Система работы по развитию речи "От слова к тексту".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Система работы "От слова к тексту" по развитию речи актуальна всегда, а особенно актуальна в настоящее время, когда современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, способного применить полученные знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10» г. Нефтеюганск Тюменской области
Система работы по развитию речи
«От слова к тексту»
Бушуева Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
2009г.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Как писал известный русский ученый А.М.Пешковский: «…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому, что лучше понимают друг друга».
Я хочу поделиться системой работы над основными языковыми единицами: словом, предложением, текстом.
I Введение
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт
значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна
подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет
знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.Исходя из того, что по данным исследований таких психологов как Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.Л. Розенгарт-Пупко и др., речь имеет огромное влияние на развитие ребенка и становление его личности и из того, что именно в этом возрасте очевидными становятся недостатки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над качеством речи, закладываются основы успешного обучения в школе, становится актуальной проблема развития речи младших школьников.
Таким образом, развитие речи является приоритетным направлением моей работы.
Целью, которой является:
научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Важным условием достижения цели является умение воспринимать высказывание и передавать содержание.
Работа проводится на всех уроках с 1 по 4 класс.
Основными языковыми единицами, которые включены в мою систему работы, являются: слово, предложение, текст.
Почему я начинаю свою работу именно со слова?
Слово – часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если я не научу понимать часть, значит, мои ученики не смогут понять целое. Поэтому слово является объектом наблюдения, анализа на каждом уроке. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.
Важно, чтобы дети знали лексическое значение слова, умели его грамотно записать и правильно употребить. Главной темой моей работы над развитием речи является «Лексика», так как через овладение значением новых, ранее неизвестных слов, и через раскрытие богатства лексических значений слова осуществляется обогащение словарного запаса.
II Основная часть
Работа проводится в четыре этапа.
Первый этап.
Цель:
1) научить правильно воспринимать и воспроизводить услышанное слово, термин, определение, понимать его и употреблять в самостоятельной речи;
2) научить учащихся интонированному чтению предложений, умению выделять их из речевого потока, составлять простые предложения;
3) познакомить учащихся с признаками литературного текста; текста задач.
В результате работы на этом этапе учащиеся первого класса должны уметь:
- дифференцировать звуки при проговаривании слогов, слов;
- определять ударный звук в слове;
- употреблять слова в контексте;
- составлять схемы предложений из 3-4слов;
- подбирать предложения к схемам;
- понимать смысл предложений;
- применять усвоенные модели предложений в устной речи;
- отличать текст от группы предложений;
- устанавливать последовательность и связь предложений;
- определять и формулировать тему текста;
- озаглавливать текст;
- графически записывать текст, определяя количество слов и границы предложений;
- выполнять операции с использованием изученных терминов.
Для того, чтобы учащиеся научились этому, я применяю разнообразные виды работ:
- составление схем слов, предложений, текстов;
- подбор слов, предложений к схеме;
- звуко-буквенный и слоговой анализ слов;
- проговаривание скороговорок, чистоговорок;
- отгадывание и составление ребусов, кроссвордов;
- инсценирование сказок на уроках, участие в дидактических играх;
- чтение предложений, разных по интонации;
- составление предложений по вопросам;
- выделение предложений из речевого потока, из текста;
- определение границ предложений;
- чтение рассказов, с использованием средств чтения;
- восстановление деформированного текста;
- восстановление текста с пропущенными буквами;
- изложение текста по вопросам;
- работа с текстом: нахождение слов, раскрывающих основную мысль, подбор названия к тексту;
- подбор слов на определённую тему;
- составление полных ответов на вопросы;
- математические диктанты;
- терминологические диктанты;
- составление примеров, чтение их с использованием математических терминов;
- первые шаги творчества (рассказы, загадки, задачи, сообщения).
Второй этап.
Цель:
1)научить самостоятельному поиску значения слов,
2)научить распространять предложения, составлять их по опорным словам, понимать логически законченную мысль предложения,
3)отрабатывать умения, связанные с построением текста, познакомить со структурой повествовательного текста и с текстом типа рассуждения,
4)научить подробному пересказу текста.
Для реализации этих целей учащиеся второго класса должны уметь:
- различать многозначные слова, синонимы, антонимы;
- находить значение слов в контексте;
- разбирать слова по составу;
- составлять словосочетания, выписывать их из предложения;
- различать предложения по цели высказывания и по интонации;
- работать не только с простыми предложениями, но и с предложениями с однородными членами;
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- выделять словосочетания в предложении и предложения в тексте;
- выделять признаки текста (тему, основную мысль, последовательности частей и т.д.);
- проводить наблюдения по заданной теме;
- рассматривать картину, передавать её содержание, составлять план сочинения;
- создавать повествовательный текст;
- распознавать типы речи, использовать элементы рассуждения в тексте сочинения;
- отбирать материал, соответствующий теме из всего рассказа;
- анализировать задачи под руководством учителя;
- использовать изученные термины, определения в устной и письменной форме.
