Система работы по развитию речи
статья на тему

Костюхина Елена Константиновна
В данной статье обобщена работа по развитию устной речи младшего школьника на основе УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena.docx91.77 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию речи

младших школьников в рамках УМК «Перспективная начальная школа».

             

                        Каждый новый класс – это поиск новых приемов и методов обучения, это совершенствование учителя и учебного процесса, это другие взгляды на жизнь и воспитание  в целом, это новые и неиспытанные еще доселе трудности. Это множество детских глаз, которые смотрят на тебя с уважением и надеждой, и это … страх,  который заставляет тебя не спать ночами, боясь того, что не сможешь пройти это испытание детской любовью, страх потерять доверие, читаемое в их маленьких наивных лицах.

                    А ты только улыбнись, прикоснись к нему рукою, поинтересуйся: как настроение? И пусть пока не состоялся откровенный разговор, зато он уже позволит  взять его  в первое ваше с ним общее путешествие  в страну знаний. И лед недоверия начнет постепенно таять. Согласитесь, только терпением, малыми шагами, радостью открытия – вместе за руку мы можем привести ребенка к «разумному", доброму, вечному».

                      Тяжело давались первые уроки… Каждый день пугал новыми испытаниями.  Отсюда вполне объяснимые сомнения.  Ведь нередко подготовка детей к школе сводиться к обучению их счету, письму и чтению.  Между тем, опыт показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают   не те дети, которые уже умеют читать и писать, а те, чья речь скудна и не логична. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказать ему свои мысли и чувства, тем шире его возможности в познавательной деятельности.                    

                    Именно с этой проблемой  я столкнулась при очередном наборе. Придя в школу, заметила, что  у детей прослеживается разный уровень развития речи, малый словарный запас, которые неизменно влекут к трудностям не только в общении на  адаптационном периоде, но и создают большие барьеры в самом учебном процессе. А ведь полноценное речевое развитие младших школьников является важнейшим  направлением  процесса обучения русскому языку в начальной школе. Оно определяется как многоаспектная и комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умения и навыка связанно излагать свои и чужие мысли в устной и письменной форме.

               Создавшуюся ситуацию могли исправить дополнительные занятия  по овладению и обогащению языка малышей. Обложившись   литературой, где хоть как-то затрагивался вопрос  языка, я приступила четыре года тому назад к глубокому изучению этой проблемы.

               С этой целью разработала программу кружка по развитию речи младших школьников под названием «Чистое слово». В тематическое планирование занятий включила темы, предлагаемые методическими пособиями по развитию речи младших школьников «Речь. Речь. Речь: книга для учителя» Л.Д. Малли, Т.А Ладыженской,   Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. «Как возник язык». Работу эту начала с первого класса и вела   все четыре года, с учетом взаимосвязи различных уровней речевого развития: произносительного, словарного,  текстового,  синтаксического.

                      На первых занятиях мы просто читали сказки народов мира, обсуждали и анализировали содержание, передавали его близко к тексту, выявляли тип сказки, иногда, просто рисовали  к ним иллюстрации. Эти внеурочные контакты учитель – ученик значительно повысили не только интерес детей к происходящему в школе, но и желание знать и уметь большее. Вот здесь и появилась первая мысль о театральных инсценировках. В рамках кружка мы стали разучивать и готовить постановки кукольного театра, пользуясь поначалу готовыми сценариями «Заячья избушка», «Колосок»,  «Теремок»,  «Муха-цекотуха»…. Это затягивало! Уже  во втором, третьем классах дети без подготовки могли разыграть какую-либо ситуацию по теме занятия.

                 Тематическое планирование занятий кружка включает такие темы как: отгадывание и составление кроссвордов, изучение основ русского народного творчества,  знакомство со средствами выразительности языка и умение свободного использования их в устной и письменной речи, составление небольших рассказов и сказок, придумывание и составление загадок, умение рассуждать и  писать сочинения на свободную тему и многое другое. С этой целью в программе предусмотрела изучение разных сторон языка, а также формирование практических речевых умений и навыков в рамках каждого уровня ( тематическое планирование см.  в приложение №1).  

 Привить интерес  к родному русскому языку, раскрыть его секреты, ощутить его, как стройную гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять почувствовать красоту и эстетическую ценность русского языка – вот одна из главных целей работы учителя в рамках программы этого кружка.  На занятиях кружка дети очень многому учатся. Каждая тема занятий несет в себе идею - дополнить или углубить уже имеющиеся знания учеников по материалу курса «Русский язык» в начальной школе.  

           Работа кружка учит детей быть более уверенными, самостоятельными…, помогает проявлять и развивать свои творческие способности в познании и овладении русским  языком.

