Индивидуальный план профессионального самообразования
материал на тему
Индивидуальный план профессионального самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_profes.razvitiya.docx | 69.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Шайхразиевой Фардуны Гиниятулловны
Личная карта учителя
Год рождения: 1971
Домашний адрес: РТ, Актанышский муниципальный район, с. Тюково, ул. Ленина
1. Образование: высшее
2.Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зубаировская основная общеобразовательная школа»
2. Предмет: татарский язык и литература, история и обществознание
3. Педагогический стаж: 26 лет;
Общий стаж трудовой деятельности: 26 лет;
4. Должность: учитель : татарского языка и литературы
5. Прохождение курсов: «ПМЦПК И ППРО ИП И ФГАОУ во КФУ» , 72 часа,07-18.11.2016 ; «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
6.Индивидуальная тема: «Применение современных инновационных технологий как средство повышения знаний учащихся»
7.Методическая тема: «Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности».
8. Технология, по которой работает учитель: технология охраны здоровья, технология направленная на личность.
9. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, предметных недель, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, дистанционных олимпиадах.
10. Общественно-педагогическая деятельность: член редколегии школьной компьютерной газеты «Балкыш»
11. Творческие замыслы: участие профессиональных конкурсах, составление презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, пополнение личного сайта методическими разработками.
Тема самообразования: «Повышение познавательной активности, самостоятельности учащихся в рамках реализации ФГОС нового поколения»
Цели:
. максимально использовать возможности современных педагогических технологий в учебном процессе с целью повышения качества образования и творческого развития учащихся в соответствии
с требованиями ФГОС НОО второго поколения
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• повысить эффективность процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
•профессиональная самореализация через использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- изучать нормативно- правовые документы и литературу ФГОС НОО;
- пополнять свой мини-сайт и электронное портфолио;
- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
- повысить качество преподавания на основе внедрения новых
педагогических технологий;
-пройти курсы повышения квалификации;
- посетить семинары и конференции по проблеме внедрения инновационных технологий в учебном процессе в 5-9 классах;
-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
-накопить ЦОР по предметам.
Ожидаемые результаты:
Данный перспективный план составлен на 5 лет. За этот период в результате самообразования я планирую прийти к определенным результатам:
1. Повысить качество преподавания предметов посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
2. Разработать нестандартные формы проведения уроков с ИКТ технологиями.
3. Разработать дидактическую наглядность на цифровом носителе для использования на уроках.
5. Участвовать в конкурсах педагогического мастерства.
6. Собрать пакет административной документации по методической теме.
7. Подготовка материала и пополнение персонального сайта. Ссылка к сайту :
http://nsportal.ru/shayhrazieva-farduna-giniyatullovna
Использование возможностей ИКТ в школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Перспективный план работы на 2015-2020годы
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Прогностический | 1.Определение цели и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей. 4.Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта 5.Прогнозирование результатов. 6. Курсы повышения квалификации. | 2015-2017 г | 1.Приобретение методической литературы 2.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов по вопросам изучения нормативных документов ФГОС НОО. 3. Разработка и апробация программ внеурочной деятельности 4. Изучение литературы: «Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в начальной школе.» 5. Пополнять свой персональный сайт по мере возможности. 6.Изучение опыта работы коллег по теме в СМИ. 7.Успешно пройти аттестацию на категорию. 8.Открытые уроки на уровне школы и района. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Курсы повышения квалификации. | 2017-2020 г | 1 Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО, РМО. Изучение опыта работы коллег района. 2. Выступление на заседании педагогического совета школы, МО учителей начальных классов. 3.Оказание практической помощи коллегам. 4. Практическое применение материалов на уроках. 5. Подготовка и проведение открытого урока с применением инновационных технологий. 6.Посещение семинаров. 7.Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме. 8.Участие в семинарах, вебинарах по теме самообразования. |
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
теоретический и практический | 1.Ознакомление с методической литературой по проблеме. 2. Работа с Интернет-ресурсами по теме. 3.Оформление пакета административной документации по методической теме. 4. Разработка комплекта электронных уроков по предметам. | 2018-2020 г | 1.Продолжать изучение нормативных документов. 2.Проведение круглых столов в рамках заседаний ШМО. 3.Открытые уроки и мастер классы по использованию ИКТ на уроках. 4. Создание контрольно-измерительных материалов к урокам. 5. Разработка презентаций к урокам . 6.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам. 7. Пополнение сайта методическими разработками. 8.Пополнение электронного портфолио учителя. 9.Продолжение освоения компьютерных программ и ТСО: - создание презентаций с видео и аудио материалом. 10.Разработка ЦОР по предметам. 11.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам. 12.Создание и использование ЭОР по предметам в классе. 13. Поддержание регулярно обновляемого сайта учителя. 14. Пополнение базы контрольно-измерительных материалов в виде тестов по предметам для промежуточной аттестации 5-9 классов. |
Список литературы.
- Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках татарского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
- Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
- Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Учитель года
4. Конкурсные задания
4.1. Финал конкурса проводит в два этапа: заочный тур и очный.
4.1.1. Заочный тур «Методическое портфолио» включает три конкурсные задания:
«Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я - учитель» (срок до 1 февраля 2015 года).
На заочном туре финала конкурса проводится экспертиза методического портфолио участников финала, размещенного на интернет ресурсе конкурсанта.
Конкурсное задание «Интернет-ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного задания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Критерии оценивания конкурсного задания: дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность в скорости загрузки), информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи), информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).
Конкурсное задание «Методический семинар»
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участников финала, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС.
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.
Конкурсное задание «Я-учитель»
Формат конкурсного задания: текст эссе «Я - учитель» (до 6 страниц) размещается на личном сайте учителя.
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Критерии оценивания конкурсного задания: глубина мировоззренческой, философской позиции, широта и масштабность взгляда на профессию, уровень изложения и художественный стиль, ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии.
4.2. Очный тур
«Учитель-профи».
Конкурсное задание «Урок».
Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент - 45 минут) самоанализ урока и вопросы жюри (10 минут), который проводится в школе (школах), предложенной Управлением образования Исполнительного комитета г. Казани в качестве площадки (площадок) конкурса и согласованных с Оргкомитетом конкурса не позднее 1 апреля 2015 года.
Критерии оценивания конкурсного задания: компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность.
Определение участников второго тура финала конкурса осуществляется из числа участников первого тура.
Конкурсное задание «Мастер-класс»
Формат конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.).
Цель: демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта, перспектива использования данного ресурса в системе повышения квалификации учителей (регламент - до 25 минут, включая вопросы жюри).
Критерии оценки конкурсного задания: ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения, профессиональная компетентность, способность к импровизации, коммуникативная культура.
- Финал «Учитель — лидер»
Конкурсное задание «Я-учитель»
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с выступлением (3-4 минуты).
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Критерии оценивания конкурсного задания: глубина мировоззренческой, философской позиции, широта и масштабность взгляда на профессию, уровень изложения и художественный стиль, ясность и четкость аргументов выбора учительской
Я - учитель
Я – учитель!!! |
Есть в нашем языке удивительно ёмкое по смыслу слово «просвещение».
Просвещает, создает человека светом знаний,
светом души, светом творчества – Учитель.
Учитель – это не профессия , это особая миссия, особый склад души и ума, это - ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.
«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - сказал мудрый В.А.Сухомлинский.
Профессия учителя - одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
Эта профессия не нова, учителя были всегда. Только вот престиж этой профессии в разные времена был разным. Очень небольшой процент выпускников педагогических вузов после получения диплома работают по выбранной ранее специальности. В студенческих газетах я не раз встречала статьи о том, что человек, поступивший в пединститут – неудачник единожды, а человек, еще и пришедший работать в школу - неудачник дважды …
Конечно, очень грустно читать такой цинизм. Складывается чувство, что нравы становятся все хуже и хуже.
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках математики.
Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь только к положительному результату. Но бывает в нашей работе все. Со многими учениками приходится заниматься дополнительно во внеурочное время, так как я не «дарю» оценки, а стремлюсь к тому, чтобы ученики достигли определенных результатов, поняли материал и получили ту оценку, которую заработали. ЕГЭ объективно оценивает знания учащихся. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, ученик должен трудиться, а учитель всегда готов помочь при подготовке к ЕГЭ.
Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться.
Математика - удивительная наука, поэтому со школы и зародилась любовь к ней. Когда я первый раз пришла на работу, я поставила цель: «Главное гореть самому и уметь тепло этого огня доносить до каждого ребенка». Именно это я делаю и по сей день.
Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.
Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.
Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись, без законов нравственности, человечности.
Поэтому моим педагогическим кредо в работе является: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».
Ещё со школьной скамьи профессия "учитель" привлекала меня.
С замиранием сердца я представляла, как, войду в класс и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом. Именно этим была наполнена моя школьная юность. Любимые учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, на которых так хотелось быть похожей; комсомольская работа, увлекающая своей романтикой; педагогический институт, прививший мне любовь и интерес к математике и творчеству; близкие по духу друзья, такие же мечтатели, искатели истины. Впитав в себя все хорошее, что было, душа пела, рвалась к неизведанным высотам… Стать учителем, настоящим, хорошим учителем.
