Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"
статья (2 класс) на тему

Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ideya_lichnostno.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБОУ «Мордовско – Полянская основная

                       общеобразовательная школа» 

                        Доклад:

«Построение урока на основе личностно –                

     ориентированного подхода»

                           

                                                      Выполнила: Криворотова А.Н.

                                                2018 год

    Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.

    Во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и даёт подчас весьма призрачные результаты её внедрения.

    Во-вторых, часто «массовый» учитель смутно представляет, что такое «личностно-ориентированное обучение» и не может его реализовать, то есть не умеет изменить те моменты своего взаимодействия с детьми, которые разрушают значение учебной деятельности для каждого ученика.

    Прежде всего, давайте разберёмся в характеристике «личностно-ориентированное обучение» младших школьников. Будем рассматривать такой тип обучения как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Развитие в данном случае рассматривается как «результат обучения, не совпадающий с его  содержанием». Это означает, что существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть  сформированность тех психических новообразований, качеств его личности,

которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.

    Попробуем задать учителю вопрос: «Кого называют образованным?»- и услышим  в ответ: «Это тот, кто много знает». Вместе с тем, наличие знаний, их объём, полнота -лишь один из показателей образованности человека. Рассмотрим для доказательства один пример.

    Выпускнику начальной школы предлагают рассказать о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит ему «5»; считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребёнок получает другое задание: заполнить таблицу «Свойства воды». Результат плачевен: ребёнок не справился с заданием. Что произошло? Ведь, казалось бы, ученик имеет знания!

    Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, не как «мёртвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего, нестандартных) учебных задач. Имея знания, этот ученик не владеет ими. Выделим первый компонент развития: умения применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения - развитию мотивации учебной деятельности.

    Сравним два приёма обучения. Один – весьма распространён. Учитель пишет на доске тему «Правописание шипящих» и объясняет правило: «После шипящих в словах пишется «и». Учащиеся повторяют правило, а затем учитель предлагает им записать соответствующие слова. В этом случае всё зависит от памяти: кто быстрее запомнит правило, тот и не сделает ошибок. А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущена буква «и»: ш-ло, ш-нель, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные: одни говорят «и», другие- «ы». «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?- спрашивает учитель. Ответ очевиден: не знаем правило написания шипящих.

    Теперь настало время познакомиться с правилом. Знать его необходимо для того, чтобы грамотно писать. Учитель предлагает написать в тетрадях «ШИ» и «ШЫ» и второй слог перечеркнуть красным карандашом. Теперь можно писать слова, каждое слово анализировать и подчёркивать правильное написание, например, зелёным карандашом.

    Казалось бы чуть- чуть изменён характер обучения, но эти изменения весьма важны- они формируют у школьников мотив их деятельности. При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

    Следующий важнейший компонент детского развития - сформированность умения добывать знания. К каким ролям привык сегодняшний младший школьник? Учитель призывает его «внимательно слушать» (он-«слушатель»), внимательно смотреть (он-«зритель») и всё хорошо запомнить (он-«репродуктор»). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, опирается на «слабость» ребёнка, а не на его «силу».

    Действительно, восприятие и память- весьма важные психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем, их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания «навязываются» ребёнку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Причём, чем ближе результат к данному педагогом образцу, тем выше отметка.

    Вспомним для примера исследования психологов, педагогов, которые занимаются одарёнными, способными  детьми. Все исследователи отмечают высокий уровень развития памяти способных детей, поэтому процесс запоминания не представляет для хорошо развитого ребёнка. Ну, разве это-беда? Да, если процессу запоминания предшествует только репродуктивное обучение!

    В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я -ученик», «я -школьник».  

    Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика-существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения -принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

    Приведу пример из учебника «Окружающий мир». В теме «Насекомые» дети работают с рубрикой «Выскажи предположение», рассмотри рисунки, выскажи своё мнение: почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», а какие-«хватательные».Текста, который бы рассказывал о конечностях насекомых, в учебнике нет, есть только рисунки разных ног насекомых и вопросы для обсуждения.