 

                        Незаметно пролетели три года. В классе снова первоклашки, а с ними новые задачи, поставленные перед учителем. Но я спокойна за свой «пятый», так как  занятия нашего школьного  кружка «Чистое слово» принесли ощутимый результат. И это приятно осознавать. Дети уверенно справляются с контрольными работами по русскому языку, свободно владеют словом,  без помощи родителей выполняют домашние задания, содержащие элементы сочинения и изложения, не боятся выходить на сцену, участвуют с большим удовольствием во всех конкурсах школьного и районного уровня.        

                                     

                 Учителя, работающие в этом классе,  подчеркивают стабильность знаний, хороший навык письменной речи, уверенность детей в своих силах, артистизм и высокую эмоциональность, творческий подход и самостоятельность в подготовке различных классных и школьных мероприятий. Все это лишь подтверждает общеизвестную идею, которая легла в основу новых развивающих программ «21 век», «Школа 2100» о том, что «грамотность находиться не на кончике пера».                 

                  Недостающее звено в развитии речи учащихся усмотрела в УМК «Перспективная начальная школа». Учебники комплекса богаты различным дополнительным материалом, который способствует обогащению словарного запаса учащихся,  развитию правильного разговорного и литературного стилей языка, воспитанию культуры речи. Поэтому, просмотрев  УМК «Перспективная начальная школа», поняла, что именно этот комплект благоприятен для адаптации не только учеников, но  и самих учителей.

                    Весной 2005 года выехала в город Казань на первые же курсы повышения квалификации учителей начальных классов при ИПКРО по изучению и внедрению нового УМК.  Таких сомневающихся, как я,  было много. Огромная работа по изучению учебников и  расхождений в методике преподавания, постепенное понимание необходимости введения  УМК «Перспективная начальная школа» и большое желание попробовать что-то новое сплотили всех нас для достижения главной цели.

                    Мой же выбор данного комплекта сводился к тому, что мне очень понравилось, как  раскрывается в нем такая образовательная область как филология, представленная четырьмя предметами: грамота (обучение чтению и письму), русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

                     Все предметы естественно-гуманитарного  цикла даны в учебниках, состоящих из двух частей. Первая книга – это необходимый минимум, стандарт знаний начального образования. Вторая часть  - это дополнительный материал.

                     Изложение учебного материала в учебниках расположено с учетом следующих позиций:

1.  Обязательный учет реальных норм произношения на территории России. Это не всегда школьник, представляющий московскую норму произношения.

2. Учет реальных норм произношения, предполагающий учет статистики самых частотных ошибок произношения.

3. Учет того, что для школьника русский язык является вторым, а не первым языком.

4.  Учет того, что почти каждый ребенок – это ребенок со       своим  набором логопедических проблем.

Сразу скажу, нелегко было начинать работу с УМК: устойчивая привычка к старому, традиционному, отсутствие подробных  разработок к урокам, а отсюда – «вдруг не получится». Но желание учить, интерес к тому, что говоришь сама, интрига урока, переходящая  из темы в тему, продолжавшая охватывать все большее учебное пространство, затягивала. Большую помощь в подготовке к урокам оказывают методические пособия по каждому предмету.  Да и сами авторы учебников с удовольствием общаются с нами ежегодно на курсах повышения квалификации и через электронную почту, никогда не отказывая в советах  и помощи.

                  Самое же главное – незаметно и для меня и для родителей пришло и решение этой наболевшей проблемы.  Развитием устной и письменной речи ребенка ежедневно занимается каждая строчка каждого учебника всех программных предметов этого комплекта, каждый этап урока, всевозможные  тренинги и упражнения в тетрадях для самостоятельной работы, которые являются неотъемлемой составляющей инструментарий урока.

                        Мои ученики с удовольствием принимают участие в предметных школьных олимпиадах. А с нового учебного  года им представилась первая возможность испробовать свои силы  в межрегиональной   игре – конкурсе  «Русский медвежонок – языкознание для всех». И вот результаты: первые четыре места по школе среди третьих классов –наши.

            Это доказывает правильность выбора и новых учебников и верность подбора приемов, методов и технологий обучения данного класса.    

            На каждом уроке литературного чтения веду активную работу над развитием у учащихся желания высказать свое мнение и сделать это красиво и правильно. Ответ на каждый мой вопрос – это негласное соревнование между детьми  в красноречии. Тут главное терпение – выслушать необходимо всех. Вот один из фрагментов урока по  чтению в первом классе:

Тема урока: «Начало пути»

III. Работа в тетрадях.

-Постараюсь спасти вас из беды, - сказал кот. Он протянул   детям на выбор  шапку-невидимку и сапоги - скороходы.