У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.
Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые запали в мою душу : «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Есть в школе уроки биологии и физики, математики и химии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он сам в гневе и в покое, в радости и в печали. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением.
Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала.
Что же сейчас, спустя почти двадцать шесть лет, может измениться в мечтах детей?
Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью.
Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
«Почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет?» - этот вопрос стоял перед учителями 100-200 лет тому назад, он актуален и сегодня.
Конечно, просто сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать на издержки родительского воспитания.
А, может быть, нам, учителям, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас?
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты.
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
Каким же всё-таки должен быть современный учитель?
Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.
Каждый день, из года в год я, учитель, вхожу в класс. Но ни один класс не похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем–то новым. А это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем – то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем – то уникальных. Все это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая.
Это сейчас, проработав в школе более 26 лет, я понимаю, что школа требует самопожертвования ради детей.
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За этот период было три выпуска с 5 по 11 класс. Все они такие разные: грустные и веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень , романтики и прагматики, озорные и смешные, наивные, трогательные, но, самое главное, – все они состоялись, все получили профессию, состоялись как личности. У многих хорошие семьи, дети, и я считаю, что в этом и есть моя заслуга как классного руководителя. Они выбрали разные профессии: учителя, инженеры, врачи и военные.
Я не могу объяснить почему, но в каждом выпуске есть дети, которые выбрали профессию – учитель. Надеюсь, что они выбрали это осознанно.
И если, в выборе профессии учителя моими учениками есть хотя бы маленькая толика моего участия, я очень счастлива!..
Каждый деть я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые , ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.
Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.
Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь».
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Вспоминая свои , ещё совсем неуверенные , робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей. Я надеюсь ,что моя мечта сбылась!
_Есть в нашем языке удивительно ёмкое по смыслу слово «просвещение».
Просвещает, создает человека светом знаний,
светом души, светом творчества – Учитель.
Учитель – это не профессия , это особая миссия, особый склад души и ума, это - ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.
«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - сказал мудрый В.А.Сухомлинский.
Профессия учителя - одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.
Эта профессия не нова, учителя были всегда. Только вот престиж этой профессии в разные времена был разным. Очень небольшой процент выпускников педагогических вузов после получения диплома работают по выбранной ранее специальности. В студенческих газетах я не раз встречала статьи о том, что человек, поступивший в пединститут – неудачник единожды, а человек, еще и пришедший работать в школу - неудачник дважды …
Конечно, очень грустно читать такой цинизм. Складывается чувство, что нравы становятся все хуже и хуже.
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках математики.
Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь только к положительному результату. Но бывает в нашей работе все. Со многими учениками приходится заниматься дополнительно во внеурочное время, так как я не «дарю» оценки, а стремлюсь к тому, чтобы ученики достигли определенных результатов, поняли материал и получили ту оценку, которую заработали. ЕГЭ объективно оценивает знания учащихся. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, ученик должен трудиться, а учитель всегда готов помочь при подготовке к ЕГЭ.
Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться.
Математика - удивительная наука, поэтому со школы и зародилась любовь к ней. Когда я первый раз пришла на работу, я поставила цель: «Главное гореть самому и уметь тепло этого огня доносить до каждого ребенка». Именно это я делаю и по сей день.
Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.
Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.
Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись, без законов нравственности, человечности.
Поэтому моим педагогическим кредо в работе является: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».
Ещё со школьной скамьи профессия "учитель" привлекала меня.
С замиранием сердца я представляла, как, войду в класс и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом. Именно этим была наполнена моя школьная юность. Любимые учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, на которых так хотелось быть похожей; комсомольская работа, увлекающая своей романтикой; педагогический институт, прививший мне любовь и интерес к математике и творчеству; близкие по духу друзья, такие же мечтатели, искатели истины. Впитав в себя все хорошее, что было, душа пела, рвалась к неизведанным высотам… Стать учителем, настоящим, хорошим учителем.
У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.
Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые запали в мою душу : «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Есть в школе уроки биологии и физики, математики и химии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он сам в гневе и в покое, в радости и в печали. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением.
Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала.
Что же сейчас, спустя почти двадцать шесть лет, может измениться в мечтах детей?
Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью.
Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
«Почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет?» - этот вопрос стоял перед учителями 100-200 лет тому назад, он актуален и сегодня.
Конечно, просто сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать на издержки родительского воспитания.
А, может быть, нам, учителям, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас?
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты.
Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
Каким же всё-таки должен быть современный учитель?
Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.
Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.
Каждый день, из года в год я, учитель, вхожу в класс. Но ни один класс не похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем–то новым. А это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем – то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем – то уникальных. Все это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая.
