Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся "Горжусь тобой, моя Россия!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сидорова Светлана Владимировна
Программа кружка «Я горжусь тобой, Россия!» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и патриотической деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей и культурой,страны, родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17-18g_k-k_gorzhus_rossiey.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОГОРЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО

«____»____________20_____г.

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Погорельская ОШ»

/________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_______

от «____» __________20______г.

И.о.директора МБОУ «Погорельская ОШ» «/__________/___________________/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружок «Я горжусь тобой, Россия»

срок реализации 2017-2018 уч.год

Сидорова Светлана Владимировна

(Ф.И.О. составителя программы)

Погорелье 2017г.


Рабочая программа кружка «Я горжусь тобой, Россия!»  

1 час в неделю (всего 34 часа) 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  кружка «Я горжусь тобой, Россия!»    составлена для работы с младшими школьниками  и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и патриотической деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа  имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей и культурой,страны,  родного края.

Даная программа кружка  развивает у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом  МБОУ «Погорельская ОШ» на 2017-2018учебный год.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.

Задачи программы:

образовательные:  позволит познакомить ребят с историей, культурой, многонациональным составом населения страны, традициями;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

 Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

         При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами  окружающий мир,  изобразительное искусство, технология.

     Особенностью организации  кружка 

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.  

  Годовой курс программы рассчитан на 34 часа 1 занятие по 1 часу в неделю.  

     

Ожидаемый результат.

   Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;

 

 

Планируемые УУД:

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ   ПРОГРАММЫ КУРСА

Обучащийся научится:

 понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

 определять на карте крупные города России;

 рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

 различать символы государства _ флаг, герб России

и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;  

 уважительно относиться к защитникам Родины;

 различать художественную и научно-популярную литературу;

 анализировать ответы товарищей;

 осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащиеся получат возможность научиться:

 понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное

и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех),   родного края (не менее трех);

 различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

 анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

_ уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

 

     

Ожидаемый результат.

Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;

 

№ п/п

Тема. Раздел.

Количество занятий

1

Я живу в России

21

2

Традиции

13

ВСЕГО:

34

Содержание курса  3 класс  (34 часа)

Раздел:  «Я живу в России» (21ч.)

   

  Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Москва- столица России. Кремль.

Геральдика-наука о гербах  

История  Руси отображённая в символике.

 

 

Знакомство с символами родной страны (герб, гимн, флаг).

Знакомство с символами родной края (герб, флаг).

Военное прошлое страны и родного края. Места боевой славы.

Награды Смоленщин  

 Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь. Путешествие по стране.

«Золотое кольцо России».  Конкурс стихов о

Родине.

«Родина любимая моя». Смоленск. Смоленская крепостная стена.

Как жили наши предки ( жилища и быт)    

Пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте.

Наши прославленные земляки. Культура Смоленщины сегодня.

Мне посчастливилось родиться на Руси. Конкурс на лучший рисунок, сочинение о родном крае.

Раздел: « Традиции» (13ч.)

Россия - многонациональное государство. Народы России.  Особенности национального характера в сказках.

 Праздники на Руси. Традиции моего народа в песнях, играх и обрядах.

Широкая Масленица. Пасха  

 Чудеса народного искусства. формировать установку на творческую деятельност

 Формирование взаимопонимания и любви  в семье. Откуда берутся традиции. Самые яркие традиции твоей семьи /рассказы, фотографии, презентации, рисунки/

Какую традицию ты бы хотел ввести в вашу семью?

 Привитие любви к традициям своей семьи, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Народный лечебник (бабушкины советы).

Помощь престарелым людям ( Панорама добрых дел).  

Праздник День Победы!

 

Экологическая помощь родному краю.

Экскурсия в музей.( История и культура родного края.)

 

                                                 

                                 

  Календарно-тематический план

Тема

К-во ч.

Содержание

Дата

Примеч.

           Я  живу в России.21ч.

1

 Россия.  Гражданственность.  Гимн России.  Стихи , песни, пословицы о Родине.  

1ч.

Воспитание любви к Родине (патриотизма) посредствам выразительного чтения стихов о Родине.

2

Москва – столица России. Кремль. Красная площадь – сердце нашей Родины.

 1ч.

Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная, в литературе и живописи. Кремль (выставка фотогр.,  иллюстр.).

3

Государственный герб  и флаг России, Смоленска и  своего края.

 1ч.

  Символика герба, её значение и история создания. Создание герба своего посёлка.  Символика флага, её значение и история создания.

 4

Военное прошлое страны и родного края. Война с монголо-татарами.