- Как можно назвать эти вещи? Почему?

- Как вы думаете, что из этого выбрала Маша, а что Миша?

   Объясните свой ответ.

-Какие еще сказки вы знаете, где есть также есть волшебные    вещи-помощники? Расскажите.

-Узнаешь ли ты  героев сказок, изображенных на рисунке? Назови их.  

 -Соедини героев сказок с их волшебными помощниками.

-У каких героев оказалось по два помощника? Объясни свой ответ соседу.

-У всех получились цепочки из двух картинок. А кто попробует  

  составить цепочку из трех картинок, какие картинки вы  соедините?

IV. Работа с учебником.

Слово учителя.

-Горошек – то мы прошли, используя волшебных помощников, но впереди кто? (дети, рассматривая картинку, отвечают: «Репей»)

Старший репей плаксиво попросил:

  -Расскажите нам докучную сказку!

  -Конечно, расскажем! А что это такое  «докучная сказка»?

  (дети выясняют это в процессе обсуждения  текста, слов «докучная», « сказка»)

- А кто же по вашему Репей?

 (Чтение детьми вслух по четверостишиям).

Репей я колючий,                  Задеть меня платьем

Ко всем пристаю,                  прохожий боится…

Расту я при дороге,               нельзя ли хоть с вами

У стенки я стою.                    репью подружиться?

- Почему  репей считают «надоедливым»? Объясни.

-Из какой строчки это видно? Подчеркни эту строку.

V. Олицетворение.

-Слышали ли вы такое выражение «пристал как репей»?

-От кого и когда?

-Значит,  когда говорят так о человеке?

-Объясните, почему таких людей сравнивают именно с  репьями?

-Прочитайте стихотворение Е. Серова «Репейник»

  Страшила на вид –

  Нечесан, немыт,

  Цепляет прохожих,

Колючий как еж.

Надеюсь, похожих

ребят не найдешь

-Кто ярче почитает, как не любит поэт Е. Серова   репей?  

- Подчеркни слова, в которых о репье говорится как о живом.

                Словарный запас детей постоянно пополняется  также достаточно сложными научными формулировками различных правил  и лингвистических понятий. Желание казаться наиболее взрослыми, гибкость и устойчивость детского восприятия позволяет ребятам достаточно легко запоминать все трудные и пока еще не знакомые филологические  термины.  Так на уроках русского языка  по теме «Состав слова» авторы учебника вводят такой термин как «флешь», а задолго до склонения дети знакомятся с терминами «орфограмма», «нулевое окончание», «чередование согласных», «маркирование текста», на уроках литературного чтения - учащиеся с большим удовольствием аппилируют такими понятиями как  «рифма», «олицетворение», «сравнение», «декламация»…

                  Решая задачу  совершенствования речевого развития младших школьников, авторы  комплекта  умело используют существование  четырех видов  речевой деятельности. Это не только письмо, но и  говорение, слушание, чтение. Авторы комплекта направляют огромные усилия на освоение детьми каждого из них. Учебники предлагают разнообразную палитру  активизации творческой деятельности  учащихся во время урочной работы и подготовки домашнего задания: выскажи свое мнение, посоветуйся с соседом, объясни всему классу… Развитие  всех этих видов деятельности можно проследить  на всех предметах филологической линии.  На каждом уроке ведется активная работа над развитием у учащихся желания не просто высказать свое мнение, а  сделать это красиво и правильно. Ответ на каждый мой вопрос – это негласное соревнование между детьми  в красноречии. Тут главное терпение – выслушать необходимо всех.

Вот один из таких текстов:

 «Летела швабра. Мальчик спросил у мамы: «А правда, что швабры  летают?»

 «Нет!» - ответила мама. И швабра упала».

                  Конечно, это вовсе не образец литературной речи и шедевр русской классики, именно по этому вопросу спорят многие  мои коллеги. Но именно эти строчки заставляют ребенка размышлять и искать ответы на даже не заданные мною вопросы. Откуда  они берутся, если учитель молчит? Я только слышу: «Происходило ли это на самом деле? Правильно ли поступила мама? Почему упала швабра? Что происходило с мальчиком? На чьей стороне находитесь вы, как зрители истории? Каково последствие этого маленького разговора?  С кем происходила подобная история? Так все же - летела ли швабра на самом деле?

                   «Да!» -  в один голос кричат мои малыши, и я с ними  полностью согласна. И ни какой, даже очень хорошо отработанный вопросный блок по классическому произведению не сможет вызвать такого большого желания ребят участвовать в открытом, непринужденном разговоре, почти споре, со своими сверстниками, ведь часто наши мнения далеко не совпадают, деля учеников на «правильно» и  «дурно» воспитанных детей.