Это сейчас, проработав в школе более 26 лет, я понимаю, что школа требует самопожертвования ради детей.
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
За этот период было три выпуска с 5 по 11 класс. Все они такие разные: грустные и веселые, красивые и мудрые, добрые и не очень , романтики и прагматики, озорные и смешные, наивные, трогательные, но, самое главное, – все они состоялись, все получили профессию, состоялись как личности. У многих хорошие семьи, дети, и я считаю, что в этом и есть моя заслуга как классного руководителя. Они выбрали разные профессии: учителя, инженеры, врачи и военные.
Я не могу объяснить почему, но в каждом выпуске есть дети, которые выбрали профессию – учитель. Надеюсь, что они выбрали это осознанно.
И если, в выборе профессии учителя моими учениками есть хотя бы маленькая толика моего участия, я очень счастлива!..
Каждый деть я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые , ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.
Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.
Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь».
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Вспоминая свои , ещё совсем неуверенные , робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей. Я надеюсь ,что моя мечта сбылась!
Автор - Гульгена Яруллина
В период глубоких общественных преобразований, переживаемых современной Россией, не является исключением и система образования. Меня, как учителя и как руководителя общественной организации творческих педагогов, не могут волновать процессы ее реформирования, которые предполагают становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности - инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видов деятельности, адаптивность - толерантность не просто предусмотрены традиционной школьной системой. Поэтому мне понятны и близки общие тенденции развития образования – не только значительное расширение знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. В центре внимания этой системы оказывается уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, которая открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Перед современным учителем стоит сложная задача – участвовать в формировании гармонично развитой личности, когда показателями качества образования становятся не результата академических знаний, а устойчивая мотивация познания; сформированность надпредметных способов учебной деятельности с тем, чтобы ребенок мог самостоятельно приобретать знания всю жизнь; способность и желания заниматься саморазвитием своей личности; сформированность такой степени духовности, которая определяется исповедуемыми человеком нравственными ценностями.
Такой подход к обучению и воспитанию позволяет сформировать конкурентоспособные качества личности, что сегодня стало одним из приоритетных направлений. На мой взгляд, только конкурентоспособный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика. Поэтому моя задача в новых условиях - создание оптимальных условий для творческого саморазвития каждого ребенка, формирование у учащихся необходимых качеств, как конкурентоспособность, самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Школа – это удивительный мир, который создает самое ценное - будущую нашу смену.
Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для себя истину: «Кто же ты педагог? В чем смысл твоего труда?» Пекарь через несколько часов радуется испеченному хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы, агроном видит всходы. И только учителю надо трудиться и трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым.
«Учитель….
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя».
В Тушнова
Задумываясь над словами В.Тушновой, ставлю перед собою цель: чтобы стать по-настоящему хорошим учителем, нужно постоянно совершенствовать себя. Учитель состоится только тогда, когда он становится и в качестве ученика. Я училась всю жизнь, повышала квалификацию по профилю в поисках новаторских технологий. Перейти в ранг Учителя с большой буквы может лишь ученик. С другой стороны, любой, ставший специалистом в каком либо деле, становится учителем в тот момент, когда начинает предавать свой опыт. Разве хороший врач, опытный строитель – не учителя? В этом уникальность и универсальность нашей профессии.
И теперь, сквозь года, возвращаясь в мои первые уроки, я понимаю, как же мне повезло с учениками. Я с гордостью вспоминаю их, читаю их отзывы, благодарственные письма, открытки…
Среди них десятки выпускников выбрали, именно, мою профессию – профессию Учителя. Мой первый ученик, в Год учителя, обрадовал меня своим успехом: стал кандидатом сельскохозяйственных наук и доцентом кафедры таксации и экономики лесной отрасли, заместителем декана факультета лесного хозяйства и экологии КГАУ. Я горжусь своими учениками! Приведу несколько строк из их писем: «Вся ваша преподавательская деятельность, многолетняя работа учителем начальных классов посвящена процветанию родной школы. Вы по праву снискали уважение и любовь своих учеников и коллектива школы. Для меня Вы – Особенный человек. Мне поистине повезло, что начальную школу я прошел с Гульгеной Зиннатзяновной. Она одна из тех учителей, о которых говорят «учитель от Бога». Она учила нас не только читать и писать, она учила нас быть людьми, она отдавала нам всю свою любовь, внимание, мудрость. Не хватит никаких слов описать все, то дала нам наша первая учительница. Она учила нас простым истинам, учила любить жизнь, причем не всегда это было для нас очевидно. Но зерна добра, красоты, любви, великодушия, чего-то вечного попали к нам и проросли, уже только потому, что в нашей жизни был такой человек как Гульгена Зиннатзяновна. Доцент кафедрыТаксации и лесоустройства ФЛХиЭ Казанского ГАУ
Галиуллин Ильфир Равилович»
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л,Соловейчик: «Он - артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Урок начинаю с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям. Теплая и радужная встреча с ними дает почувствовать каждому, что он ожидаем и любим. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам, обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, в богатстве природы на уроках природоведения.
Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает продолжить тропинку к их душам .
Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительное примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. И самое важное в них гуманность и высокая ответственность маленького человека на большом и трудном пути.
Помимо работы в школе я активно занимаюсь общественной деятельностью: руковожу общественной организацией творческих педагогов Апастовского района Республики Татарстан, руковожу экспертизой педагогической аттестации учителей начальных классов, являюсь членом муниципальной аттестационной комиссии, членом Политической партии «Единая Россия», председателем участковой избирательной комиссии в Федеральных выборах. Как же это удается мне? Просто мне все интересно в этой жизни! У меня есть такая особенность характера – начиная заниматься какой-либо деятельностью, я веду за собой всех и вся. Это просто активная жизненная и гражданская позиция, прорастающая изнутри, часть меня , часть моей личности.
Я выбрала профессию УЧИТЕЛЯ именно потому, что во мне это заложено, это мое естественное состояние, в котором мне комфортно. Жизнь интересна для меня от и до, и я не хочу упускать не единой возможности! Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!
Эссе на тему «Почему я выбрала профессию учителя»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.Ю.Ключевский
«Все профессии хороши – выбирай на вкус». Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии, пожалуй, перед каждым выпускником школы. И к этому серьезному вопросу многие подходят обдуманно, осознавая, что от правильного выбора будущей профессии зависит то, с какой отдачей человек будет заниматься той или иной деятельностью.
Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Я любила играть «в школу» то с куклами, то с подружками. Мне нравилось быть учителем: что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал».
Когда сама пошла в школу, поняла, на кого из своих учителей я хотела бы быть похожей. Мне всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель.
Не зря говорят, что школа – это второй дом, в котором ребенок проводит половину своего детства. А детство – это старт во взрослую жизнь. Хорошо, когда для ребенка школа становится настоящей путевкой в жизнь, когда в школе учат быть подготовленными к взрослой жизни. Безусловно, на учителей возложена серьезная ответственность: выпустить из школьной среды человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой. Не зря И.Гете писал: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Учитель – сложная и ответственная профессия, это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ребенок, словно губка, впитывает все, что в него вкладывают. Ребенок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на ее страницах.
Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Также эта профессия сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день.
Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Все время пытаюсь увидеть глазами ребенка тот мир, в котором он учится и получает новые знания.
Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится.
Кем для ребенка является учитель? Человеком, который дает знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне ближе вторая позиция, потому что учитель должен быть не просто «кладезем знаний», а проводником к ним. Человеком, который проживет вместе с учеником счастливые и печальные моменты школьной жизни. Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Нужен нелегкий и упорный труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Одним словом, учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Учитель – это человек, несущий детям доброе, разумное, вечное. Человек, оставляющий негатив за порогом школы, как бы тяжело не было на душе. Учитель должен помнить народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». Потому что, от учителя во многом зависит, что нам откликнется в недалеком будущем.
Очень точно и метко написал об учителе известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.
Малкарова Нина Владимировна
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А. Дистерверг
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. "Новая школа". И в этой школе - учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо.
Каждая профессия, конечно же, имеет свои особенности. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, вера в учеников, желание работать очень много и ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Именно мастером своего дела я вижу учителя XXI века.
Профессионалы нужны в каждом деле. Мне посчастливилось увидеть и почувствовать работу настоящих мастеров. Все самые дорогие для меня люди и по профессии и по призванию учителя. Я принадлежу к педагогической династии Тарнавских, общий педагогический стаж работы которой составляет 247 лет, и с каждым годом он увеличивается. Протянулась незримая, но крепкая ниточка, связывающая воедино несколько поколений. Продолжают династию шесть педагогов. И глубоко в душе чувствую гордость, что являюсь одним из них. Передо мной никогда не стоял вопрос, кем быть. С детства я знала, что буду только учителем: любовь к детям, к движению, к природе определила мою специальность. Я хотела стать учителем, несмотря на то, что знала, насколько будет нелегким, тернистым этот путь. Но во мне всегда жила и живет уверенность: рядом люди, которые поддержат; рядом наставники, которые научат; рядом дети, которые поймут.
