Коммуникативная компетентность обучающихся
статья по русскому языку по теме

 

В современных условиях обучение детей родному языку должно удовлетворять интересы и потребности ребёнка, сформировать высокую культуру речевого общения, развивать творческие способности, удовлетворять его стремления мыслить и действовать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_situacii_obshcheniya.doc32 КБ
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya.doc46 КБ
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Панкова Светлана Вячеславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района г. Н. Новгорода

Влияние ситуации общения на речевое развитие младших школьников

                                                                                             «Язык есть важнейшее средство

                                                                                                   человеческого общения».

                                                                                                                            В. И. Ленин.

                                                                     

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно – исторического опыта человечества. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в школьном возрасте.

  В современных условиях обучение детей родному языку должно удовлетворять интересы и потребности ребёнка, сформировать высокую культуру речевого общения, развивать творческие способности, удовлетворять его стремления мыслить и действовать самостоятельно.

   «Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета – одного из самых развитых языков мира»./Львов М. Р. «Культура речи». – Н. ш. 2002 г. №1 стр. 14./

   Одна из причин тревоги – общее снижение культуры в России 90-х годов: пропаганда насилия, жестокости, криминала, жаргонов преступного мира, вытеснение классической литературы и падение интереса к ней. Всё реже образцовая речь звучит в телепередачах, язык рекламы и фильмов совсем не ориентирован на литературную норму.

   Именно поэтому сегодня, и прежде всего в начальной школе, так важно вызвать интерес ребёнка к родному слову, научить ребёнка слушать, правильно говорить, сочинять, наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл.

   Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной творческой интерпретации, развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя коммуникативной компетентности.

   Всё это подчёркивает актуальность проблемы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников при обучении их родному языку, а коммуникативный подход в обучении детей является в настоящее время одной из важнейших социально – педагогических задач, стоящих перед учителем.

   Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка (то есть совершенствование всех видов речевой деятельности) – проблема, которая интересовала многих выдающихся педагогов и психологов. Решение этой проблемы можно найти в трудах М. Р. Львова, А. Н. Леонтьева, Л. Ф. Климановой, Т. А. Ладыженской и др.

      По словам С. Я. Ромашиной главная функция учителя – «качественно управлять образовательным процессом», то есть каждый учитель должен обладать коммуникативной компетентностью. Грамотно управлять развитием школьников – это «во – первых, постоянно создавать ситуации, возбуждающие в нём потребность выразить свою мысль письменно или устно, передать свои знания, обменяться мыслями; во – вторых, так организовать жизнь ребёнка, чтобы сама жизнь давала достаточно живого, интересного материала для полноценного содержания речи;  в – третьих, обеспечить школьника правильной речевой средой…»/М. Р. Львов «Место развития речи учащихся на уроках грамматики». – Н. ш. 1976 г. №7 стр. 5./

   С точки зрения Л. Ф. Климановой «общение не обходится без использования знаково – символических средств. К числу основных знаковых (семиотических) систем относится язык как важнейшее средство общения, в котором используются самые разные неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомимика, пара -  и  экстралингвистические системы знаков: качество голоса, тональность, темп речи, смех, покашливание, движение глаз и др.» /Л. Ф. Климанова. «Обучение через общение и культуру». – Н. ш. 1993 г. №12 стр. 46./ Использование семиотического подхода

Л. Ф, Климанова выделяет как интегрирующую основу в обучении.

        Необходимо систематически работать над одним из элементов формирования личности - это овладение богатством родного языка, развитие речи и формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников.

Все это тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Список литературы

1.Воробьёва В. И. Речь и культура общения. – Нижний Новгород, 1992.

2.Климанова Л. Ф. Обучение через общение и культуру.//Начальная школа. 1993. №12.

3.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.

4.Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления, речи на уроках чтения, русского языка, риторики.//Начальная школа. 1998. №4.



Предварительный просмотр:

Панкова Светлана Вячеславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района г. Н. Новгорода

Основные направления формирования коммуникативных качеств младшего школьника на уроках русского языка.

Эффективность работы над формированием коммуникативных качеств ребёнка зависит от ряда условий:

-коммуникативная компетентность учителя;

-коммуникативная компетентность учащихся;

-пути формирования коммуникативных умений и навыков учащихся.

Рассмотрим каждое из этих направлений работы.

а) Коммуникативная компетентность учителя.

         Главная задача учителя начальных классов – это создание на уроке коммуникативной среды. На решение этой задачи направлены различные средства воздействия учителя на ребенка.

         Важно помнить о том, что языковой основой, «фоном» любого учебного занятия, особенно урока русского языка, является речь учителя. Она должна  быть образцовой: литературно – правильной, богатой, разнообразной, выразительной, точной. Учитель должен легко и свободно держаться на уроках, знать стихи и пословицы на память, на каждый случай приводить примеры. Говорить нужно спокойно, уметь интонацией голоса передать радость, печаль, восхищение красотой, презрение к подлости.

         Осуществляя контроль за своими речевыми действиями, мы обязаны внимательно следить за речью детей, тактично исправлять ее, приучать школьников следить за своей речью и речью своих товарищ, обоснованно исправлять недостатки. Мы должны поощрять удачные яркие высказывания детей, хороший выбор слова, выразительную интонацию.

         Постоянное внимание к речи учащихся является неотъемлемой частью каждого урока русского языка в  педагогической деятельности учителя.