                   В работе над большими текстами используется такой интересный прием как «диалог с учебником». С этой целью  в текстовый материал разделенный по смысловым частям вставлены вопросы и задания авторов учебника, заставляющие учащихся перечитывать те или иные отрывки рассказов, рассуждать над поставленными проблемами, вытаскивать из памяти уже имеющиеся знания, обращаться к дополнительным источникам информации, задумываться о чем – то непонятном, спорить с товарищами или героями произведений, активизировать свое воображение…

                   Для формирования интереса к чтению и приданию яркости детской речи авторы комплекта предлагают для восприятия учащимся занимательные, соответствующие возрасту, шуточные, почти озорные стихи для работы над тектами (русский  язык) и заучивания  наизусть (литературное чтение).  Большая часть  их расположена в тетрадях для самостоятельных работ по всем предметам, использовать которые можно и в школе и дома. Технология формирования интереса к чтению, лежащая в основе тетради,  подразумевает  большую подготовительную  работу до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Стихи, тексты и задания, предлагаемые тетрадью,  настолько увлекательны, что дети с большим удовольтвием самостоятельно идут дальше уже без помощи родителей и учителя.

                  Отдельное  «спасибо» нужно сказать за шикарный комплект «Музей в нашем классе». Мне, как учителю, очень жалко, что я не могу использовать работу с музеем с целью развития речи учащихся в полном объеме из – за нехватки часов на русский язык и литературное чтение, но даже то, что провожу увлекает и захватывает.  Непочатый край вопросов и видов работы, предлагаемых авторами и составителями музея обогащают не только словарный запас детей, но и культурный, не побоюсь этого слова, уровень и самого учителя. Благодаря этому комплекту я совершенно по другому смотрю на работу с картиной, вижу то, чего раньше просто не замечала, чувствую и пытаюсь говорить об этом вместе с детьми.

                    Новшеством для класса да и для школы в целом стала переписка учащихся моего класса. Многие из них стали членами всероссийских ученических клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», о чем свидетельствуют  членские билеты клубов. Организация проведения заседаний клуба вызывает у детей огромный интерес, развивает познавательные и творческие способности, креативное мышление. Выполняя творческие задания  по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, дети  общаются с дежурными по рубрике учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа».

                   Уроки - заседания клуба провожу по различным предметам. В цикле окружающего мира это заседания клуба «Мы и окружающий мир», на литературном чтении и русском языке – это заседание клуба «Ключ и заря». Дети выступают на заседаниях клуба в роли председателя клуба, докладчиков, оппонентов, помощников учителя, ответственных за проведение различных тематических опытов.

                   Такие уроки развивают коммуникативные умения детей, навыки исследовательской работы, а постоянное  участие в сюжетно – ролевой игре открывает в детях не предполагаемые ранее способности. Дети учатся анализировать не только свои действия и результаты, но и оценивать ответы своих одноклассников. Учащиеся самостоятельно ищут материал для доклада, готовят к нему наглядность, составляют ребусы и кроссворды.

                 Ставшие уже традиционными, эти уроки развивают у детей умение держаться, говорить на публику, формируют уверенность в себе, самостоятельность. Вот одно из заседаний клуба «Мы и окружающий мир» на тему «Культурные растения  нашего края»

Объявление.

Готовится заседание клуба  «Мы и окружающий мир»

на тему

«Культурные растения  нашего края»

Докладчики: ……………………………………….

Председатель клуба - …………………………………………….

Приглашаем всех желающих!

Ход заседания:

Председатель:

 Сегодня заседание клуба  «Мы и окружающий мир» на тему «Культурные растения  нашего края» веду я, председатель клуба …………………..

  Задачи нашего заседания таковы:

Найти отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;

Подробнее познакомиться  с культурными растениями разных групп;

Расширить свои знания о культурных растениях своего края;

Выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.

Цель нашей работы: составить самостоятельно рассказ на тему «Культурные растения нашего края» по следующему плану:  (учитель вывешивает на доске разрезные карточки) Для чего?  

         Какие?                                      Постепенно будут заполняться ответами

         Где растут?  

        Что  идет  в пищу?

На заседании присутствуют гости: учитель биологии старших классов, руководитель школьного метод.объединения.

Приступим к работе.

- Подумайте, чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Подробнее вы сможете узнать об этом из доклада одноклассницы.

