«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»
Подготовила: Липовская И.В.,
учитель начальных классов
Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Содержание и методы обучения школьников направлены на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Стадии работы над проектом - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, презентация. Рассмотрим их.
1. Формирование проблемы и цели проекта. Вхождение детьми в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. На этом этапе у детей формируется активная жизненная позиция, дети учатся самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - организация деятельности, - объединение в рабочие группы и распределение ролей, - в каких источниках можно найти информацию, - какие предметы использовать, - с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть. Оказание практической помощи детям, направление и контроль над осуществлением проекта. На этом этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Уже в младшем возрасте дети приобретают умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы. Организовывая проектную деятельность, важно, чтобы проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. Взрослые помогают делать фотографии, выполнять исследования по наблюдению, подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, коллекция, гербарий, плакат, публикация, поделка, праздник, иллюстрации, буклет, экскурсия, выставка, соревнования и другое.
Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Целью презентации: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
В своей практике я внедрила следующие виды проектов: Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов», «Птичий бал». После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские: «Жители уголка природы», «Зелёная аптека», «Мир воды». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, Информационные: «Красная книга», «Банки и бутылки разместились на тропинке». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) Классификация проектов: По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские. По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности коммуникативные навыки «Я и моя маленькая история», «Лента времени моей жизни», «Моя семья в лицах». «Тайна моего имени», «История фамилии», «Мой зодиакальный гороскоп», «Мои папа и мама», «Мои дедушки и бабушки», «Мои предки», «Родословное дерево», сценарии праздников «Что в имени тебе моём?», «Моя родословная».
В 1 классе ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:
• Сделай буквы из различных материалов.
• Напиши любой букве рисуночное письмо.
По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Например, проект «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, направлять их по пути познания, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Я занимаюсь с детьми и исследовательской деятельностью. Являюсь руководителем научного общества учащихся (НОУ) с 2009 года. За этот период 3 победителя и 2 лауреата в региональном этапе конкурса «Я – исследователь», 3 победителя в муниципальном этапе конкурса «Первые шаги в науке». Это такие темы: «Живое царство растений», «Динозавры: великие и ужасные», «Тайны воды», «Русские народные сказки», «Кошки», «Люминисцентные лампы», «Влияние мультфильмов на психику ребенка», «Яства на Руси».
Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Литература:
1. М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе. -
Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегательная деятельность учителя в образовательном процессе начальной школы
В статье расматривается использование технологии раскрепощенного обучения и требования к уроку с позиции здоровьезбережения....
Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....
Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.
В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО
В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чте...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В учебно-методическом пособии освещены вопросы, связанные с проблемой применения нейропсихологических упражнений при нарушении письменной речи у младших школьников, среди которых: характеристика нейро...