Нужно применять различные способы исправления типичных недочетов детской речи (к ним относятся: повторение одинаковых слов, употребление просторечных  и диалектных слов, неточный выбор слов и пр.). Все это требует большого такта и чувства меры со стороны учителя. Исправление речевого недочета должно быть обучающим.  Любому неудачному обороту речи мы стараемся противопоставить правильный, образцовый оборот. Итак, учитель, обладающий коммуникативной компетентностью, решаем самую важную задачу урока – обеспечение на нем правильной речевой среды.

            Важным компонентом в обеспечении коммуникативной деятельности учителя и ученика, учителя и класса становится дидактическое коммуникативное воздействие.

Оно предполагает воздействие на ученика как личность с целью его развития, а также воздействие учителя на учеников и класс :информативное, организующее, контролирующее, фасилитативное (облегчающее).

             В совокупности все эти функции воздействия осуществляют гибкое гуманное управление деятельностью учащихся.

             Решая задачи гуманизации, учитель выполняет роль организатора, гибко направляющего  учебные действия многих школьников; партнера, организующего диалогическое общение в учебном процессе; фасилитатора – помощника, обеспечивающего условия для осмысленного учения.

             Педагогическое общение строится на таких взаимоотношениях с обучающимися, как доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, толерантность и т.п.

             Учитель выбирает адекватное решение любой дидактической задачи вербальными (словесными) средствами, стимулируя ученика к выполнению какого – либо задания. При этом у педагога формируется определенная программа коммуникативного воздействия на класс.

б) Коммуникативная компетентность учащихся.

            Наблюдая за учащимися, мы отмечаем у многих из них отсутствие определенных умений в области коммуникации, что говорит о низкой коммуникативной компетентности учащихся.

            Уроки нужно строить таким образом, чтобы максимально развить и использовать умения учащихся, понимая при этом, что доминирование учителя на уроке (преобладание речи учителя) тем самым убивает речь ученика.

            Поэтому я считаю, что необходимость и педагогическая значимость увеличения коммуникативной тренировки ученика на уроке бесспорна.

            Как же сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось речи ученика?

Для этого учителю необходимо повышать собственную коммуникативную культуру, которая изменит структуру учебных занятий, а также целенаправленно повышать коммуникативную культуру учащихся.

          Обращаю внимание на то, что эффективность урока русского языка во многом зависит от того, может ли ученик развить в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий.

           Н. И. Дереклеевой разработаны этапы развития коммуникации школьника на уроках русского языка.

1 этап.

На первом этапе учащиеся с помощью учителя отрабатывают в себе следующие умения:

-готовность участвовать в школьном общении,

-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ,

-задавать вопросы, придерживаясь темы,

-комментировать вопросы и ответы,

-делать сообщения,

-рассказывать логично и последовательно.

2 этап.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

-простота и четкость речевого высказывания,

-умение высказать свою мысль кратко,

-умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

-умение вести беседу в паре, группе,

-умение вести диалог,

-умение участвовать в играх.

Главное, к чему нужно стремиться в своей работе, -  помочь ученику преодолеть коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, связанный с уроком русского языка, стараемся помочь учащимся преодолеть проблемы в общении.

Приведённые выше этапы формирования коммуникативных качеств младших школьников свидетельствуют о том, что возможности урока русского языка, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли коммуницировать в рамках урока русского языка, их нужно учить это делать именно на уроках русского языка.

 Коммуникативная компетентность ученика складывается из следующих  умений:

-логично и связно строить речевое высказывание;

-выражаться по сути обсуждаемого вопроса;

-использовать выразительные средства в речевых высказываниях;

-выражать мысль своими словами;

-слушать одноклассников;

-говорить, общаться с одноклассниками;

-работать в группе;

-уверенно чувствовать себя в любой ситуации

в ходе учебных занятий, особенно на уроке русского языка.

в) Пути формирования коммуникативных умений и навыков учащихся.

              Основное средство формирования коммуникативных умений и навыков – организация учителем коммуникативного общения учащегося на уроках . Наблюдая за ответами детей, я сделала вывод, что некоторые из них не умеют пользоваться даром слова, их речь лишена эмоциональности. Возникла идея выработать у детей умение поддержать разговор на любую тему.  Реализация этой идеи была возложена  на урок  русского языка.

             На начальном этапе проводилась работа по развитию и совершенствованию коммуникативной готовности к обучению. Задача, которую нужно было решить на данном этапе, сводилась к обучению детей слушанию и говорению по заданной теме. Основой формирования данного умения является обучение созданию высказываний (устных и письменных).

              Во втором, третьем и четвертом классах велась работа по формированию таких коммуникативных качеств речи, как точность и ясность. Задача учителя сводилась к обеспечению возникновения у школьников коммуникативного мотива (рассказать, поделиться впечатлениями, объяснить и т. д.), то есть создание на уроке условно – речевой ситуации. Всё это является основой для построения самостоятельных высказываний (устных и письменных), развития диалогической и монологической речи учащихся.

Формами коммуникативных действий, применяемых на уроках русского языка, являются:

-слушание и обсуждение изучаемого материала;

-фронтальная беседа с классом;

-беседа в группах;

-умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.

           Работа проводилась по четырём направлениям, которые, по моему мнению, являются приоритетными в условиях формирования коммуникативных качеств  школьника:

-работа с невербальными средствами общения (мимика, жесты, темп речи и т. д.), то есть использование семиотического подхода в обучении;

-обогащение и активизация словаря учащихся;

-работа над предложением и текстом;

-развитие диалогической и монологической речи.

