ИКТ – компетентность обучающегося
статья по теме

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015-2016.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Скажи мне - и я забуду,

                                                                                       Покажи мне - и я запомню,

                                                                                       Дай сделать - и я пойму.

Китайская притча.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

       Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.

      Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Описывая ИКТ – компетентность ученика, мы обратимся к мнению Тришиной Светланы Владимировны, которая определяет информационную компетентность, как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ- компетентности.

Однако, прежде, чем начинать формирование ИКТ - компетентности у учеников в рамках изучения предметов (математики, литературного чтения, русского языка и пр.), необходимо дать учащимся общее представление о средствах ИКТ сопровождения учебного процесса. Очень важно и необходимо научить детей правильно оперировать базовыми понятиями и использовать ИКТ-средства. В условиях учебных предметов, далеких от информатики, можно проводить формирование ИКТ - компетентности по определенным линиям, однако, целесообразно базовые знания и действия формировать в рамках именно отдельного урока – урока информатики. Это позволит сделать процесс формирования ИКТ – компетентности более эффективным.

Принципы формирования ИКТ - компетентности учащихся.

Формирование и развитие ИКТ- компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ- компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективный способ формирования ИКТ- компетентности учащихся - интегративные межпредметные проекты, внеурочная деятельность. В то же время, освоение ИКТ- компетентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ- компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД.

Общий принцип формирования ИКТ- компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Эффективная модель формирования ИКТ- компетентности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников.

Элементы образовательной  ИКТ – компетентности:

  1. Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
  • понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
  • подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
  • включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
  • базовые действия с экранными объектами;
  • соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
  • обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
  • вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
  • использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
  • соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.

        Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».

  1. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка.
  • цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
  • создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
  • обработка фотографий;
  • видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.

 Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.

  1. Создание письменных текстов.
  • ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
  • базовое экранное редактирование текста;
  • структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
  • создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
  • использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
  • издательские технологии.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история.

  1. Создание графических объектов.
  • создание геометрических объектов;
  • создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
  • создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
  • создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
  • создание мультипликации в соответствии с задачами;
  • создание виртуальных моделей трехмерных объектов.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: технология, обществознание, география, история, математика.

  1. Создание музыкальных и звуковых объектов.
  • использование музыкальных и звуковых редакторов
  • использование клавишных и кинестетических синтезаторов

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.

  1. Создание сообщений (гипермедиа).
  • создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
  • цитирование и использование внешних ссылок;
  • проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно  в предметной области: технология.

  1. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа).
  • понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
  • формулирование вопросов к сообщению;
  • разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
  • деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
  • описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
  • работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
  • избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех  предметах.

  1. Коммуникация и социальное взаимодействие.
  • выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
  • участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
  • посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
  • личный дневник (блог);
  • вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
  • форум;
  • игровое взаимодействие;
  • театральное взаимодействие;
  • взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
  • видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
  • образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
  • информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.

        Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.

  1. Поиск информации.
  •  приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
  • приемы поиска информации на персональном компьютере;
  • особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Указанные компетентности формируются  в курсе Истории, а так же  во всех предметах.

  1. Организация хранения информации.
  •  описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
  •  система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
  • формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
  • поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
  • определители: использование, заполнение, создание;

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.

  1. Анализ информации, математическая обработка данных.
  • проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
  • постановка эксперимента и  исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике

           Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.

  1. Моделирование и проектирование.
  • моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
  • конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
  • моделирование с использованием средств программирования;
  • проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
  • проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.

Использование компьютерных моделей на уроках различных видов:

   1.  Интегрированный урок - закрепления знаний.

    Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения. 

2. Урок-исследование.

    При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.

   3.  Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

    Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, делает их работу творческой.

4.  Контроль знаний.

     Преимущества компьютерного контроля:

-  индивидуальный контроль

-  повышается объективность оценки

-  детальная картина собственных недоработок

-  минимум времени на оценку выполненной работы

5. Домашнее задание.

         Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные возможности  представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.

Дидактические возможности компьютера разнообразны:

-          усиливает мотивацию учения

-          способствует моделированию реальных процессов

-          помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого

-          развивает познавательные способности обучающихся : не учит знаниям, а учить учиться.

-          развивает метапредметные связи

-          прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок

-          расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся

-          интегрирует обучение предмету

      Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.           

Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»). Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.

Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.

Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично. Разнообразие «компьютерных уроков» зависит от :

  • общей дидактической структуры урока
  • какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.
  • объем тех функций, которые должен выполнить компьютер

Варианты использования средств ИКТ:

1.      Полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе).

2.      Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету).

3.      Фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала

4.      Использование тренинговых программ для закрепления материала.

5.      Использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований.

6.      Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках.

7.      Использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.

Соблюдение санитарных норм.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.

Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-техническое и информационное оснащение.

Особое место в процессе организации внеурочной деятельности занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни:

– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);

– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);

– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).

Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.         

Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.

При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

     Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе  - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.

     Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ во внеурочное время  - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации внеурочной работы в новых условиях. А цель учителя начальных классов - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.

Оценка ИКТ- компетентности обучающихся.

Информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Основной формой оценки сформированности ИКТ- компетентности обучающихся является оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам.

 Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ- компетентности.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков. Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ- компетентности учащихся. Процедура проведения измерений ИКТ- компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

Выводы:

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и учащихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию учащихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 34

Доклад

 на тему:

«Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

Выполнила: учитель начальных классов

 Швецова О.В.

Воронеж 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Коммуникативная компетентность обучающихся

В современных условиях обучение детей родному языку должно удовлетворять интересы и потребности ребёнка, сформировать высокую культуру речевого общения, развивать творческие способности, удовлет...

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Диагностика уровня компетентности обучающихся, оканчивающих начальную школу, в форме интегрированной работы (4 класс конец года).

В данном пособии представлен материал, который может быть полезен учителю при организации итоговой аттестации учащихся четвёртых классов, цель которой- оценка уровня готовности выпускников начальной ш...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные ...