Система работы по развитию речи и коммуникативных способностей
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

В докладе можно найти материал: цели и задачи, раскрытие проблемы, приемы работы над связной речью (устной и письменной), приемы  работы над предложением, над текстом, виды упражнений с целью обогащения словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по теме

самообразования

«Система работы по развитию речи

и коммуникативных способностей».

                                                                            Подготовила:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            Силаева С.В.

2011-2012 уч. год

В человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития, и эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены. / К.Д.Ушинский/.

Развитие речи и коммуникативных способностей детей сегодня современны. От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

        Логически четкая, доказательная образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

        У младших школьников речь еще не развита. Желая что-то рассказать, ученик торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, не может выделить главное. А не осознав смысла текста, ученик при пересказе искажает замысел автора, в изложении нарушает композицию. Недостаточное знание выразительных средств языка, бедный словарный запас не дает хороших результатов при написании сочинений.

        Упражнения в устной связной речи (ответы на вопросы, пересказ) часто не выполняют задач развития речи, т.к. высказывание  не отвечает требованиям, предъявляемым к речи, снижается эффективность самого упражнения, т.к. оно не обеспечивает решения всех задач, которые ими предусматриваются.

        В процессе практики удалось выявить характерные ошибки, которые допускаются учащимися в изложениях и сочинениях.

  • Ошибки в содержании, в том числе пропуск главного.
  • Ошибки в структуре: нарушение логической последовательности, отсутствие связи между фактами.
  • Ошибки в  речевом оформлении в определении границ предложения, в построении предложений разных типов, нарушения порядка слов, повторы одного слова, неправильный выбор или употребления слова.

        Вывод: надо учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи.

К.Д. Ушинский отмечал, учитель «обязан дать упражнение изустной речи детей и руководить этими упражнениями» и при этом давать такие упражнения, которые разовьют речь детей. /К.Д.Ушинский «Родное слово»/

Проблема: Какими упражнениями, заданиями развивать речь младших

                   школьников.

Цель:  Речевое развитие младших школьников.

Задачи: 1)  Научить логически правильно высказываться, выделять главное.

  1. Формировать грамматические навыки правильной речи, умение совершенствовать написанное.
  2. Развивать и совершенствовать речевую деятельность, уточняя и обогащая словарный запас.
  3. Воспитывать культуру родной речи.

Опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженская вычленила специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, которые должны помочь говорящему (или пишущему). Создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.
  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.
  3. Умение собирать материал к высказыванию.
  4. Умение систематизировать собранный материал.
  5. Умение совершенствовать написанное.
  6. Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.
  7. Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка) точно, ясно «по возможности ярко»

(Ладыженская Т.А. «Система работы по развитию связной речи учащихся»).

В своей работе я использую ежедневные упражнения по развитию речи на уроках чтения и русского языка.

Я опишу наиболее эффективные упражнения и приемы по развитию речи учащихся. Приемы работы над связной речью (и устной, и письменной).

Единство содержания осознается учащимися через работу над заглавием. Соотнося заглавие текста с его содержанием, учащиеся устанавливают, что заглавие соответствует содержанию и охватывает все его содержание. Работу над заголовком (названием текста) начинаем с 1 класса.

Учащиеся определяют свои действия, озаглавливая текст, т.е. определяют тему текста. Узнают, для чего нужно заглавие, что помогает нам узнать. Далее упражняются  подборе заголовков к текстам, исправляют ошибочные заголовки.

Связность изложения осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения (части) стоят в определенном порядке и связаны между собой.

Виды упражнений:

  • Придумайте и запишите предложение.
  • Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
  • Выбор местоимения.
  • Составление текста по опорным словам, вопросам.

Работая над структурой текста, начинаю с работы над образцом.

