Система работы по развитию речи и коммуникативных способностей
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В докладе можно найти материал: цели и задачи, раскрытие проблемы, приемы работы над связной речью (устной и письменной), приемы работы над предложением, над текстом, виды упражнений с целью обогащения словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по развитию речи и коммуникативных способностей | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме
самообразования
«Система работы по развитию речи
и коммуникативных способностей».
Подготовила:
учитель начальных классов
Силаева С.В.
2011-2012 уч. год
В человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития, и эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены. / К.Д.Ушинский/.
Развитие речи и коммуникативных способностей детей сегодня современны. От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Логически четкая, доказательная образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
У младших школьников речь еще не развита. Желая что-то рассказать, ученик торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, не может выделить главное. А не осознав смысла текста, ученик при пересказе искажает замысел автора, в изложении нарушает композицию. Недостаточное знание выразительных средств языка, бедный словарный запас не дает хороших результатов при написании сочинений.
Упражнения в устной связной речи (ответы на вопросы, пересказ) часто не выполняют задач развития речи, т.к. высказывание не отвечает требованиям, предъявляемым к речи, снижается эффективность самого упражнения, т.к. оно не обеспечивает решения всех задач, которые ими предусматриваются.
В процессе практики удалось выявить характерные ошибки, которые допускаются учащимися в изложениях и сочинениях.
- Ошибки в содержании, в том числе пропуск главного.
- Ошибки в структуре: нарушение логической последовательности, отсутствие связи между фактами.
- Ошибки в речевом оформлении в определении границ предложения, в построении предложений разных типов, нарушения порядка слов, повторы одного слова, неправильный выбор или употребления слова.
Вывод: надо учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи.
К.Д. Ушинский отмечал, учитель «обязан дать упражнение изустной речи детей и руководить этими упражнениями» и при этом давать такие упражнения, которые разовьют речь детей. /К.Д.Ушинский «Родное слово»/
Проблема: Какими упражнениями, заданиями развивать речь младших
школьников.
Цель: Речевое развитие младших школьников.
Задачи: 1) Научить логически правильно высказываться, выделять главное.
- Формировать грамматические навыки правильной речи, умение совершенствовать написанное.
- Развивать и совершенствовать речевую деятельность, уточняя и обогащая словарный запас.
- Воспитывать культуру родной речи.
Опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженская вычленила специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, которые должны помочь говорящему (или пишущему). Создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:
- Умение раскрывать тему высказывания.
- Умение раскрывать основную мысль высказывания.
- Умение собирать материал к высказыванию.
- Умение систематизировать собранный материал.
- Умение совершенствовать написанное.
- Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.
- Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка) точно, ясно «по возможности ярко»
(Ладыженская Т.А. «Система работы по развитию связной речи учащихся»).
В своей работе я использую ежедневные упражнения по развитию речи на уроках чтения и русского языка.
Я опишу наиболее эффективные упражнения и приемы по развитию речи учащихся. Приемы работы над связной речью (и устной, и письменной).
Единство содержания осознается учащимися через работу над заглавием. Соотнося заглавие текста с его содержанием, учащиеся устанавливают, что заглавие соответствует содержанию и охватывает все его содержание. Работу над заголовком (названием текста) начинаем с 1 класса.
Учащиеся определяют свои действия, озаглавливая текст, т.е. определяют тему текста. Узнают, для чего нужно заглавие, что помогает нам узнать. Далее упражняются подборе заголовков к текстам, исправляют ошибочные заголовки.
Связность изложения осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения (части) стоят в определенном порядке и связаны между собой.
Виды упражнений:
- Придумайте и запишите предложение.
- Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
- Выбор местоимения.
- Составление текста по опорным словам, вопросам.
Работая над структурой текста, начинаю с работы над образцом.
Виды работ:
- Анализ художественного текста
- Составление плана текста
- Составление свободных рассказов, рассказов на определенную тему
- Составление текстов повествования, описания, рассуждения
- Сочинения по наблюдениям и воспоминаниям (темы близки детям). Например: «Как я помогаю маме», «Мы наблюдаем листопад» и т.д.
- Пересказ прочитанного.
- Раскрой тему (определить, раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой ее.)
В процессе занятий учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задания учителя. В работе по развитию речи сочетаю и то, и другое.
Дети дают ответы на общие вопросы: Что видите? Что скажите? О чем молчите? Что вас заинтересовало? Что понравилось (не понравилось)? Как думаете, что произойдет дальше? и т.п.
Большей подготовки требует сочинение на определенную тему, а также по картине. Здесь учителю надо помочь учащимся собрать материал, обогатить словарь учащихся. Эффективность таких заданий высока. Пользуемся типовым планом подготовки и проведения урока развития речи по написанию сочинения по произведениям живописи:
- Рассказ о художнике, истории создания картины
- Беседа по картине
- Словарно-стилистическая работа
- Составление плана
- Составление устных высказываний
- Написать первого варианта (редактирование)
- Написание окончательного варианта.
Красочная содержательная картина оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, побуждает к высказыванию.
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова … - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно…» (написал К.Д. Ушинский «Родное слово»)
Формирование умения совершенствовать написанное.
Работу веду по трем направлениям
- Приемы работы над предложением:
- Составление различных по цели высказываний.
- Распространение предложения.
- Восстановление порядка слов в предложении.
- Дополнение незаконченного предложения.
- Определение границ предложений.
- Работа по овладению выразительными средствами языка:
- Введение в речь пословиц и поговорок.
- Знакомство с выразительными средствами языка (эпитет, метафора, олицетворение).
- Введение в речь фразеологизмов.
- Слово. Виды упражнений с целью: обогащения словарного запаса учащихся, использования синонимов, использования слов-связок, правильного употребления в предложении, понимания лексического значения слов.
Упражнения:
- Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.
- Вставьте слово (в большей степени подходящее)
- Упражнение в устранение повторов
- Заменить слова синонимами.
- Работа со словарями (определите значения слов).
«Дар слова развивается не иначе как от упражнений… …Развить в детях дар слова – значит развить в них логичность мышления…» (К.Д. Ушинский)
Упражнения подобные и проводимая работа по развитию речи помогает формировать умение замечать ошибки в тексте, совершенствовать написанное. Учит детей логически грамотно выражать свои мысли, связывая предложения между собой. Эти упражнения постепенно начинают выполнять роль вспомогательных упражнений на этапе подготовки детей к написанию изложений, а далее – сочинений. Это бесспорно поможет учителю в организации учебной работы по развитию логически связной и богатой синонимами речи учащихся, т.к. в упражнениях нашли отражение разнообразные виды заданий, нацеленных на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы.
Используемая литература:
- «Речевое развитие младших школьников» Л.Д. Мали. О.С. Арямова.
- Методические рекомендации к работе по программе «Речь».
- Практическое пособие по развитию речи. О.В. Узорова. Е.А. Нефедова.
- «Развитие речи учащихся начальных классов» Н.И. Пометова.
- «Словарная работа на уроках русского языка» Г.Е. Окулова.
- «Диктанты и изложений по русскому языку» Е.А. Нефедова. О.В. Узорова.
- журналы «Начальная школа» № 2 2001, №5 2000, №9 1999гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речи "От слова к тексту".
Система работы "От слова к тексту" по развитию речи актуальна всегда, а особенно актуальна в настоящее время, когда современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...
Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.
В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...
Система работы над развитием речи и коммуникативных способностей учащихся.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать раз...
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"
Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука", уче...
Система работы по развитию творческих способностей учащихся в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Выступление на городском методобъединении учителей ритмики, музыки....
Система работы по развитию речи
В данной статье обобщена работа по развитию устной речи младшего школьника на основе УМК "Перспективная начальная школа" ...