Жизненный стержень, ощутимый на подсознательном уровне мощный энергетический запас сил, опыт, которые передались мне от двух поколений учителей, накладывает отпечаток, ответственность, желание совершенствоваться в выбранном мною деле.
Я олицетворяю современного учителя с деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, образование, родители учащихся, педагогическая философия. Сам учитель - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя).
Многое поменялось в образовании, но по-прежнему учитель - это мастер, за которым стоят ученики. Настоящий мастер верит в их силы, помогает им идти вперед, учит совершенствоваться.
Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования.
Современный учитель - это организатор деятельности на уроке. И как путнику кажется, что главная часть дерева - крона и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики. И только ствол знает, какая нелегкая работа донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это ученики, среди которых и собственные дети. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную в листьях энергию солнечного света.
Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.
Учитель XXI века - это организатор движения, это сила, питающая, пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию.
Учитель XXI века должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества.
Учитель XXI века в обществе должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью.
Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность" (Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.
Учитель XXI века должен отличаться умением разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи с использованием новых технологий. И мне близка и интересна эта позиция.
Учитель XXI века - это творческий учитель. Он должен уметь создать совершенную музыку урока, нарисовать шедевр "Мои ученики"…., написать "роман" о себе, совершенствуя его всю жизнь.
Я убеждена в том, что Учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
Хочется сказать вслед за Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".
Учителям России:
Эссе «Я – учитель»
Автор — Громова Валентина Федоровна, учитель иностранных языков (французский, немецкий) высшей квалификационной категории МБОУ УСОШ №2. Стаж работы — 41 лет. 40 лет – классный руководитель. Город Удомля Тверской области.
В представленном эссе мои размышления о любимой профессии и моем месте в ней.
«Мы трудимся на совесть
Не за похвалу,
И дети в школе стали,
Как родные!..»
(Строки из стихотворения собственного сочинения о Школе)
Все пестрое многообразие вопросов и проблем, связанных с определением жизненного пути человека, можно было бы уложить в три понятия: «надо», «хочу», «могу».
«Необходимость» определяет потребность общества в данной профессии.
«Желание» определяет собственные желания и склонности человека.
«Возможность» определяет способности человека.
«Необходимость». Несомненно, профессия учителя была, есть и будет. Она нужна обществу. А как относится общество к учителю, учительскому труду, по-моему, вторично. Не секрет, что престиж профессии «учитель» в современном обществе чрезвычайно низок. Учительство поставлено в жесткие рамки. С одной стороны — высокие требования, с другой стороны — низкая оценка труда со стороны государства.
Необходимость быть Учителем в любой жизненной ситуации, в любом обществе понимает не каждый, выбравший однажды этот непростой профессиональный путь. Тем, кто понимает это, низко кланяюсь. Это и есть настоящая преданность своему делу. «Надо» — несмотря ни на что.Только так, а не иначе.
Вам всем, кто не изменил своей профессии:
Учителю!
Осень. Начало октября.
Бушует красками природа!
И снова праздник ваш (наш), Учителя!
Пусть будет в этот день отличная погода!
Сегодня все слова для вас:
Приятные, хорошие, простые…
Сегодня все цветы для вас:
Прекрасные, желанные, любые…
Вас ценят, помнят, уважают
За Доброту, Терпенье, Знания.
Учитель – лучший Друг детей,
Глашатай, двигатель Познания!
И пусть порой бывает серым День…
И дел гора, и столько же проблем…
Вы верьте, что незаменимы
И всеми уважаемы, любимы!
«Желание».
Мое «Хочу» всегда состояло из моего отношения к жизни, а именно, к моей профессии. Организованность, трудолюбие, порядочность – качества, которые воспитали во мне мои родители. Эти качества и явились фундаментом в моей педагогической деятельности.
В этом году 1 сентября исполнился 41 год с того дня, когда я впервые, с замиранием сердца переступила порог Орудовской средней школы в поселке Сандово, куда поехала работать по направлению университета. До сих пор с благодарностью вспоминаю эту школу, педагогов-наставников, давших мне самое главное – уверенность в себе. Доверие и благожелательность, понимание и взаимопомощь – этому учили меня мудрые педагоги. Был первый успех.
Судьба распорядилась так, что мне пришлось уехать в другой город. «Относись с уважением к ребенку, твоему ученику»! Это была учительская заповедь, которую я усвоила с первых шагов в педагогике, и следую этой заповеди неукоснительно. Признаться, после окончания школы я не знала точно, кем хочу стать. Может быть врачом, может быть учителем… Сейчас ни о чем не жалею. С первых же дней работы в школе поняла – мое. Как приятно чувствовать себя человеком на своем месте! Есть такое мудрое высказывание — «Школа — второй дом». Обычно мы произносим его, обращаясь к своим ученикам, но, признаюсь, что Удомельская средняя школа №2 имени Сергея Ступакова, где я проработала 37 лет, действительно, мой «второй дом».