Каждое из выбранных направлений работы решает ряд важных задач обучения детей общению. Какова же их суть?

Использование семиотического подхода в обучении именно родному языку делает процесс общения значительно интереснее, объёмнее, информативнее. У детей появляется возможность осмыслить, как одно и то же содержание может быть передано по – разному, с помощью разных слов, а также других, несловесных средств общения. Учащиеся практически осмысливают различные средства и формы общения, выделяют среди них речь как самую важную форму – форму речевого общения.

Обогащение и активизация словаря учащихся – одно из важнейших направлений  словарной работы на уроках русского языка. Суть этой работы в том, чтобы учеником было правильно воспринято слово в тексте, понято со всеми его особенностями и оттенками, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. Словарная работа приучает детей наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.

            Работа с предложением тоже очень важна, так как предложение – основная единица общения между людьми, целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли. При работе с предложением  необходимо уделять внимание не только правильности, но и выразительности речи и, прежде всего, интонации. Данная работа развивает умение строить разнообразные типы предложений, что является основой развития связной речи учащихся. Основной единицей связной речи является текст. Через образцовый  текст происходит воспитание культуры речевого общения учеников начальных классов.

Развитие диалогической и монологической речи школьника – одна из основных задач коммуникации. У детей в процессе этой работы воспитывается умение слушать собеседника, умение доказывать свою точку зрения, умение работать в парах и группах, умение ориентироваться в ситуации общения и т. д..

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что все, выбранные мной направления работы, в совокупности решают задачу формирования коммуникативных качеств школьника. Существует необходимость систематической работы по всем направлениям.

Список литературы

1.Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа. 2003. №4.

2.Воробьёва В. И. Речь и культура общения. – Нижний Новгород, 1992.

3.Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: «ЭКСМО», 2004.

4.Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.-М.:2005.

5.Климанова Л. Ф. Обучение через общение и культуру.//Начальная школа. 1993. №12.

6.Крушельницкая О. И. Все вместе. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2004.

7.Митрохина С. В. Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий.//Начальная школа. 2007. №1.

8.Ромашина С. Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия.//Начальная школа. 2005. №2.



Предварительный просмотр:

Панкова Светлана Вячеславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района г. Н. Новгорода

Комплекс упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка.

Цель данного комплекса упражнений заключается в определении эффективных путей улучшения и совершенствования коммуникативных умений и навыков у учащихся начальных классов.

Именно в начальной школе осуществляется руководство деятельностью ребёнка, а формирование различных качеств личности происходит в результате деятельности. В ходе формирующего этапа работы необходимо создать эмоционально – благоприятную обстановку для учащихся, организовать коммуникативную среду для решения поставленной задачи.

В течение четырех лет необходимо проводить работу по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся по следующим направлениям:

-невербальное общение;

-обогащение словаря школьника;

-работа с предложением и текстом;

-работа в парах и группах (развитие диалогической и монологической речи).

По каждому направлению мною была разработана система упражнений, которые периодически включались в разные этапы уроков русского языка. Приведу примерный перечень упражнений  по каждому из направлений по развитию коммуникативных умений и навыков.

1.Невербальное общение (мимика, жесты, темп речи, тон, интонация и т. д.).

Цель этих упражнений: познакомить детей с интонационными средствами выразительности речи (тон высказывания, громкость и темп речи, жесты, мимика) и показать роль этих средств в речевом общении людей.

Данные упражнения способствуют формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп.

1 класс.

Задача: познакомить детей с интонационными средствами выразительности речи, показать роль мимики и жестов в общении людей.

Виды упражнений.

1.Учим детей говорить шёпотом, беззвучно, тихо, громко. Например:

а) Белые бараны били в барабаны. (Произнеси громко, изображая бой барабанов.)

б) Мышонку шепчет мышь:

  -Ты всё шуршишь, не спишь?

  Мышонок шепчет мыши:

 -Шуршать я буду тише. ( Произнесите шёпотом, протягивая в звучании звук [ш] и создавая тем самым образ шуршащего мышонка.)

в) Из-под топота копыт пыль по полю летит. (Начни произносить тихо - звук копыт где-то далеко – приближаются – произноси всё громче и громче, изображая ритмом «топот копыт».)

2.  Расскажи с чувством (подбираем скороговорки, в которых есть вопрос или восклицание):

а) Хохотушка буква Х, рассмеялась ха-ха-ха!

б) Встретил в чаще ёж ежа:

     -Как погода, ёж?

     -Свежа!

      И пошли домой, дрожа,

      Сгорбясь, съёжась, два ежа!

3.Работа над скоростью произношения.

Используются упражнения:

- расскажи скороговорку на одном выдохе (как один, так и несколько раз);

-игра «Догони меня» (дети стараются не отстать от учителя);

-длинные скороговорки произносим с постепенным увеличением (уменьшением) темпа говорения и т. д.

4.Развиваем артистические данные:

-произнести одну и ту же скороговорку, передавая разные чувства. Например:

  Мы ели-ели-ели ершей у ели.

  Их ели-ели-ели у ели и доели.

-с чувством радости (вкусная получилась уха),

-с чувством недовольства (есть уже не хочется, а выкидывать жалко) и т. д.

5.Инсценирование сказок.