На этом этапе я использую такие виды работ:
- словообразовательный и этимологический анализы слов;
- составление таблиц слов по темам;
- письмо по памяти;
- описание слова (по ощущениям);
- восстановление деформированных предложений;
- переработка предложений (замена одних слов другими);
- подбор рифм к словам;
- составление словосочетаний, предложений, рассказов;
- импровизация сказок, введение в урок дидактических игр;
- ведение дневников погоды и природы;
- составление задач;
- анализ задач (под руководством учителя);
- работа со справочниками;
- подробный пересказ текстов;
- составление вопросов к прочитанному тексту (рассказу, задаче);
- обучающие изложения;
- сочинения.
Третий этап.
Цель:
1)познакомить учащихся с разными словарями (толковыми, энциклопедическими, словообразовательными, этимологическими и т. д.);
2)понимать содержание предложения (формы отдельных слов, интонацию: мелодию голоса, логическое ударение, паузу, порядок слов), отличать члены предложения от слов, не выполняющих синтаксические функции (предлоги, союзы);
3)отрабатывать умения, связанные со структурой текста, уметь различать деловой и художественные стили речи, работать с текстом типа описания;
4)научить краткому пересказу текста.
Для достижения этих целей учащиеся третьего класса должны уметь:
- пользоваться словарями;
- различать фразеологизмы, архаизмы, неологизмы;
- употреблять новые слова при составлении предложений, рассказов;
- находить основу предложения;
- редактировать предложения;
- определять и раскрывать тему и основную мысль в рассказе, сочинении и изложении;
- вносить дополнения и исправлять содержание текста;
- составлять план в соответствии с композицией текста;
- использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому предмету;
- подробно и кратко пересказывать прочитанное;
- составлять алгоритм работы над текстом, задачей.
Для того, чтобы учащиеся научились этому, я использую разнообразные виды работ:
- нахождение значения слова в словаре;
- ведение своих словарей;
- близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала;
- составление и запись простых и сложных предложений;
- редактирование текста;
- чтение научных и художественных текстов, их отличие;
- подробные, сжатые устные и письменные пересказы;
- анализ сочинений;
- творческая работа (сочинение загадок, сказок, рассказов, задач, заметок в газету);
- составление плана своего выступления.
Четвёртый этап.
Цель:
1)развить навыки работы со словом и уметь употреблять его в устной и письменной форме,
2)научить строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности,
3)отрабатывать умения: составлять план текста, совершенствовать построение сочинения, сжато передавать содержание текста.
В результате работы на этом этапе учащиеся четвёртого класса должны уметь:
- самостоятельно работать со словом по алгоритму;
- вести словари с отражением в них оттенков значения слова, зарисовка слов;
- составлять предложения и рассказы с новыми словами;
- устранять нелитературные слова в устной и письменной речи;
- составлять предложения со словом и на тему, с заданным оборотом речи;
- работать с памяткой;
- делить текст на части, группировать предложения по подтемам;
- различать тему и главную мысль текста;
- отбирать материал в соответствии с темой;
- выделять существенное для раскрытия темы и главной мысли текста;
- редактировать предложения, тексты.
Для этого я использую следующие виды работ:
- нахождение в художественных произведениях изобразительных средств языка;
- составление и запись предложений, в том числе и сложных;
- изложения;
- сочинения;
- анализ задач;
- сообщения детей на определённую тему;
- пересказы;
- редактирование;
- творческая работа (составление рассказов, задач, тематических сообщений).
Знакомство со словом.
Ещё раз хочу повторить, что особенно значима работа со словом (произношение, понимание, употребление). Знакомство со словом я провожу по следующему алгоритму:
Первый этап ознакомительный.
Цель: познакомить учащихся с происхождением и лексическим значением слова.
1) Чтение слова, проговаривание.
2) Звуко – буквенный анализ слова.
3) Орфографическая работа. (Установление разницы между произношением и написанием слова.)
4) Этимология.
5) Лексическое значение (М.Р.Львов выделяет такие способы толкования значения слов:
- наглядный
- контекстуальный
- способ подстановки синонимов
- логическое определение
- развёрнутое описание
- подбор антонимов
- анализ морфологической структуры слова и словообразования).
6) работа над семантическими связями слова (однокоренные слова)
7) работа над образцами употребления слова (словосочетаниями, предложениями).
Второй этап. Тренировочно – закрепительный.
Цель: научить учащихся правильно употреблять и осознанно писать слово.
1) Орфографическая разминка.
2) Списывание (разные задания).
3) Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и т. д.)
4) Подбор рифм к словам.
5) Диктанты:
- зрительные
- объяснительные
- картинные
- выборочные
- предупредительные
6) Письмо по памяти.
7) Творческие работы:
- изложения
- сочинения
- ответы на вопросы.
8) Составление тематических групп слов.
9) Высказывания, сообщения с использованием изученных слов.
Третий этап. Учётно - контрольный.
Цель: проверить умения учащихся правильно употреблять и писать изученные слова.
1) Проверочные работы.
2) Словарные работы.
3) Контрольные диктанты.
Четвёртый этап. Итогово - аналитический (диагностика продвижения класса и каждого ученика по усвоению и написанию слов).
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой, что сказалось на повышении их орфографии, на обогащении словарного запаса учащихся, на повышении языковой культуры, на развитии мышления учащихся, на их общей культуре.
Мониторинг динамики лексического развития учащихся
1-4класса и критерии оценки результатов.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностики вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития речи учащихся на каждом этапе работы. Контроль провожу по следующим основным направлениям (произношение, понимание, употребление основных языковых единиц: слова, предложения, текста) на всех уроках с 1 по 4 класс.
Слово.
1.Чёткое произношение (орфографическое, орфоэпическое) слова.
Результаты наблюдений я фиксирую в таблице «Оценка внешней характеристики устной речи учащихся» 2 раза в год (в конце первого полугодия и в конце года).
2.Понимание значения слова.
Проверка усвоения слов учащимися после изучения следующего количества слов:
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
5слов | 10слов | 15слов | 20слов |
Для этого я предлагаю учащимся выполнить следующие задания:
- Запишите слова, с которыми мы познакомились.
- Вставьте в предложение или текст пропущенные слова (слово).
- Отгадайте слово по его определению.
- Запишите значение данного (конкретного) слова.
- Составьте задачи с этими словами.
- Составьте примеры (по инструкции, которая включает изученные слова, термины).
Провожу математические диктанты с употреблением в инструкции изученных слов, терминов.
Полученные результаты заношу в таблицу, использую следующие критерии:
усвоены все слова- отлично
усвоено 3/4 количества слов- хорошо
усвоено 1/2 количества слов – удовлетворительно
усвоено меньше 1/2слов - плохо
3.Употребление слов в устной и письменной речи проверяю по наблюдениям, по тестам.
Предложение.
1.Интонированное чтение (модуляция речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп речи, мимика, жесты).
Результаты наблюдений я заношу в таблицу «Оценка внешней характеристики устной речи учащихся» 2 раза в год.
2.Понимание:
1) структуры предложения.
Здесь я предлагаю детям выполнить такие задания:
- Составьте схемы предложений.
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
(по программе) | Основа +определение. | Основа + определение +дополнение. | Основа+определение+дополнение+ обстоятельство. |
Подлежащее-1
Сказуемое-2
Определение-3
Дополнение-4
Обстоятельство-5
Таким образом, схема предложения (Наступила холодная зима.) будет такой: 2-3-1
- Составьте предложения.
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Из 3-4слов (простые). | Из 4-6слов (простые+простые с однородными членами). | Из 6-8слов (простые+сложносоч.). | Из 8 и более (простые+сложные). |
Результаты заношу в таблицу (справились +, не справились-).
2)смысла предложения:
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Определить границы предложений. | Восстановить деформированные предложения. | Распространить предложение, дополнить неоконченное; постановка вопроса к определённому слову в предложении и моделирование ответа. | Работа с деформированными предложениями сложной конструкции. |
3.Употребление: составление правильных по структуре предложений и применение их в устной (отслеживание по наблюдениям) и письменной речи (результаты фиксируются в таблице после проведения тестов и проверочных работ). Нормы оценок следующие:
«5»- работа выполнена без ошибок;
«4»- допущено 1-2 ошибки;
«3»- допущено 3-5ишибок;
«2»-допущено более 5ошибок.
Текст.
1.Интонированное чтение (модуляция речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимика, жесты).
Результаты наблюдений я заношу в таблицу «Оценка внешней характеристики устной речи учащихся» 2раза в год.
2.Понимание текста:
1)структуры (можно проверить, предлагая детям следующие задания):
- составление текста
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Из 3-4 предложений. | Из 5-7 предложений. | Из 7-9 предложений. | Из 10-12 предложений. |
- графическая запись текста (проводится так же, как и при работе над предложением).
2)смысла текста: (провожу с учащимися такую работу):
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Деление сплошного текста на отдельные предложения, выделение частей задачи. | Составление связного текста из данных предложений (деформированный текст). Составление текста задачи. | Составление текста из деформированнных предложений. | Самостоятельное составление плана, выделение главной мысли в каждой части. |
Пересказ текста.
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Ответы на вопросы. | Подробный. | Краткий. | Выборочный; с заменой лица рассказчика. |
1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Выбор заголовка из предложенных названий. | Самостоятельное озаглавливание текста. | Деление на части и озаглавливание частей. | Составление текста по предложенному заголовку. |
3.Употребление:
в устной речи-пересказы, составление задач, анализ задач, сообщения на определённую тему и т.д.
в письменной речи – изложения, сочинения, заметки в газету и т.д.
Работы оцениваются в соответствии с «Нормами оценок».
Критерии оценки связной речи учащихся.
5б. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ученик самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При этом ученик проявляет фантазию.
При пересказе полностью правильно воспроизводит текст после первого предъявления, правильно формулирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, полностью использует авторскую лексику, умело использует сложные предложения.
4б. Рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью взрослого.
Пересказ выстроен также последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, авторская лексика использована не полностью, ученик заменяет авторские выразительные средства другими; грамматических ошибок нет.
3б. При составлении рассказа учеником допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.
При пересказе ученик допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок учителя по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки, наблюдаются недлительные паузы.
2б. При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершён. Ученик может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом составляет только короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далёкие словесные замены.
При пересказе ученику требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы, необходимы подсказки учителя. Ученик неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, включает постороннюю информацию, неадекватно использует слова, делает грамматические ошибки.
1б. При составлении рассказа ученик не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображённые предметы. Описание ситуации отсутствует.
При пересказе не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, делает многочисленные паузы, неадекватно использует слова. Либо пересказ недоступен вообще, даже по вопросам.
Критерии оценки лексики
5б. Ученик умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т. д.), легко подбирает определения к существительным (более трёх к каждому слову). Например, яблоко (какое?) красное, спелое, сочное, крупное. Без помощи взрослого правильно называет детёнышей всех предъявленных животных.
Правильно образует уменьшительно- ласкательные формы существительных и приставочные глаголы. Знает названия профессий.
4б. У ученика достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2-3 определения к заданному слову.
3б. Ученик делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется сделать сложные (транспорт и т. д.). Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно.
Подбирает 1-2 определения к существительному. Детёнышей животных называет по аналогии: лиса- лисята, корова- коровята… Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.
2б. Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ученик подбирает одно определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.
1б. Бедный словарный запас. Ученик не владеет обобщающими словами, не может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов.
Результаты оформляю в таблицу или в виде графика.
III Заключение
Диагностическая работа требует много сил и времени, но, когда я вижу её результаты, она приносит большое удовлетворение.
Такая работа над основными языковыми единицами расширяет словарный запас детей, обогащает, уточняет, активизирует словарь, устраняет нелитературные слова в устной и письменной речи; развивает скорочтение, слуховую, зрительную и моторную память, логическое мышление, формирует орфографическую зоркость и грамотное письмо, пробуждает у учащихся потребность к самостоятельной творческой работе.
Результаты:
1) увеличивается словарный запас учащихся на каждом этапе на 15%;
2) увеличивается уровень связной устной и письменной речи к концу четвёртого этапа на 50%;
3) появляется потребность у каждого ученика самостоятельно узнавать значение новых слов;
4) техника чтения учащихся - не ниже 100слов в мин.
5) увеличивается уровень написания сочинений на 50%;
Литература.
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Просвещение. 1995.
2.Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.:Лабиринт. 1998.
3.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение. 1991.
4.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение. 1990.
5.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение. 2000.
6.Львов М.Р. Развитие связной речи. М.: Просвещение. 2003.
7.Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Пособие для учителя. М.: 1994.
8.Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. М. 1996.
9.Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М. Цор. 2003.
10.Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М.: Просвещение. 1995.
11.Соловейчик Л.И., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Смоленск: 21век. 2000.
12.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 10томах. М., Л. 1948-1952. т.2.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над лексическим значением слов
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников
Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся в рам...
Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.
В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....
Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.
В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...
Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...
Проверочная работа по русскому языку "Слово.Предложение.Текст." 1 класс
Проверочная работа по теме"Слово.Предложение.Текст" предназначено для учащихся 1 класс при закреплении материала. Рекомендовано использовать для любого УМК....
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Комментарии
Система работы по развитию речи.
Эту работу нужно проводить с первого класса на каждом уроке, то есть в системе.