ля меня многое началось со школьного звонка. Прежде всего, труд, творческий труд. Не для себя, а для них, моих учеников. Хотелось, чтобы изучение моего предмета было им в радость, пусть не для всех и не всегда, но все же… Хотелось, чтобы общаясь со мной, дети испытывали положительные эмоции. Для этого я старалась создавать для них в любом виде деятельности ситуацию успеха.
« Искусство обучать это искусство разбудить в юных душах любознательность, чтобы затем удовлетворить ее… Знания, которые заталкивают силой, душат и закупоривают умы. Надо, чтобы их глотали с аппетитом». (Анатоль Франс) Мудрое высказывание!
Мне всегда было комфортно в моей профессии. Самое главное, понимать, что тебе оказали большое доверие и родители, и ученики, что на тебя возложена большая ответственность. Именно это, не позволяет спокойно спать по ночам, именно это, не позволяет «душе лениться». Постоянно находиться в тонусе… Постоянно задавать себе вопрос «А имею ли я право?» Не поучать, не диктовать свою волю, а объяснять, прививать, быть рядом, помогать! И хорошо, если с тобой советуются, если к тебе обращаются за помощью, значит доверяют, а это дорогого стоит.
Я люблю преподаваемый предмет за то, что он многолик. Предмет «иностранный язык» собрал в себе все остальные. Существует в методике такое понятие, как «межпредметные связи». Благодаря этому, простор для творчества огромен. «Пробуй, проектируй…». Есть пространство, где можно проявить свои способности и творчество и учителю, и, естественно, ученику.
Но! Считаю, что главное в моей профессии – быть классным руководителем.
Выпускной бал. 2013 год. Мой последний выпускной класс. «Мои дети». Так ласково называла я их на протяжении долгих лет нашего сотрудничества. Сегодня они прощаются с детством, школой, с тем светлым беззаботным, радостным чувством защищенности, которую давали крепкие, надежные стены родной школы и я, их классный руководитель. С разными чувствами на протяжении многих лет спешили они ко мне навстречу… Может быть, это были уверенность и радость, может быть, неуверенность и нежелание… Я старалась помочь им преодолеть трудности, побороть лень, нежелание подчиняться определенным правилам и выполнять трудные задания… Много было всего! Как жить в коллективе, творчески трудиться? Шаг за шагом, с ними рядом…
Последний звонок звенит, надрываясь!
А сердце стучит и плачет, сжимаясь…
И мысли печальные в голове,
И что-то опять оборвалось во мне…
Именно в этот момент, перед глазами мчатся картинки воспоминаний, связанных с этим классом. Последний звонок прозвенел для моих учеников. Закончилось их беззаботное детство и веселое наплевательство . Вместе с моими учениками уходит и часть моей жизни, может быть не самая простая, но счастливая. Счастливая и потому, что рядом были они, такие разные: веселые, грустные, беззаботные, добрые, скромные, стеснительные, дерзкие… Такие сложные, но ставшие мне близкими Люди. Мне было приятно общаться с ними, видеть их задорные, милые лица, то улыбающиеся, то грустные и несчастные, а иногда ликующие, когда решалась трудная проблема. Надеюсь, мы добрые друзья, и наши встречи в будущем будут также приятны, как и в настоящем?
«Возможность»
Только в зрелом возрасте начинаешь задумываться о многих вещах. Мысленно перелистываешь страницы своей жизни, две трети из которой прошли вместе со школой. Удалось, не удалось? Сбылось, не сбылось? Что и говорить, ответственное дело жизни я выбрала когда-то для себя. Пора бы уже подвести черту, но нет сил, как говорят, «уйти на покой». Да и зачем он мне, этот пенсионный покой, в такое интересное для российского образования время? Время перемен. Я принимаю это время. Время реформ, может быть не всегда удачных. Но, считаю положительным моментом то, что это время Личностей, время творческого «Я». Другими словами, появилась возможность для более масштабной творческой работы. Учусь, учусь… Столько итересного еще не познано! А время почему-то ускорило свой бег, и скоро придет пора начинать «писать мемуары».
Закончить хочу словами благодарности выпускникам 2013 года и их родителям за высокую оценку моего труда в качестве классного руководителя и их искренние слова благодарности «За большое и любящее сердце»! Значит, многое мне удалось. Ощущение Счастья не оставляет. Спасибо!
Примечание: Весь материал эссе — собственное сочинение автора.
С уважением Громова В.Ф.