6.Слушание образцов речи (например, прослушивание аудиозаписи).

7.Использование выразительного эксперимента.

-изменение тембра голоса – рассказывание колыбельной песни низким голосом или быстро:

Баю-баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

8.Распознавание на слух различных голосов (мужского и женского, литературных героев).

9.Игра «Передай другому» (изобразить при помощи мимики радость, злость, удивление).

10.Составить рассказ о самом весёлом или о самом грустном дне.

2класс.

Задача: углубить работу над основным тоном высказывания и привлечь внимание учащихся к различным интонационным средствам выразительности устной речи.

Виды упражнений.

1.Люди могут говорить с различной степенью громкости – от шёпота до крика. Подумай, где и в каких ситуациях можно говорить громко и тихо, для выражения каких чувств?

Слова для справок: робость, гнев, мягкость, волнение, увлечённость, нежность, веселье, предупреждение, радость; в библиотеке, в лесу, в больнице, на стадионе, в музее; разговор с товарищем, ответ на уроке, разговор с домашними, общение с друзьями во дворе.

2.Работа над многообразием видов тона.

а) Если произнести безобидные слова не тем тоном, другой человек может обидеться.

В каких ситуациях слово «Молодец!» произносится одобрительно, а в каких – осуждающе.

б) По отрывкам вспомни название сказки, её автора и героев. Обрати внимание на слова, подсказывающие, какие чувства выражает говорящий. Спиши предложения и подчеркни эти слова.

-Буратино, умоляю тебя – зажмурься, зажми нос и выпей.

Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:

 -Зажми нос и гляди в потолок… раз, два, три…

Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:

-Да ну вас, в самом деле…

3. Работа над вежливостью.

а) Спишите стихотворение, подчеркните слова, которые делают просьбу более вежливой:

Сказали Волу:

-Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

б) Чем отличается просьба от требования? Сгруппируйте данные словосочетания.

Требовательный тон, умоляющий взгляд, просительный тон, вежливые слова, выполняется обязательно, может не выполняться, умоляющие жесты.

в) Как бы ты обратился с просьбой к незнакомым людям?

-Сказать, который час.

-Пропустить к выходу в транспорте.

4. Вежливый тон.

-Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, в нём говорится о вежливом тоне и о вежливых словах или о чём – то ещё?

Вежливый слон.

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо –

Очень –

Сказал муравью:

-Можешь и ты

Наступить на мою!  (В. Лунин.)

-Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? Приведите примеры случаев из своей жизни, к которым подходила бы эта пословица:

Ласковым словом и камень растопишь.

5. Вспомним короткую сказку – считалку про зайца. Прочтите её наизусть. Какой тон вы выбрали?

Виктор Драгунский переделал эту историю!..

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять…

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика не стреляет!!!

Не пиф! Не паф!

Не ой-ой-ой!

Не умирает зайчик мой!!!

-Каким тоном теперь надо рассказывать эту сказку?

6. Сочините весёлую сказку о животном, желательно со счастливым концом.

7. Расскажите о своих братьях или сёстрах таким тоном, чтобы было понятно, что вы любите брата или сестру, вам нравится о них заботиться, играть с ними.

8. Роль жестов в нашей жизни.

-Какие жесты сопровождают приветствие?

-Какие жесты мы используем при расставании?

-Какие жесты выдают невоспитанность людей?

9. Взрослый человек при помощи жестов изображает какие – либо предметы или действия – дети должны догадаться, о чём идёт речь.

10. Использование мимики при передаче настроения.

3-4 классы.

Задача: формирование умения обучающихся правильно (адекватно) использовать средства выразительности при создании собственных связных устных высказываний.

Виды упражнений.

1.Приветствие друга, одноклассника, взрослого человека, незнакомого человека.

-Какие жесты в каждом из случаев можно использовать?

2. Поздоровайся с другом и при помощи мимики и жестов покажи:

-что ты рад вашей встрече,

-что ты на него обижен,

-что ты не хочешь его видеть,

-что ты болен.

3. Попробуй объяснить:

- взрослому человеку, впервые приехавшему в твой город, как пройти к нужной улице;

-другу новую тему, которую он пропустил из-за болезни.

4. Инсценировка сказок и басен.

5. Инсценировка пословиц при помощи жестов и мимики.

 После драки кулаками не машут.

6. Прочитайте выразительно строки из стихотворения В. Маяковского.

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

-Каким тоном нужно читать это стихотворение? (Передать волнение.)

-Можно ли читать его безразличным тоном? Почему?

-О чём этот отрывок? Что этими словами хотел сказать поэт?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Майская песенка».

Зелёные листики –

И нет зимы.

Идём раздольем чистеньким

И я, и ты, и мы.

Весна сушить развесила

Своё мытьё.

Мы молодо и весело

Идём! Идём! Идём!

-Почему вы читали этот отрывок громко?

8. Вспомни любую фразу, сказанную кем – нибудь из членов твоей семьи в твой адрес. Произнеси её с такой же интонацией, жестами и мимикой передай настроение говорящего.

9. Попроси у друга какую – либо вещь. При помощи интонации, мимики, и жестов покажи, что в данный момент она нужна тебе.

-срочно,

-ты можешь подождать немного,

-попросив, ты о ней забудешь.

10. Что порадовало тебя в последние дни. Поделись своей радостью с ребятами, при помощи интонации передай своё настроение.

2. Обогащение словаря школьника.

