Программа социализации и воспитания младших школьников
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база для разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
1 Закон РФ «Об образовании».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС мы определили цель программы воспитания и социализации учащихся начальной школы:
Цель программы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
в области формирования личностной культуры
- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
- формирование нравственного смысла учения;
- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
- формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способности формулировать и отстаивать свою (нравственно оправданную) точку зрения;
- формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата (способности к преодолению трудностей);
- формирование трудолюбия;
- осознание ценности человеческой жизни.
в области формирования социальной культуры
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию;
- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения;
- формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.
в области формирования семейной культуры
- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов, приемов педагогических действий, направленных на социализацию личности школьника.
Наше общество переживает социальные, экономические, политические обновления. В свете их требований школа призвана подготовить деловых людей – предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности. При этом необходимо, чтобы это были высоконравственные люди с гражданской позицией. Однако в действительности далеко не все выпускники школы являются носителями духовно-нравственных ценностей, способны найти себя в быстро изменяющемся пространстве.
Семья сегодня частично утратила свою воспитательную функцию, родители в погоне за удовлетворением материальных потребностей зачастую не имеют времени для общения с детьми. Многие родители, находясь в условиях вахтовой работы, не могут в полной мере осуществлять воспитательный процесс в своей семье. Дети остаются на попечение друзей, уличного социума.
Многие семьи в городе живут изолировано от бабушек и дедушек. Разрушаются связи поколений, утрачиваются ценности, которые были присущи старшему поколению.
В условиях открытого неконтролируемого информационного пространства младшему школьнику насаждаются чуждые нравственные идеалы – обогащение, успех любой ценой; человеческая жизнь обесценивается.
Таким образом, перед школой ставится задача - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сделан акцент на следующих нравственных ценностях:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
- социальная солидарность: личная свобода и права другого человека, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство;
- гражданственность – долг перед старшим поколением, семьей; закон и правопорядок;
- семья – здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших;
- труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость;
- наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
- традиционные российские религии, ценности, которые усваиваются в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.
Срок и этапы реализации программы: 2013-2017 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
Практический этап (2014-2016 гг.)
- Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.
- Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.
- Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с обучающимися начальной школы по всем направлениям программы.
- Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у обучающихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
- Ориентирование обучающихся на достижения мировой науки, культуры.
- Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у обучающихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.
Заключительный этап (2016-2017 гг.)
- Мониторинг результативности достигнутых результатов воспитательной деятельности по социализации.
- Составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Участники реализации программы:
- Обучающиеся.
- Родители.
- Классные руководители.
- Социальный педагог.
- Общественные организации.
Использование принципов воспитательной работы:
- Личностно-ориентированные: целостное развитие; психологический комфорт; адаптивность.
- Культурно-ориентированные: смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность;
- Деятельностно-ориентированные: овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие); креативность.
Направления воспитательной работы:
«Здоровье» - сфера физического развития и пропаганда ЗОЖ; Цель: формирование здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем - через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности, активное использование межведомственного взаимодействия в расширении образовательной среды. Формы работы: спортивные конкурсы, спартакиада, олимпиады, марафоны, дни здоровья; спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике; конкурсы спортивных газет; встреча со спортсменами, старшеклассниками - победителями спортивных соревнований; беседы, дискуссии «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «я за здоровый образ жизни»; встречи с медицинскими работниками системы здравоохранения, индивидуальные и групповые консультации специалистов; обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, просмотр фото и видео материалов и др.
«Знание» - сфера познания (учеба, знание); Цель: повышение мотивации обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его возможностями и позволяющей достичь оптимального базового образования. Формы работы: интеллектуальные марафоны, олимпиады; предметные недели; внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления
«Патриот» - сфера нравственно-патриотического развития; Цель: формирование и развитие социальной активности, гражданской ответственности, духовности, патриотического сознания подрастающего поколения; воспитание гражданина России, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать встать на защиту государственных интересов России; формирование толерантного сознания, уважительного отношения к другим народам. Формы работы: тематические классные часы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями комиссариата города; посещение школьного музея; конкурсы, викторины по патриотической тематике; акции; адресная помощь ветеранам ВОВ, инвалидам, престарелым людям
«Творчество» - сфера творческого развития, реализация творческих возможностей и природных способностей; Цель: формирование культурной творческой личности, проявляющей себя общественно и индивидуально; развитие интереса к внеклассной деятельности. Формы работы: конкурсы талантов, дни творчества; посещение кинотеатров, музеев, выставок; фестивали, презентации; концерты в клубах, больницах, домах ветеранов и др.