Д.1  (доклад редактируется и проверяется учителем)

                         Мой доклад называется «Откуда взялись культурные растения». Человек стал выводить культурные растения из дикорастущих еще в древние времена. Он набирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и специально сеял нужные растения по близости  от своего жилища; поливал их и ухаживал за ними. Год от года семена становились обильнее и крупнее, а плоды вкуснее. Так и зародилось возделывание культурных растений.

                            Из поколения в поколение передавался опыт выращивания растений – люди отбирали самые лучшие растения  и выращивали их.

                         И вот  яблоко стало вкуснее и больше, зерна пшеницы питательнее. Кроме того, люди заметили, что растения, которые выращивает человек специально, приносят намного больше плодов. Так из дикорастущих растений появились первые культурные растения.

                             Крупнейший биолог, академик Н. И. Вавилов побывал в разных уголках земного шара с целью изучения  жизни  разных растений. Он стал основателем науки, которая  занимается выведением новых наиболее урожайных сортов  культурных растений.  Наука эта развивается до настоящего времени и каждый год на свет появляются еще более урожайные сорта культурных растений.

Председатель: 

Спасибо, Регина!

                           - Чем же отличаются дикорастущие растения от культурных?

                         - Маша согласна  с нами в том, что культурные растения человек специально сажает в поле, в саду, в огороде (учитель вывешивает на доску разрезные карточки)

                           Где растут?        в поле

                                             в саду

                                                в огороде

- Что человек выращивает в саду? А что человек выращивает в огороде?

- Что человек выращивает в поле?

А рядом с культурными растениями всегда вдруг вырастают дикорастущие растения. Давайте поможем Маше ответить на вопрос: откуда они там берутся? Откройте учебник на стр.88.

- Какие культурные растении вы видите в этом саду?

- А какие дикорастущие растения? Откуда они взялись?  (семена дикорастущих растений принес пес, ветер, воздух,  человек на обуви, вода)

- Проверим свои знания в №50 самостоятельной тетради.(там необходимо красным карандашом отметить культурные растения, синим дикорастущие)

        Мир растений очень разнообразен. Миша и Маша говорят  об одних и тех же растениях, но делят их на разные группы: Миша исходит из того,  для  чего выращиваются эти растения. Его классификация показана нам в учебнике под картинкой. (Дети читают текст и заполняют доску)

                                              для пищи

                        Для чего?            для животных

              для красоты

                                                                           для тканей

Маша же разместила их исходя из того, какие культурные растения бывают?

                         (учитель вывешивает на доску разрезные карточки)

                                             

                                                                           

                            Какие?                                 

                         

                                                       

                         

                                                             

 - Что вы отнесете к овощным? Плодовым? …….

- Какая схема вам больше подходит Машина или Мишина?

- Итак, мы установили, что все культурные растения можно разделить на разные группы (Дети повторяют выведенные классификации растений). Но эти же самые растения можно сгруппировать по другому принципу. Об этом нам расскажет ваш  товарищ.

Д.2: (доклад редактируется и проверяется учителем)

 Сейчас я расскажу вам о том, как еще можно  сгруппировать  культурные растения. Для этого нам нужно вспомнить,        какие части растений мы принимаем в пищу.

 - У моркови ? (показывает) У свеклы, редиса? У репы, редьки? Это корнеплоды.

 - У капусты, укропа, петрушки? Это листья

 - У перца, помидор, кабачков? Это плоды.

 -  у картофеля?  Это клубни.

               (учитель по ходу рассказа вывешивает на доску разрезные карточки)

                       

           Что  идет  в пищу?                           овощные

                                                                          зерновые

                                                      плодово-ягодные

                                          бобовые растения

Все эти  растения относятся к группе овощных. У овса, пшеницы, ячменя, гречихи самое ценное – это зерно, поэтому эта группа растений называется зерновой. У яблони, груши – ценность в плодах, а у сливы, крыжовника, смородины – в ягодах. Эта группа – плодово-ягодная. Есть еще одна группа – бобовые растения. Кто догадался, что сюда отнесем? (показывает фасоль, горох, чечевицу). К этой же группе относится и арахис. Кто догадался, почему? (угощает всех бобами арахиса)

- По какому признаку делила я  все растения?

 -Все ли внимательно меня слушали? Проверим! Найдите в тетради №54. выполните задание (разобрать у каких растений что идет в пищу)

Председатель:  

Спасибо!

 - Чем же отличаются корнеплоды от плодов?

 - А к какой группе вы отнесете одуванчик? Почему? Вы узнаете об этом, если прочитаете в хрестоматии текст на стр.77.

 - Кто, вооружившись  новыми знаниями, самостоятельно может сделать сообщение на тему «Культурные растения нашего края»?