Цель данной работы: формирование интеллектуального потенциала учащихся, развитие коммуникативных качеств речи.

1 класс.

  Задача: познакомить детей со словами – синонимами, словами – антонимами, многозначными словами. Учить выделять их в тексте.

Виды упражнений.

1. Прочитай предложения.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

Глядит – хорошо ли метели лесные тропы замели.

Буран в степи всё ещё бушевал.

Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

-подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению. Запиши их.

2. Прочитай слова.

Чёрный – белый, утро – вечер, покупать – продавать.

-Сравни слова каждой пары по значению. Подумай: они близки или противоположны по значению?

-Составь с каждой парой слов предложения.

3. Прочитай предложение.

Самым пугливым животным считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

-Какое слово в тексте повторяется?

-Исправь предложение, используя близкие по значению слова: трусливые, робкие,  боязливые.

4. Прочитай предложения.

Это была глубокая река.

Температура у ребёнка повысилась.

Ребята вернулись из школы поздно.

-Запиши предложения, заменив выделенные слова противоположными по смыслу (антонимами).

-Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.

5. Работа в парах.

-Прочитай столбики слов.

Ночь – …                                    Молодость - …

Раздеться – …                          Неряшливость - …

Старый - …                               Любовь - …

                                                   Мелкий - …

                                                    Безразличие - …

-Напиши к данным словам слова – антонимы так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово по вертикали. (Взаимопроверка.)

-К подобранным словам подбери слова – синонимы.

6. Сравни по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку; по ширине: ручей и речку; по высоте: дерево и куст.

Составь предложения, антонимы подчеркни.

7. Прочитай предложения. Замени выделенные слова сначала синонимами, затем – антонимами. Составь с ними предложения.

Наконец они дошли до деревни.

Последние машины скрылись за поворотом.

Вдали показались люди.

8. Составь словосочетания со словом «корень»:

                              дерево

корень                   слово

                               язык

-Подумай и скажи, сколько значений имеет слово «корень»?

9. Найдите многозначные слова в стихотворении.

Бросил палку кверху Мишка:

-Падай в лапу с ели, шишка!-

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.  (Е. Петрищева.)

-Какие значения имеет слово «шишка»?

-Чем похожи шишка ели и шишка на голове?

10. Найди и запиши несколько значений данных многозначных слов. (Работа в парах, обсуждение правильности выполнения задания.)

2 класс.

Задача: формирование умения учащихся избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.

Виды упражнений.

1.Прочитай предложения. Может ли такое быть? Когда? Закончи предложения. Укажи многозначные слова и определи, в каком значении они использованы.

Класс рассмеялся…

Чайник закипел…

Съел целую вазу…

2.Прчитай стихотворение. Объясни значения выделенных слов другими, близкими по значению словами.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь –

С головой в неё уйдёшь.

Ставит счётчики монтёр.

Ставит фильмы режиссёр.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.  (Г. Деленкина.)

3.Прочитай «про себя».

Наскочила…на камень. … - девичья краса.

Что на уме, то и на … .  … до Киева доведёт.

-Подумай и скажи, какие слова надо вставить в предложения. Объясни лексическое значение вставленных слов.

4.Прочитай словосочетания.

Обвести вокруг пальца, не давать в обиду, держать язык за зубами.

-(Учитель поясняет смысл термина «фразеологический оборот».) Замени фразеологический оборот одним словом – синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.

5. Прочитай группы слов – синонимов. Когда мы употребляем каждое из предложенных слов? Правильно ли использованы слова в предложениях? Почему? Исправь ошибки.

-умолять, просить, клянчить

Миша клянчил у учительницы, чтобы его спросили на уроке.

-хихикать, гоготать, смеяться, хохотать

Вера с Ниной тихонько гоготали над ним.

6. Составь и запиши небольшой рассказ, употребляя синонимы шалить, проказничать, озорничать, баловаться.

Придумай заголовок к своему рассказу.

7. Прочитай «про себя».

Ученье – свет, а неученье - … .

На каждую загадку есть … .

Труд кормит, а лень … .

-Допиши подходящие по смыслу слова.

-Как можно назвать эти предложения?

8. Прочитай слова парами.

Чёрный – белый, вверх – вниз, утром – вечером.

-Как называются такие слова?

-Составь вопросы, используя пары слов, и предложи их товарищу.

9. Подумай, по каким признакам можно объединить данные слова. Какие группы слов могут получиться? Запишите слова парами.

Прелестный, гениальный, отвратительный, великолепный, глупый, талантливый.

10. Составь и запиши небольшой рассказ, используя слова – антонимы.

3-4 классы.

Задача: формирование правильного восприятия значения слова, чуткого отношения ко всем семантическим изменениям.

Виды упражнений.

1.Объясните, в чём заключается нарушение, противоречие.

Тяжёлый день, грустный дождик, горячее сердце, зелёная листва.

Работать, трудиться, действовать, доставлять.

Свет – тьма, добро – зло, шум – тишина. утро – день.

2.Найдите противоречие, «спрятавшееся» во фразе, устраните ошибку.

На тарелке лежат два яблока: одно зелёное, а другое кислое.

У старушки было две дочери: одна работящая, а другая злая.

3.Прочитай словосочетания. Правильно ли они составлены? Исправь ошибки. Запиши исправленные словосочетания, подбери к ним словосочетания со словами противоположного значения.

Рассудительная собака, злой мороз, смуглые волосы, здоровое здоровье, ледяной день.

4.Рассмотри внимательно записи.

человек      смелый

лицо           храбрый

взгляд         мужественный

-Подумай и предложи задание товарищу.

5.Подбери синонимы и антонимы к данным словам.

Жаркий - …                           далёкий - …

Умный - …                             верный - …

Холодный - …                        сладкий - …

-Составьте с ними предложения, используя слова: лук, коса, нота.

6.Подберите к данным словам пары по образцу, найдите «лишнее» слово и объясните, какое несоответствие оно выражает.

Глубокий – мелкий

Острый - …

Частый - …

Маленький - …

Городской - …

7.Составь ряд синонимов из 4 – 5 слов так, чтобы одно из слов не подходило по смыслу, то есть не являлось синонимом. (Маленький, небольшой, крохотный, …красивый.)

8.Внеси нарушение в заданный ряд слов.

Бледный – румяный, вверх – вниз, жара – холод, … .

9.Между словами можно устанавливать связь и находить что – то общее. Например, слова «кит» и «небо» может объединить слово «голубой», а слова «глаза» и «кузнечик» – слово «зелёный».

-попробуйте найти такие слова, которые будут общими для слов: котёнок и море, суп и сердце, поворот и разговор, человек и солнце.

10. Составьте рассказ со словами «паутина», «лучик», «оттенок» и общим для них словом «тонкий».

3.Работа с предложением и текстом.

Цель данной работы: формирование умения логически правильно строить высказывания.

1 класс.

Задача: научить детей строить высказывания, разные по интонации и жанру. Сформировать общее понятие о тексте.

Виды упражнений.

1.Работа с образцом. Отработка интонации, выразительности, выяснение значений предложений.

2.Составь предложения с помощью вопросов.

Какие? Что? Зацвели где?

Какой заяц? Что делает? От кого?

Кто? Увидел кого? Где?

3.Построение предложений из разрозненных слов (или восстановление деформированного предложения):

-некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной;

-все слова даны в начальной форме.

брат, сестра, читать, книга

-Составьте несколько вариантов предложения.

4.Распространи простое предложение с помощью вопросов.

Рябина краснеет.

Какая?                  Где?                     Какого?                Чего?

высокая                на опушке             осеннего              леса

(В задании 3. 4 можно применить методику «Цветик – семицветик». В сердцевину цветка записывается тема упражнения, а на лепестках располагаются части задания. В зависимости от задания дети могут менять лепестки местами, дополнять пустые лепестки или срывать их, отвечая на вопросы.)

5.Прочитай предложения. Сократи каждое из них до 5, 4, 3, 2 слов.

На опушке леса пасся маленький бычок.

Бабушка утром ушла на рынок.

Листья с деревьев тихо падали на землю.

-Попроси своего товарища увеличить предложение, в котором осталось 2 слова, до 5 слов.

6.Задание «Чей? Чья? Чьё?»

-Назовите диких зверей и задайте вопрос от имени своего зверя своим одноклассникам.

«Лиса» (ребёнок) спрашивает:                    Дети отвечают:

Чей у меня хвост?                                         Хвост у лисы (тебя) лисий.

Чьё у меня ухо?                                             Ухо у лисы лисье.

Чья у меня шуба?                                          Шуба у лисы лисья.

7.Прочитай предложения.

Вариант 1. Поставь вопросы к выделенным словам.

Миша сорвал с яблони яблоко.

 Ребята бегут в школу.

 В воздухе кружатся лёгкие снежинки.

 Даша взяла с полки книгу.

 Вчера выпал первый снежок.

-Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.

Вариант 2. При помощи интонации или слов разве, неужели измени предложения так. Чтобы они звучали как вопрос.

8.Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

Я учусь в школе            а папа и мама работают на заводе.

                                        чтобы быть умным.

                                        потому что мне нравится каждый день узнавать что – то новое.

                                        которая находится недалеко от нашего дома.

                                        и занимаюсь в секции самбо.

                                                      /Из ответов учеников 1 класса./

9..Редактирование предложений или групп предложений, содержащих речевые ошибки или недочёты.

10..Творческие упражнения:

-составление предложений по опорным словам;

-составление предложений по предметным картинкам;

-составление предложений по теме, заданной учителем;

-свободное составление предложения.

11.Работа с текстом.

-Деление текста на логически законченные части.

-Знакомство с видами текстов.

-Определение темы и главной мысли текста. («Озаглавь рассказ», «Придумай название картинки», «Составь рассказ».)

-Восстановление деформированного текста. (Упражнение «пирамида».)

2 класс.

Цель данной работы: формирование умения логически правильно строить высказывания.

Задача: формировать умение работать с предложением и текстом, создавать собственные тексты.

Виды упражнений.

1.Прчитай предложения «про себя».

Поспели сливы.

Ребята увидели.

Дули ветры.

-Распространи первое предложение до 4 слов, второе – до 5 слов, третье – до 6 слов.

2.Спроси у товарища: что он будет делать в воскресенье?

Узнай у учителя: как вы будете готовиться к празднику?

3.Послушай текст, запиши только предложения.

В густом лесу. Дети гуляли в лесу. Пастух гонит стадо на луг. Яблоки в корзинах. Бабушка варит компот из груши.

-Докажи, что ты правильно выполнил задание.

4.Прочитай предложения.

Вчера я и мой брат, мы ходили за грибами.

