4

Картина «Корзина с цветами». Продолжение работы

Работа с бумагой. Инструкция по технике безопасности.

Бумага, угольник,

Декоративная бумага и элементы, клей

Оригами. Закладка для книги с декоративным оформлением «Уголок». 2 способа изготовления.

Закладка «Сова». Аппликация.

Бумага, картон,

клей, ножницы

Конверт «Сова». Оригами и аппликация

Бумага цв.

Подарок маме на День матери. Открытка «Птички» в технике скрапбукинг.

Тонкий картон, пуговицы-3шт., цв.бум., тесьма.

Предновогодний переполох. Изготовление игрушек из бумаги. Вертушка, воздушный шар, ёлочка с подвеской.

Картон тонкий, цветная бумага,

Упаковка для леденцов в виде конфеты.

Бумага цв., бабина от туал.бум., ножницы, клей

Открытка с ёлочкой

Бумага цв. зелёных тонов,

картон, ажурная салфетка, линейка трафарет с кругами

Оформление стенгазеты к Новому году: «Снегири и сороки»

Ватман. шаблон птиц, салфетки белые, красные, оранжевые, краски

Весёлая игра «Умелые ручки»

Работа с тканью. Виды тканей. Учимся резать лоскутки и вырезать фигуры из ткани по шаблону.

Презентация,

Ножницы, лоскутки.

Аппликация из лоскутков «Яблоки» или «Гриб» (по выбору)

Нарезанные детали, клей, основа

Аппликация из лоскутков «Павлин». Часть 1

Лоскутки, ножницы, клей, основа

Работа с ниткой и иголкой. Инструктаж по технике безопасности. Стежок и узелок.

Нитки, игла с широким ушком, ткань, ножницы.

Пришиваем пуговицу.

Нитки, пуговицы, ножницы, лоскуток

Аппликация «Павлин». Часть 2

Пришить пуговицы

Стенгазета к 23 февраля.

Стенгазета к 8 марта.

Подарок маме. Композиция цветочки из пуговец.

Однотонная светлая ткань, нитки мулине, пуговицы разные, фоторамка 15*20

Панно «Радужные шары». Работа с пуговицами, аппликация.

Цв.бум., пуговицы разноцвет, фломастер чёрный, клей, фоторамка 15*20

Корзинка из ниток для пасхальных яиц.

Бечёвка цветная, клей пва, пластиковая бутылка-2 шт.

Поделка из пластилина и бумаги. Пасхальное яйцо.

Пластилин Оранжевый слон-1 баночка, цветная бумага, ножницы, булавки швейные

Стенгазета ко Дню космонавтики.

Объёмная аппликация с элементами оригами «Рыбки в море»

Цветная бумага, ножницы, клей.

Оригами «гвоздика»

Цветная бумага, ножницы, клей.

Стенгазета ко Дню Победы, с использованием ранее подготовленных объёмных элементов.

Ватман, гвоздики, клей, ножницы, краски.

Объёмная аппликация «Рыбки в море»

Цветная бумага, ножницы, клей.

Выставка работ.

               

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Содержание

класс

автор

издательство

год

Учебно-методический комплект «Работа с текстом»

2

 Крылова О.Н.

Экзамен

2017

Русский язык. Речевые уроки

1-4

Полякова Э.И.

Волгоград  «Учитель»

2015

Русский язык. Сочинения и изложения.

1-4

Бобкова Н.Н., Мелихова Н.В.

Волгоград  «Учитель»

2016

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки». 3 класс. 68 часов.

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки». 3 класс. 68 часов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 класс с календарным планом

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 класс с календарным планом...