1ч.

Монголо-татарское иго на Руси.

Святой Меркурий Смоленский.

 5

Военное прошлое страны и родного края. Война с Польшей( 1609-1611годов)

1ч.

 Война с польским королём Сигизмундом III.Оборона Смоленска. Шеинов бастион.

 

 6

Военное прошлое страны и родного края. Отечественная война 1812г. с французами.

1ч.

 План Наполеона. Смоленское сражение. Партизанское движение на Смоленщине.

7

Военное прошлое страны и родного края. Война с Германией (1941-1945годов)

1ч.

Оккупация Смоленщины. Герои ВОВ, Смоленское сражение и его историческое значение. Освобождение Смоленска.

8

Места боевой славы. Награды Смоленщины

Подвиги боевой славы народа освободителя в памятниках и памятных местах области.

 9

От Москвы и до окраин. Здесь я  родился. Моя малая Родина.

 1ч.

 Мой родной город, его история. «Путешествие» по улицам, памятным местам. Современный г.Велиж.

10

Санкт-Петербург.

 1ч.

Город на Ниве. Прошлое и настоящее. Архитектура.  

11

Города  Золотого кольца.

 1 ч

Города входящие в Золотое кольцо России. История православной культуры в архитектуре.

 12

Волга – матушка, Днепр- батюшка.

 1ч.

 История и красота  России в песнях и стихах о великих русских реках. Путешествие по Волге. Днепру. (Города расположенные по  берегам этих рек.)

  13

Смоленск.

 1ч.

Смоленск- город Герой. Щит Москвы.    

 14

Смоленская крепостная стена

1ч.

Строительство Смоленской крепостной стены, её башни.

 15

Храмы и памятники Смоленщины.

1ч.

Культурные достопримечательности Смоленщины. Правила поведения в храме.

 16

 Жилища и предметы быта

 1ч.

 Пословицы, поговорки,  загадки о народном быте.  

 17

Как одевались наши предки?

 1ч.

 Одежда, обувь, головные уборы, украшения  наших предков.  Загадки. Что актуально и в настоящее время?

 18

Что ели наши предки?

1ч.

Традиционные русские блюда.

19

Мне посчастливилось родиться  в России. Наши прославленные земляки.

 1ч.

Конкурс: сочинений (на выбор), рисунков о родном крае, чтение стихов, исполнение песен.

 

20

Культура Смоленщины сегодня.

Театры, музеи, библиотеки г.Смоленска.

 21

Итоговый урок «Я – гражданин России»

 1ч.

Творческое занятие, оформление  праздничной открытки.

                Традиции.13ч.

 22

Россия- многонациональное государство.   Особенности национального характера в сказках.

 1ч.

Народы России. Особенности национального характера в сказках.

 23

Откуда я родом. От вершины к корням. Родословная моей семьи

Геологическое древо моей семьи.

 24

Праздники на Руси (календарные, религиозные, семейные).  

 1ч.

 История появления праздников.

 25

Широкая Масленица. Пасха.

1ч.

Масленица. К-с на лучший рецепт блинов, игры. Пасхальные традиции.

 2 6

Традиции моего народа в песнях, играх и обрядах.

 1ч.

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию», правила русских народных игр и обрядов.

  27

Чудеса народного искусства.

 1ч.

Хохлома, Гжель, Дымковская и Богородская игрушка.

 28

 Мы – одна семья. Традиции моей семьи. Ты и твоё имя. Традиции нашего класса.  

 1ч.

 Фотовыставка «Я и моя семья».  Мастерская по изготовлению сувениров.

 29

Народный лечебник. Бабушкины советы.

1ч.

Как не навредить своему здоровью.

 30

Спешите творить добро! Помощь престарелым людям. Панорама добрых дел.

1ч.

Трудовой десант. Протяни руку помощи престарелым людям.

 31

 Судьба Земли-наша судьба. Экологическая помощь родному краю.

1ч.

Десант чистоты и порядка.

 32

Праздник посвящённый Дню Победы.  Подарок ветерану.

 1ч.

Разучивание стихов и песен ко Дню Победы. Победа деда – моя победа. Мини-проекты о своих героических родственников.  

 33

Знай и люби свой край.  .

 

 1ч.

 Презентация на тему: «Родной край!»

 34

Итоговое занятие. « Я горжусь тобой, Россия!»

 1ч.

Экскурсия в музей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России

Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я живу в России".

Рабочая программа "Я живу в России" реализует туристско-краеведческое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я живу в России»

Данная программа «Я живу в России» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.Цель программы:Создание комфортной ...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...