Рядом с дачей есть лес, за ним есть речка.

В магазин привезли апельсины, фрукты, яблоки, помидоры, овощи и огурцы.

-Подумай и найди ошибки. Докажи правильность выполнения задания.

5. Составь распространённое предложение. Попроси товарища сократить его до двух слов, а затем снова распространить своими словами.

6.Вриант 1.

Прочитай «про себя».

Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце льёт свои горячие лучи на землю. На клумбах распустились цветы. Выпал снег. Дети катаются на лыжах с гор. В садах поспевает смородина и крыжовник. По замёрзшей речке ребята катаются на коньках.

-Что ты прочитал? Связаны ли эти предложения по смыслу? Почему? Распредели предложения по смыслу.

-О чём говорится в предложениях каждой группы? Запиши предложения о лете. Можно ли назвать их текстом?

Вариант 2.

Найди в тексте ту часть, которая не соответствует заголовку. Озаглавь её и запиши.

7.Этот текст не озаглавлен и не имеет начала – первого абзаца. Придумай начало текста. Озаглавь текст. Запиши первый абзац.

8.Составление текста по заголовку и ключевым словам.

9.Во втором абзаце текста нарушен порядок предложений, а третий абзац – окончание текста – отсутствует. Исправь и допиши текст.

-«Доскажи сказку».

-«Придумай начало».

-«Словесное рисование».

10. Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

11.Составление плана к заданному тексту.

Составление текста по заданному плану.

3-4 класс.

Задача: совершенствовать навык работы с предложением и текстом, учить сочинять самостоятельные тексты.

Виды упражнений.

1.Прчитай «про себя».

Горит, одинокий, на полянке, огонёк, небольшой.

Ребята, на берегу, быстро, собрались, реки, полноводной.

-Подумай, что нужно сделать. Выполни задание. Расскажи, что и как ты делал.

2.Закончи предложения.

В школу привезли мебель, когда … .

   В школу привезли мебель, и … .

В школу привезли мебель, потому что … .

В школу привезли мебель, но … .

3.Работа с пословицами, как со сложными предложениями.

«Пословица растерялась».

4.«Учимся сочинять письма, телеграммы, записки и т. д.».

-Составь план письма друзьям, о том, как прошли зимние каникулы.

-Составь текст телеграммы по заданным начальным буквам.

5.Составление текста по заданному началу и концу.

-Помогите одному незадачливому писателю.  Он сочинил несколько рассказов и записал их на компьютере. Но потом выяснилось, что от каждого произведения в памяти машины сохранились лишь первая и последняя строки. Нужно помочь автору восстановить текст.

(Это групповая работа, каждая группа получает начальное и конечное предложения одного из «утерянных» рассказов.)

-Дятел высунул голову из дупла. … В бухту входил эсминец.

-Дождь смыл все следы. … На кровати лежал пушистый кот.

6.Учимся составлять текст – описание.

-Опиши своё домашнее животное по самостоятельно составленному плану.

-Опиши свою комнату так, чтобы ребятам захотелось прийти к тебе в гости.

-Опиши один и тот же предмет разными способами: ярко – для друзей; строго – как объявление о пропаже этого предмета.

7.Учимся составлять текст – повествование.

-Представь, что кто – то не умеет заваривать чай (мыть посуду, убираться в комнате).    Объясни, в каком порядке он должен это делать. Получившийся текст запиши.

-Вспомни свою любимую игру.  Расскажи ребятам правила этой игры ( не называя саму игру) так, чтобы они отгадали её название.

8.Учимся составлять текст – рассуждение.

-Ответь на вопрос: почему слова «лев» и «левый» нельзя назвать однокоренными?

-Придумай начало предложения по второй части: …, потому что слова «лес» и «лесник» имеют общий корень.

9.Составь небольшой текст – рассуждение о том, что воспитанным человеком быть лучше, чем невоспитанным.

10.Определи тип текста и закончи его.

4.Диалогическая и монологическая речь.

Цель данной работы: формирование умения строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.

1класс.

Задача: формирование умения составлять короткий монолог на заданную тему, знакомство с диалоговой формой общения.

Виды упражнений.

1.Урок можно начать со стихотворения:

-Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

-Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

-Какой ответ можно дать на вопрос этого стихотворения?

-Почему слово «здравствуйте» называется  «волшебным»?

-В чём его волшебная сила?

-Почему это слово так необходимо?

2.Игра «Это я». (Можно использовать как физ. минутку.)

Отвечая на вопросы учителя, дети произносят хором слова: «Это я, это я, это все мои друзья».

-Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

-Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

-Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

-Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? И т. д.

3.Расскажи о себе по вопросам:

-Как тебя зовут?

-Сколько тебе лет?

-Где ты живёшь?

-Кто живёт в твоей семье? И т. д.

4.Нарисуйте дом. Составьте предложение о нём. Посмотрите на дом, который нарисовал ваш товарищ, Задайте ему несколько вопросов о его доме.

5..Игра в рассуждалки. «Ниткопись». (Можно использовать при знакомстве со словарными словами.)

Слово «машина». Ребёнок на фланелеграфе при помощи нити рисует машину и рассуждает:

-Я нарисовал ниточкой машину. Если это машина, то у неё должна быть кабина. Кабина есть. Если это машина, то у неё должен быть кузов. Кузов есть. Если это машина, то у неё должны быть колёса. Колёса есть. Значит, перед нами машина.