Я – учитель Если сказать честно, то никогда не думала, что стану педагогом. В детстве мечтала стать кем угодно – милиционером, врачом, артисткой, военнослужащей, но только не учителем. Но судьба распорядилась иначе, я стала учителем.Живя в прекрасной семье, где были любящие родители, две сестры, дедушка, две бабушки, я видела перед собой то, о чём можно было мечтать. Воспитываясь в обычаях и традициях разных вероисповеданий и культур, русской и татарской, зная с раннего детства два языка, я получила ценный для меня опыт уважения и любви к людям, милосердия, трепетного отношения к своим историческим корням.В нашем доме было всегда полно детей из разных семей (и не очень благополучных в том числе). У нас всегда был кто-то, кому была нужна помощь. Было так тепло.Я с ностальгией вспоминаю наше детство, где не было жестокости, фальши, всё было просто. Прекрасно помню все яркие моменты: семейные праздники, друзей, учёбу в школе, студенческие годы, и это чувство тепла, которое исходило от людей, окружавших меня.Учась в школе, я никогда не соперничала с кем-либо. Нас не приучали к этому родители. Но во мне всегда присутствовало огромное желание делать всё так, чтобы мои родители были горды мной. Затем, учась в университете, я поняла другое: что всё, чему я учусь не так уж важно родителям, сколько мне самой. И мне также нравилось учиться на нашем биологическом факультете. Были прекрасные преподаватели, были замечательные друзья. Окончила университет со специализацией «Школьный психолог». И устроилась на работу в только что открывшуюся школу в родной деревне. Вот так и началась моя педагогическая деятельность.Начала учителем биологии и химии, затем работала педагогом-психологом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором сельской школы. Были очень тяжёлые моменты реорганизации и ликвидации сельских школ. Это были кризисные периоды для учителей, детей и вообще всех сельских жителей. Но жизнь продолжается, эти изменения были необратимы. И вот я уже третий год работаю заместителем директора по воспитательной работе и учителем математики коррекционной школы-интерната VIII вида.В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. Мой педагогический стаж – 21 год.Любая деятельность педагога (обучающая, воспитывающая, коррекционно-развивающая) должна быть связана с жизнью, практической деятельностью учащихся. И эта работа осуществляется в коррекционной школе 8 вида в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая успешно решается в нашей школе.Моя цель, как педагога - показать ученику, что он обладает возможностями к приобретению ценных для него навыков и умений, помочь ему поверить в себя, получать радость от своего учения и творчества и, несомненно, доказать необходимость этого в дальнейшей жизни.В нашей коррекционной школе-интернате VIII вида дети особенные, поэтому мне важно дать возможность каждому проявить себя, почувствовать себя нужным, полезным, способным и талантливым.Стремлюсь нацелить своих ребят на сознательную, планомерную работу, помогаю сориентироваться в определённой ситуации, обучая их основным математическим умениям и навыкам.В первый год работы с детьми с ограниченными возможностями, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Я занялась изучением специфики работы в коррекционной школе-интернате VIII вида, изучила портфолио своих учеников, наблюдала, анализировала, консультировалась с коллегами, советовалась с опытными педагогами. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.Приходя на урок и, просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.Следующий принцип – это принцип ориентации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека.Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Чередование активных форм работы на уроке и физкультминуток и пауз, сбережение здоровья детей - это пятый принцип моей педагогической философии.Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю о том, как знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.Седьмой принцип – сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Дети задают вопросы после урока или даже спорят – значит, есть сотрудничество.Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.За годы педагогической работы были и трудности, но всегда рядом были коллеги-друзья, которые поддерживали, помогали, показывали пример стойкости духа в профессии. Ведь я педагог – а это… постоянная работа над собой, самообразование, стремление к самосовершенствованию для того, чтобы многое уметь самому, соответствовать требованиям времени и быть интересной детям. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов
Общешкольная тема: Совершенствование компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся и непрерывный процесс развития педагогических работников как необходимое условие повышение к...
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов
Индивидуальный план профессионального самообразования содержит пояснительную записку ,разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение собственного опыта педагогиче...
Индивидуальный план профессионального самообразования
Индивидуольный план профессионального самообразования...
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов Абдумухтаровой Зульфии Рафаилевны
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов Абдумухтаровой Зульфии Рафаилевны...
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов Шутовой Ризиды Бариевны на 2016-2019 учебные годы
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.И.Песталоцци «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светит...
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2020 - 2025 гг.
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2020 - 2025 гг....
Индивидуальный план профессионального развития педагога в рамках темы самообразования 2018 - 2022 учебный год.
Индивидуальный план профессионального развития педагога в рамках темы самообразования....