 - Спасибо всем за активное участие в сегодняшнем заседании. Слово нашим гостям.

             

              Система клубной работы предусматривает также и  интерактивное общение со школьниками, которое заключается в обмене письмами между клубами и школьниками по трем предметным областям: окружающий мир, литература и  русский  язык. Эта работа способствует восстановлению почти утраченной культуры переписки, усвоению жанров письменной речи.

                   Конечно, далеко  не у всех сразу возникает желание  написать письмо вымышленным героям УМК, но на сегодняшний день 18 учеников моего  класса уже являются членами клубов. Видели бы вы,  с какой гордостью ребята показывают полученные «настоящие» ответы то от Анишик-Йокоповны (Тишина и покой), то от агронома, то от авторов комплекта или дежурных по клубу. Эта переписка захватывает все больше и больше ребят. Дети «РАСПОЗНАЛИ» вкус этого общения, и я очень рада за них!

                  Такой предмет как русский язык представлен в виде учебника «Русский язык» (Чуракова Н.А.) в трех частях и тетради для самостоятельных работ (Гольфман Е.Р.) в двух частях. Как самостоятельный курс изучается с первого класса после окончания курса обучения грамоте. Состоит из двух направлений: «Законы языка» и «Развитие речи». «Законы языка» представлены двумя учебниками «Русский язык», а «Развитие речи» отдельной частью в виде 34 разработанных уроков. Главная задача развития речи во втором классе связаны с формированием умений устного и письменного высказывания в рамках тех жанров, которые были определены программой:

  • Устное и письменное изложение короткого текста
  • Употребление форм вежливости в поздравительной открытке и письме
  • Устные ответы на вопросы по произведению живописи.

В работе над текстом предлагаются различные задания по закреплению законов языка:

- работа с деформированным текстом различного уровня сложности;

- определение основной мысли или темы предлагаемого текста;

- разделение  определенного текста на части составление плана;

- работа над устным изложением материала;

  - предположение, чем может закончиться этот рассказ, воспроизведение и запись    его конца;

- нахождение  в тексте ответов на  вопросы учебника;

- письменное  воспроизведение текста…

              Учебник русского языка по развитию речи в третьем классе учит школьников реконструировать свои наблюдения, составляя текст – описания и текст- повествования. Третьеклассники учатся порождать и использовать в своих текстах такой пример как сравнение. В конце обучения – зачетная работа сочинение «Я жду лето». Общее число часов 2 - 4 классах – 510, из них на «развитие речи» отводится 108 часов. Работа над обогащением  словарного запаса учащихся ведется через последовательное  развитие таких  тем учебника таких  как «прямое  и переносное значение слова», «синонимы», «антонимы», «образные выражения»…, в ходе лексической работы  и анализа состава слова.

               Основная цель всего курса: формирование представления о языке как о системе закономерностей и о речи как о средстве общения; формирование навыков грамотного и осознанного письма; формирование общеучебного умения работать со словарями разного назначения.

                Через весь учебник проходят разного вида упражнения, которые  заставляют учащихся обращаться к словарям, наличие которых непосредственно в книгах упрощает работу не только учеников по усвоению разного вида знаний, но и  учителя по организации урока. Во втором классе учащимся предлагаются  такие словари как «Толковый словарь», «Пиши правильно», «Обратный словарь», «Произноси правильно», «Словарь происхождения слов».

Система работы в этом направлении включает в себя ряд процедур – простых и более сложных:

  • Необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в  алфавитном столбике;
  • Школьники должны осознать особенности каждого вида  словаря;
  • Должны уметь работать и читать словарную статью;
  • Использовать словарь для проверки написания и произношения в    процессе    самообразования.

               Так учебник заставляет ученика множество раз обращаться к различным словарям, что формирует не только большой словарный запас, но и умение работать  различными  информационными источниками  по добыванию дополнительных знаний на определенную тему. Все это создает правильную установку: словарь это специальная отдельная книга к которой можно обратиться за помощью  Так за второй класс 153 обращения только к обратному словарю в учебнике и тетрадке.

класс

Токовый словарь

Пиши правильно

Произноси правильно

Словарь происхождения слов

Обратный словарь

2класс

1часть

15

7

2

4

26

2часть

4

5

10

5

43

3класс

1часть

26

19

-

16

26

2часть

4 класс

1часть

2

3

1

25

2часть

5

4

29

               Для удобства работы со словарями в УМК  запланирована вынесенная на поля и форзац учебника  система пиктограмм.

              На каждом уроке  предлагаю детям упражнения разного вида, которые  заставляют учащихся обращаться к словарям, а наличие их непосредственно в книгах упрощает эту работу и мою по организации урока.