    Очевидно, что такое задание побуждает учащихся сравнить особенности строения ног с местом обитания животного, вспомнить примеры насекомых, имеющих подобные конечности и самостоятельно сделать вывод об особенности передвижений разных их представителей. Сравним инструктивно- авторитарное и личностно-значимое обучение и обратим внимание на то, какие методические приёмы использует учитель в том и другом случае.

                               

                                 Методические приёмы при разном характере обучения

    Инструктивно-авторитарное                                  Личностно-значимое

    Рассказ учителя                                                            Выдвижение проблемы

    Чтение текста учебника                                               Постановка предположений

     Ответы на вопросы учителя                                       Обсуждение гипотез

      (учебника)                                                                    Сравнение полученных выводов с

     Рассматривание иллюстраций                                    текстом учебника(рассказом учителя

     Повторение рассказа учителя                                      Поиск эмоциональных опор

     (текста учебника)                                                          (рассматривание иллюстраций)

                                                                                             Составление графического плана-

                                                                                              Опоры

 

При личностно-ориентированном обучении роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае -равноправный партнёр по учебному общению.

Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить её, а это и есть личностно –значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

    Как же изменяется дидактический процесс, если он ориентируется на приоритет «задействования»  в обучении воображения и мышления?

    Во-первых, ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

    Во –вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение даёт возможность решать любую учебную задачу творчески.

    В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть представление учащимся возможности путём размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

    В-четвёртых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения- на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

    Поговорим теперь о другой очень важной составляющей развития – контролирующей и оценочной деятельности ученика. У младшего школьника может быть сформировано умение находить у себя ошибки, объективно оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно исправлять неточности и др. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку?

    Попробуйте не исправлять допущенную ребёнком ошибку, а только подчеркнуть слово, в котором она имеется. Тогда работа над ошибками будет состоять в том, что ученик находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно её исправляет. Хорошим приёмом является письмо с пропусками: если не знаешь, какую букву написать, поставь

«-«. Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьника: он начинает осознавать своё незнание и стремится его ликвидировать. Можно использовать и такой приём: контрольные работы даются трёх вариантов: на «5», на «4», на «3». Сам ученик выбирает уровень контрольной, то есть оценивает свои возможности. Не беда, если у ребёнка не сразу получится выбор, адекватный его умениям, в данном случае учитель приходит к ученику на помощь, даёт совет: «Мне кажется, что ты справишься с работой на «4», «Реши сначала задачи на «3», а если всё получится, приступишь к другому варианту», «Почему ты себя недооцениваешь? Ты вполне справишься с работой на «5».

    Конечно, личностно-ориентированное обучение связано с удовлетворением потребности ребёнка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остаётся игра. Каждый учитель имеет в своём опыте ряд игр, прежде всего дидактических, которые он широко использует на уроках. Но мне хотелось бы обратить внимание на другой вид игр – сюжетно-ролевые. Именно эти игры имеют особое значение в развитии индивидуальности ребёнка. Почему?

    Это связано с особенностями ролевой игры: ребёнок берёт на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создаёт сюжет игры. Всё это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнёров, действий, сюжета, аксессуаров игры. Поэтому так важно предоставить им возможность.

    Например, на уроках «Окружающего мира» целесообразно ввести различные игры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Поговори с другом» и пр.; в теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры-путешествия, которые проходят с использованием карты, глобуса, и игры-экскурсии (например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия по родному краю» и др.). Интересны проходят и игры на основе литературных произведений -разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, народных песенок, потешек и пр..

    Изученный материал может стать основой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.

    Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

Мастер класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся -основа личностно - ориентированного обучения»

Рассмотрены приёмы, способствующие организации продуктивной познавательной деятельности, развивающие логическое мышление и интеллектуальные способности учащихся на уроках математики....

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В своей педагогической деятельности учителям приходится работать с очень разными детьми. Для активности ученика в учении огромную роль играет мотивация учения.Мой опыт в этом направлении разрабатывалс...