6.Коллективное составление сказки по серии сюжетных иллюстраций. Каждый ребёнок составляет по одному предложению, не нарушая хода событий.

7.Самостоятельное рассказывание сказки.

2 класс.

Задача: развитие умения пользоваться диалогической и монологической речью в заданной ситуации.

Виды упражнений.

1. . «Спрашивай и отвечай».

Какое сейчас время года?            Сейчас зима.        

………………………… . ?            На земле лежит пушистый снег.

Что произошло с рекой?                ………………………………… .

……………………………?              Дети катаются на коньках.

2.Расспроси товарища:

-……………………….?

-Да, мы вчера ходили на экскурсию.

-………………………..?

-Мы были в зоопарке.

-Что вы хотели там увидеть?

-………………………. .

-……………………….?

-Мне очень понравилась экскурсия.

Запиши только вопросительные предложения из диалога.

3.Диалог на изучаемое правило.

-Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».

-Давай попробуем вместе разобраться.

-Я начну так: «Слово «флаг» - односложное, потому что … . В конце слова … . Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка».

4.Задай товарищу несколько вопросов по признакам осени. Употребляй при этом вежливые формы обращения. Запишите его ответы.

5.Игра «Волшебный сундучок». (Групповая форма работы.)

В «волшебный сундучок» (коробку) складываются разные формы, вырезанные из бумаги, и картинки с изображением животных и людей. Дети садятся вокруг «волшебного сундучка». Каждый ребёнок по очереди, не глядя, достаёт из сундучка картинку и по ассоциации с ней придумывает продолжение общей сказки, укладываясь в одну фразу в один раз.

6.Сочинение загадок и оформление их в книжку – малышку «Попробуй угадай».

7. Написание сочинений – миниатюр по темам: «Осенний дождь», «Листопад», «Морозный день», «Первые листочки».

8. Сочинения  на темы: «О чём рассказал мне падающий кленовый листочек», «Как живётся моим игрушкам в коробке?».

7.Написание сочинений по картинам: И. Шишкина «Утро в лесу», А Пластова «Первый снег» по опорным словам или вопросам.

8. «Фантограмма» - сочинение, в котором действительность выступает в нереальном виде. Темы сочинений: «Что было бы, если бы я встретила крокодила Гену?», «Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?».

3-4 класс.

Задача: совершенствование навыка устной и письменной монологической речи.

Виды упражнений.

1.Достройте диалог.

-… это книга?

-Это моя …

-Ты её всю …?

-Я прочитала только половину.

-Тебе … книга?

-Да, очень.

-А мне потом … её прочитать?

-…, когда захочешь.

Коррекция найденных слов, подбор более подходящих по смыслу.

2. Разыграй диалог:

Малыш горько плачет. Твоя речевая задача – успокоить малыша. Как ты поступишь? Что скажешь в этом случае?

3. «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения какого – либо задания).

-Я бы, пожалуй, сделал так… . А вы?

4. «Работа в диадах».

Обговаривание с товарищем заданного вопроса, формулировка единого ответа.

5.«Перепутанный сюжет».

(Групповая работа.) Детям предлагается перепутанный картинный план, нужно выстроить этот план в правильной последовательности.

6..Коллективный рассказ.

Учитель начинает рассказывать о каком – либо событии (2-3 предложения), которое необходимо продолжить, придумав, как оно могло развиваться. Рассказ строится цепочкой.

7.Коллективный монолог.

Предлагается перепутанный ряд сюжетных картинок. Дети исправляют последовательность картинок так, чтобы получился логически правильный сюжет. По исправленному ряду дети составляют рассказ. Каждый учащийся составляет по одному предложению по картинке, продолжая мысль предыдущего. По каждой из картинок может быть составлено 5-6 предложений. «Цепочка» предложений должна представлять собой связный рассказ.

8.Составление рассказа в группе.

Детям предлагается 3-4 слова, которые надо объединить в один сюжет и составить небольшой рассказ так, чтобы все слова были связаны друг с другом по смыслу.

Например: кот, пуговица, луна.

Чёрный кот сидел на окне и с интересом рассматривал большую луну. Вдруг на земле что – то блеснуло. Кот быстро спрыгнул на землю, пытаясь поймать блестящий предмет, но оказалось, что это простая жёлтая пуговица, на которую упал лунный свет.

-Арбуз, солнце, сорока;

-телефон, зима, машина.

9.Написание сочинений разного жанра.

Редактирование сочинений.

10. «Фантограмма» на темы: «Что было бы, если бы паровозы рассказывали?», «Что было бы, если бы всегда побеждало зло?», «Что было бы, если бы я был добрым волшебником?».

Список литературы

1.Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника.//Начальная школа. 2003. №4.

2.Васильева Л. С. Риторика. – Саратов: «Лицей», 2002.

3.Воробьёва В. И. Речь и культура общения. – Нижний Новгород, 1992.

4.Воробьёва В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула: «Родничок», Москва: «Астрель», Издательство АСТ, 2002.

5.Иванов С. В. Русский язык.2 класс. – М., Издательский центр «Вентана – Граф», 2006.

6.Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: «ЭКСМО», 2004.

7.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.

8.Рождественский Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. – М.: «Просвещение», 1979.

9.Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника.//Начальная школа. 2006. №4.

10.Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления, речи на уроках чтения, русского языка, риторики.//Начальная школа. 1998. №4.

11.Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка.//Начальная школа. 1989. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...