Предлагаю фрагмент работы с обратным  словарем на уроке русского языка:

- Откройте обратный словарь на букву –А (Как вы думаете, где будет стоять «А»?).  Найдите слова, оканчивающиеся на    -дка.  

   (Загадка, закладка, кадка, повадка…)

- Объясните трудность написания этих слов.

- Выпишите 10 из них не по порядку.

- К 5 – придумайте проверочные слова. Каким правилом вы пользовались?

- Откройте обратный словарь на  -чь. Выпишите 10 из них не по порядку.

  (печь, речь, течь, сечь, дочь, ночь…)

- Какого рода все эти слова? Какой  вывод вы можете сделать?

- Откройте обратный словарь на букву – е. Выпишите 7 из них  по порядку.

  (кофе, море, горе, поле, солнце…..)

- Можете ли вы сказать, что все они среднего рода?

- Какое слово вы бы убрали?

                 Работа  с этим словарем упрощает усвоение написание словообразовательных и словоизменяющих частей, выбор учителя словарных диктантов на любые виды орфограмм, подбор рифм для буриме…

                Через работу с толковым словарем объясняю, что существуют слова, которые имеют несколько значений, их мы называем многозначными. Например слово «носик». У этого слова несколько значений, у которых прослеживается некоторое сходство. В словаре оно дается так:

Заяц –   зайца. 1.небольшой пугливый зверек с длинными ушами и сильными задними лапами. Например: заяц – беляк (здесь мех зверька.) 2. (разг.) Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда – либо без билета. Например: Ехать зайцем. 3. Робкий человек, трус. Например: «Эх ты, заяц - трусишка»              

                Но есть слова, которые и произносятся и пишутся одинаково, но имеющие разное значение. Их многозначными назвать уже нельзя, потому что названы они одинаково случайно и не имеют никакого сходства.

Коса –  Сплетенные вместе длинные пряди волос. Например: У девочки длинная коса.

Коса –   Ручное приспособление для скашивания травы и злаков в виде длинного прогнутого ножа, прикрепленного к высокой деревянной палке. Например: острая коса.

Коса --   На реке: идущая от берега в воду узкая полоса земли или песка. Например: Дети бегали по песчаной косе.

                    Точностью формулировок отличаются не только статьи словарей, но и все статьи орфограмм. Порой они достаточно сложны. Например:

Родственными словами называются слова, имеющие разную основу с общей  частью, которая является общей и по смыслу и по написанию. (При этом омонимы  не являются  однокоренными словами).

Правило это встречается  на страницах учебника 7 раз, каждый раз усложняя формулировку. Согласитесь, это совершенно другое, чем

Родственными словами называются слова, схожие по смыслу и    написанию.

                    Урок и внеклассная работа. Пожалуй, никто не будет опровергать, что они неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. Конечно, основная работа проводится на уроке: дети знакомятся  с новой информацией, отрабатывают умения и навыки, развивают творческие способности, которых у моих детей очень много.

 

Сравнительный анализ развития творческих способностей учащихся за два года.

                     С каждым годом дети становятся все увереннее в себе и своих возможностях. Это подтверждают и их родители, среди которых я провела тестирование.

  Но вот звенит звонок, и наши ученики спешат уйти из класса.

                   А если попробовать их задержать? Продолжить разговор, который шел на уроке. Тут нужно что-то чрезвычайно интересное, чтобы не останавливать работу по обогащению словаря учащихся, развитию их речи, умению держаться на публике, высказываться и поддерживать беседу, декламировать стихи, разыгрывать различные ситуации, обрисовывать проблему, развитие умения обобщать и наоборот выделять главное.  

                Для этого продуман цикл классных часов, которые проводятся в виде свободных «переменных» бесед на различные темы. Например: «Умеем ли мы улыбаться»,  «Да? Да!», «Как стать счастливым». На  занятии  «Всем ли под силу делать добро»  ребята в течении двух перемен выясняли, что значит «делать добро», можем ли мы творить добро своими руками и трудно ли это, кто нуждается чаще всего в нашей помощи. Дети рассуждали о том, что  вовсе необязательно быть профессиональным  спасателем или врачом, для того чтобы оказать кому – то посильную помощь, что их забота и любовь нужна порой людям живущим совсем рядом, что главное  в жизни человека уметь видеть этих людей. В итоге ребята решили «незамедлительно» сделать всем классом какое-нибудь доброе дело.

                 Цель этих бесед  помочь школьникам выразить свои чувства,  содействовать творческому развитию каждого ученика, научить его не зависеть от чужого мнения, а иметь свое, воспитывать в детях любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя.

