ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
статья на тему

Сазоненко Людмила Евгеньевна

В своей педагогической деятельности учителям приходится работать с очень разными детьми. Для активности ученика в учении огромную роль играет мотивация учения.Мой опыт в этом направлении разрабатывался на основе современных образовательных технологий с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii_i_kachestva_znaniy_uchashchihsya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

          Л. Е. Сазоненко,

учитель нач. классов        МБОУ СОШ № 8

 им. В. Солдатенко

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Специфика образовательного учреждения такова, что в своей педагогической деятельности учителям приходится работать с очень разными детьми:  с высоким и низким уровнем интеллекта, с хорошо и плохо сформированными общеучебными знаниями, умениями  и навыками. Но каким бы ни был ребёнок, пришедший к нам, мы должны помочь ему «дотянуться до своей звезды», реализовать свой жизненный потенциал. А это возможно лишь тогда, когда этого хочет сам ребёнок.

Для активности ученика в учении огромную роль играет мотивация учения. Педагогической наукой мотивация понимается как «генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности». Согласно Д. Аткинсону и Д. Мак-Клелланду мотив достижения состоит из двух противоположных мотивационных тенденций - из стремления к успеху и избежания неудачи. Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает стремление к успеху; низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление избегать неудачи.

 Именно мотивация определяет деятельность ученика, а потому каждый учитель должен уметь помочь ученику выработать собственный уровень притязаний, определить для него индивидуальную норму оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.

Мой опыт в этом направлении разрабатывался на основе теоретических положений И.С. Якиманской, идеи и принципы которой наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащихся, раскрытия их индивидуальности через учение, на основе современных образовательных технологий, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. 

Цель – выявить наиболее успешные пути создания условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, учитывая возрастные, психологические, индивидуальные качества учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

В стремлении повысить мотивацию и качество знаний учащихся,  я пришла к выводу, что  личностно - ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.

 Каждый урок должен стать радостью открытия, увлекательным путешествием в мир знаний. Как и многие педагоги для этого использую различный дидактический, наглядный материал, способный привлечь внимание каждого ученика, ведь то, что привлекает ребенка, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Свои усилия направляю на то, чтобы ребенок не терял веры в свои силы, не чувствовал, что у него что-то не получается. Обучение в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивает внимание учащихся. Игру в учебно-воспитательной работе рассматриваю как одно из средств развития личности и формирования коллектива учащихся, метод и форма пробуждения интереса к другим видам деятельности, в частности к учебной; раскрытия новых источников развития познавательных сил, повышения самооценки школьников, развития воображения, творчества. Включение в урок игр, игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Работа в группах способствует развитию учебной мотивации, возрастает глубина понимания учебного материала, творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга; растет самокритичность.

Для создания положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности  применяю следующие приемы:

 1. В структуре  каждого урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо.

2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.

3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока.

4. Решение творческих задач.

Преодоление нежелания учиться осуществляется через перестройку всей личности учащихся. Наиболее легко поддается изменению мотивация школьников. Значительно труднее реализовать интеллектуальные особенности школьника. Для того чтобы повысилась обучаемость, необходима длительная работа педагога, способствующая общему умственному развитию, направленная на формирование приемов умственной деятельности школьника. Именно поэтому ученикам, с одной стороны, предлагаю задания с запланированным успехом, а с другой, задания, вызывающие интеллектуальные затруднения.  

На основе психолого-педагогической диагностики учащихся разрабатываю систему заданий для индивидуальной самостоятельной  работы ученика, поддерживающих мотивацию его учения (в зоне актуального развития), задания на интеллектуальное развитие ученика (в зоне ближайшего развития), которая включает в себя следующие этапы.

Первым и важным этапом является обучение школьников самооценке с помощью следующих приемов: сравнения результатов своей деятельности с эталоном - образцом полного и правильного ответа; организация рефлексивной деятельности ученика. Использование этого приема занимает немного времени на уроке, не отвлекает ученика от оценивания своей работы и вызывает у него интерес.

После того, как ученик овладеет умением оценивать результат своей деятельности, необходимо переходить к заданиям, обучающим школьников самоконтролю, то есть умению отслеживать время, определять степень трудности задания, готовность эту трудность преодолеть и необходимость помощи учителя.

Перед работой детям можно предложить письменно ответить на вопросы:

«Сколько времени тебе потребуется для выполнения задания?»,« Потре-буется ли тебе помощь учителя?», «Как ты готов выполнить задание: целиком - на «5»; с недочетами — на«4»; с ошибками - на «3»?

 Ученики выполняют упражнения, а учитель фиксирует реально затраченное время и необходимость своей помощи. Выполнив задание, учащиеся получив образец правильного и полного ответа, сравнивают по нему свою работу и снова отвечают на предыдущие вопросы теперь уже фактически.

Опыт показывает, что этот этап самый длительный, так как ученику, долгое время находящемуся на позиции объекта, трудно осознать себя субъектом учебной деятельности. Чем больше выбора на уроке, тем в большей степени он является личностно ориентированным. В результате многочисленных ситуаций выбора у учащихся формируется набор предпочтительных для него учебных действий. Вместе с тем надо менять отношение к ученику, имеющему низкую мотивацию учения, переводить его на позицию субъекта. В этом могут помочь и родители учеников.

Одним из важных условий развития субъектности ученика является умение ставить цели собственной деятельности. На предыдущих этапах учащиеся получали навыки самооценки и самоконтроля и учились правильно оценивать собственные возможности. После этого передо мной, как учителем, встала задача создания учащимся ситуации целеполагания в индивидуальной самостоятельной работе на уроке. Можно использовать 2 варианта заданий.

Вариант I.  На уроке, после объяснения нового материала, во время выполнения заданий на закрепление, учитель проводит индивидуальную работу с учеником: задаются вопросы: «Что ты понял на уроке?», «Какие затруднения у тебя есть?», «Что ты должен сделать до конца урока, чтобы преодолеть затруднение?»

В данном случае ученик ставит познавательную цель и до конца урока работает для ее достижения. В конце урока индивидуальное задание проверяется. Школьник учится размышлять, находить разные пути для достижения цели.

Вариант II.  В начале урока даётся задание продолжить одну из фраз (написаны на карточке): «Сегодня на уроке мне интересно ……», «До меня никто не делал….. , а я попробую……», «У меня не получилось…..., поэтому сегодня я….…», «На уроке я хочу ……», «Чтобы получить оценку, я ……»

Возможность поставить цель собственной деятельности и успешно добиться её формирует у школьников чувство самоуважения и желание быть успешным не только в учёбе, но и в жизни вообще.

В результате работы по системе индивидуальных заданий у учащихся повышается навык контроля и самоконтроля; изменяется психологическое состояние учеников, повышается их авторитет в классе; успешное выполнение несложных заданий ведет к повышению самооценки, следовательно, появляется мотив к изучению предмета, формируется устойчивое положительное отношение к изучаемому предмету; уровень владения программным материалом максимально приближается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

2.  Харчевникова Е.Г. Овладение учителем школьными технологиями / Е.Г. Харчевникова // Начальная школа.- №2. - 2003. – с. 33-38

3.  Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.

4. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока.  Ростов н/Д.: Учитель, 2003.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...

Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"

Доклад "Построение урока на основе личностно-ориентированного подхода"...

«Технология личностно - ориентированного обучения как средство повышения качества знаний учащихся»

Организация обучения в сотрудничестве.Что такое обучение в сотрудничестве? Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно....