Внеурочная деятельность в работе с одарёнными детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
Бербасова Л.И. учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №2 им.ак. К.А.Валиева г.Мамадыш»
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Внеурочная деятельность в работе с одарёнными детьми
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Значит, основной задачей является выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Сегодня в рамках ФГОС создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Проблема выявления и развития одаренных детей, проявляющих способности в той или иной области, приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы. Главная цель в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Выявление, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальной судьбы. Выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться в начальной школе. Работа с одаренными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальное занятие с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми:
- конкурсы, олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, творческие мастерские, кружки, факультативы и т.д.
Эти мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в различных областях, в научной и практической деятельности. За время своей работы в школе, я убедилась, что традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми, а условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу с одаренными детьми. А также затрудняет работу наличие в классе детей с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Традиционная школьная диагностика по выявлению уровня одарённости, дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Учитель начальных классов в большой степени может самостоятельно определить уровень общей умственной учебной одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Тогда как учитель – предметник видит ребенка односторонне, чаще всего выявляя способность или неспособность к изучению учеником предмета. Я считаю, что учитель должен «выращивать» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, исследовательского характера(порой ограничивающихся выпуском плакатов и газет по конкретно заданной тематике). Назначение каждого педагога – распознавать и развивать задатки, превращая их в способности, а по большому счету – талант. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
– стимулировать познавательные способности учащихся;
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; ;
– анализировать свою воспитательную деятельность и всего класса;
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Убеждена, что работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умение и навыки, познавательные и интеллектуальные способности. Развитие способностей ребенка – объяснение успеха учителя. Необходимо создавать побудительные условия для развития инициативности, самостоятельности мышления ребенка. Как сказал Луи Паскаль «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». А так же актуальны слова И В. Франкла «Смысл нельзя видеть, его нужно найти». Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности. Я стараюсь строить внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности. И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.
Рекомендации по работе с одарёнными детьми: изучайте индивидуальные особенности поведения одарённого ребёнка. Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество на кружковую и индивидуальную работу с одарёнными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочной деятельности. Старайтесь преподавать на высоком уровне сложности, ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию. Обязательно создавайте ситуацию успеха
Литература:
1.Матюшкина А.А. «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей» (М: Омега – Л 2008)
2. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности» Вопросы психологии 1989 г. № 6.
3. Трот Е. Я воспитываю одаренного ребенка.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
5. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
8. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
9. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми"
«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества». Л.С. Выготский...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Слайд 1 В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2 Есть мнение, что п...
Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...
«Работа с одарёнными детьми на музыкальных занятиях по внеурочной деятельности»
laquo;Работа с одарёнными детьми на музыкальных занятиях по внеурочной деятельности», обмен опытом....
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.
Аннотация: В статье раскрыты основные понятия одаренности и одаренные дети. Рассмотрены особенности и специфика работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время....