                 Большая часть внеклассных мероприятий также помогает в достижении поставленных  целей. Мне не свойственны традиционные утренники. Люблю сама придумывать тему и сценарии классных праздников. Сама не сочиняю стихов, но тщательно делаю подборку произведений уже и известных, и незнакомых детских поэтов. При возможности, использую и стихи самих детей.

                 Часто идею утренника или какого-либо праздника подбрасывают ребята. Так родилась идея «Праздника первого снега», поддержанная даже самой природой: так ждали в этом году мы наступления настоящей зимы. До этого, осенью, мы с ребятами провели «Презентацию школьной формы», а с наступлением весны всем классом готовились к конкурсной программе «Наши обаятельные супербабушки!».                Наряду с традиционными внеклассными мероприятиями, такими как, «Новый год», «Праздник осени», «Масленица»,  ежегодно стараюсь проводить новые,  нестандартные конкурсные программы,  такие как, «Радужка» - конкурсная программа для девочек, посвященная празднованию дня 8 марта,  «Праздник доброго слова»,  «Один день без мамы»,  «Здравствуй, лето!», праздник юного читателя, посвященный 120-летию со дня рождения С. Я. Маршака.

                 Всем классом  ребята стараются принимать самое активное участие в городских и районных конкурсах, смотрах и акциях.  При этом рейтинг участия класса в делах и внеклассных мероприятиях проводимых школой остается на высоком уровне.

               

             Мои дети и я следим за публикациями в республиканских и российских детских периодических изданиях об объявленных конкурсах, выходим на сайты детских общественных организаций и Министерства образования и науки  РТ. За учебный год они приняли участие в таких российских конкурсах рисунков и плакатов как «Вперед, Россия», «Символ России», «Космос», республиканских конкурсах:  «Время, вперед!», посвященный юбилею  А.П. Гайдара, «Республиканская неделя благотворительности», международном конкурсе ««Марш парков».        

                   Пусть не всегда все получается, знаю одно: дети с нетерпением ждут следующей возможности показать себя, похвастаться новыми находками, принять наравне со  своими одноклассниками посильное участие в общем интересном деле.

                   Даже такие мероприятия,  как «Осенний кросс», когда мы с ребятами на велосипедах  совершили поездку в осенний лес, участие в районном конкурсе «Созвездие», когда честь школы защищали сразу две ученицы класса, городской спортивный праздник, проходивший в Тетюшском педагогическом училище, где мы болели за команду своего класса,  экскурсии в музей или походы в библиотеку – все это темы для моих маленьких корреспондентов. Каждое дело в виде отчета  попадает на страницы районной газеты «Авангард».                  

                   Мне нравится то, что я делаю. Как никогда я чувствую удовлетворение от своей работы. И хотя до четвертого класса еще целый год, а цыплят, как говорят, по осени считают, уверена, все у нас получится!

                             

                    Конечно же, дело не только в правильном выборе учебников и грамотном выстраивании процесса обучения. Думаю, не меньший процент успеха достигается совместным усилием учителя и учащихся в создании особой атмосферы искренности и доверия, любви и взаимопонимания, когда каждый ученик открыто и смело пробует себя.    

            Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Ученики  моего класса  – творческий коллектив, нацеленный на творчество, живущий в творчестве, жаждущий творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя, и лишь только тогда, когда он создан, коллектив превращается в средство воспитания личности.

               В последние годы заметно усилилось внимание педагогов к формированию языковой компетенции учащихся. Наиболее востребованы стали вопросы языкового образования, связанные с речевой деятельностью как реализацией языка, включающей процессы чтения, письма, слушания, говорения, особенно на уровне восприятия, воспроизведения и создания  текста.

                     

              И снова звенит звонок, который сообщает, что урок окончен, но он не последний.  И система в действии. Было все: смех и слезы, радости и огорчения, удачи и промахи… Но, пожалуй, радостных победных дней с их интересными находками и открытиями было больше.

                    Интересно и то, что часто приходиться доказывать ни кому – либо, а самой себе то, что у тебя все же что-то получается. Самые же приятные минуты, когда дети говорят, что урок им понравился или с неохотой покидают кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи "От слова к тексту".

Система работы "От слова к тексту" по развитию речи актуальна всегда, а особенно актуальна в настоящее время, когда современная школа должна подготовить  человека думающего и чувствующего, ...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Система работы над развитием речи и коммуникативных способностей учащихся.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать раз...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Система работы по развитию речи и коммуникативных способностей

В докладе можно найти материал: цели и задачи, раскрытие проблемы, приемы работы над связной речью (устной и письменной), приемы  работы над предложением, над текстом, виды упражнений с целью обо...