 

Виды работ:

  • Анализ художественного текста
  • Составление плана текста
  • Составление свободных рассказов, рассказов на определенную тему
  • Составление текстов повествования, описания, рассуждения
  • Сочинения по наблюдениям и воспоминаниям (темы близки детям). Например: «Как я помогаю маме», «Мы наблюдаем листопад» и т.д.
  • Пересказ прочитанного.
  • Раскрой тему (определить, раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой ее.)

В процессе занятий учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задания учителя. В работе по развитию речи сочетаю и то, и другое.

Дети дают ответы на общие вопросы: Что видите? Что скажите? О чем молчите? Что вас заинтересовало? Что понравилось (не понравилось)? Как думаете, что произойдет дальше? и т.п.

Большей подготовки требует сочинение на определенную тему, а также по картине. Здесь учителю надо помочь учащимся собрать материал, обогатить словарь учащихся. Эффективность таких заданий высока. Пользуемся типовым планом подготовки и проведения урока развития речи по написанию сочинения по произведениям живописи:

  1. Рассказ о художнике, истории создания картины
  2. Беседа по картине
  3. Словарно-стилистическая работа
  4. Составление плана
  5. Составление устных высказываний
  6. Написать первого варианта (редактирование)
  7. Написание окончательного варианта.

Красочная содержательная картина оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, побуждает к высказыванию.

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова … - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно…» (написал К.Д. Ушинский «Родное слово»)

Формирование умения совершенствовать написанное.

Работу веду по трем направлениям

  1. Приемы работы над предложением:
  • Составление различных по цели высказываний.
  • Распространение предложения.
  • Восстановление порядка слов в предложении.
  • Дополнение незаконченного предложения.
  • Определение границ предложений.
  1. Работа  по овладению выразительными средствами языка:
  • Введение в речь пословиц и поговорок.
  • Знакомство с выразительными средствами языка (эпитет, метафора, олицетворение).
  • Введение в речь фразеологизмов.
  1. Слово. Виды упражнений с целью: обогащения словарного запаса учащихся, использования синонимов, использования слов-связок, правильного  употребления в предложении, понимания лексического значения слов.

Упражнения:

  • Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.
  • Вставьте слово (в большей степени подходящее)
  • Упражнение в устранение повторов
  • Заменить слова синонимами.
  • Работа со словарями (определите значения слов).

 «Дар слова развивается не иначе как от упражнений… …Развить в детях дар слова – значит развить в них логичность мышления…» (К.Д. Ушинский)

Упражнения подобные и проводимая работа по развитию речи помогает формировать умение замечать ошибки в тексте, совершенствовать написанное. Учит детей логически грамотно выражать свои мысли, связывая предложения между собой. Эти упражнения постепенно начинают выполнять роль вспомогательных упражнений на этапе подготовки детей к написанию изложений, а далее – сочинений. Это бесспорно поможет учителю в организации учебной работы по развитию  логически связной и богатой синонимами речи учащихся, т.к. в упражнениях нашли отражение разнообразные виды заданий, нацеленных на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы.

Используемая литература:

  1. «Речевое развитие младших школьников» Л.Д. Мали. О.С. Арямова.
  2. Методические рекомендации к работе по программе «Речь».
  3. Практическое пособие по развитию речи. О.В. Узорова. Е.А. Нефедова.
  4. «Развитие речи учащихся начальных классов» Н.И. Пометова.
  5. «Словарная работа на уроках русского языка» Г.Е. Окулова.
  6. «Диктанты и изложений по русскому языку» Е.А. Нефедова. О.В. Узорова.
  7. журналы «Начальная школа» № 2 2001, №5 2000, №9 1999гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи "От слова к тексту".

Система работы "От слова к тексту" по развитию речи актуальна всегда, а особенно актуальна в настоящее время, когда современная школа должна подготовить  человека думающего и чувствующего, ...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Система работы над развитием речи и коммуникативных способностей учащихся.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать раз...

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

КОММУНИКАТИВНЫЙ   ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Система работы по развитию речи

В данной статье обобщена работа по развитию устной речи младшего школьника на основе УМК "Перспективная начальная школа" ...