«Труд» - сфера практической деятельности, трудовые умения и навыки; Цель: формирование у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда. Формы работы: тематический классные часы «Профессия моих родителей», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Твой выбор», экскурсии в училища и техникумы города; экскурсии на предприятия города, ярмарки профессий; тематические встречи с людьми разных профессий и др.
«Коммуникативность и саморегуляция поведения» - сфера отношений, познание себя, людей, навыки взаимодействия с ними; Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; формирование личности школьника, осознающего себя в этом мире, умеющего четко простроить и определить свое будущее, адаптироваться к современным условиям; оказание психолого-педагогической помощи в самоорганизации и самоопределении. Формы работы: тематические классные часы; тренинги общения учащихся и их родителей; тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей; самопрезентации; праздники, конкурсы и др.
«Семья» - сфера усвоения общепринятых норм и культурных ценностей. Цель: взаимодействие семьи и школы, создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Формы работы: Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»; Праздники, конкурсы, состязания с участием родителей, бабушек, дедушек; Индивидуальные и групповые консультации психолога, соцпедагога; дни творчества, дни открытых дверей и др.
Критерии эффективности и показатели развития воспитательной работы по программе:
Ожидаемые результаты реализации программы
- сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему физическому и психическому здоровью, а так же к здоровью окружающих;
- овладение сформированным нравственным идеалом, повышение социальной активности как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и а так же толерантное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
- разностороннее развитие личности, способность к успешной социализации в обществе, творческий подход к любому делу, сформированная культура;
- обладание сформированной положительной Я-концепцией, чувством собственного достоинства и потребности в самореализации;
- сформированная трудовая мотивация, формирующиеся профессиональное самоопределение, наличие жизненных планов;
- умение управлять собой, общительность и тактичность, коммуникативная и социальная компетентность;
- усвоение общепринятых норм и культурных ценностей
Для реализации программы запланированы мероприятия, которые способствуют успешной социализации младших школьников в условиях крайнего севера. Данная программа позволяет не только знакомить учеников с элементарными началами культурологи, этнографии и даже философии, но и извлекать нравственные уроки из накопленного человечеством опыта. Дети должны иметь представление о традициях и обычаях, будь эта игра, сказка или танец.
Реализация программы
№ пп. | Содержание работы | Ожидаемый результат | Сроки |
1 | Разработка Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования на 2013-2017 гг. | Создание программы | август-сентябрь 2013 г. |
2 | Внеаудиторные занятия с учащимися по всем направлениям программы | Развитие различных умений и навыков, формирование творческого потенциала учащихся, ранняя социализация личности младших школьников | 2013-2017 гг. |
3 | Встречи с представителями общественных организаций, интересными людьми | Развитие коммуникативных умений и навыков | 2013-2017 гг. |
4 | Создание условий для развития содержания воспитания и социализации, методов воспитания, основных образовательных компетенций и ценностей в системе воспитания учащихся начальной школы, | Высокий уровень профессионального мастерства педагогических кадров | 2013-2017 гг. |
5 | Создание условий для самообразования педагогов в области системы воспитания. Выступления на МО и семинарах | Использование современных средств и методов в воспитании. | 2013-2017 гг. |
6 | Распространение педагогического опыта по проблеме через проведение открытых внеклассных мероприятий, классных часов, мастер-классов, педсоветов и другие формы работы | Создание воспитательной системы класса. | 2013-2017 гг. |
7 | Организация мониторинга. | Таблицы, диаграммы | 2013-2017 гг. май |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Обеспечение кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
- Пополнение классной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
- Привлечение представителей общественности, родителей для организации совместных мероприятий.
Формы работы:
· Творческие мастерские.
· Индивидуально - групповые занятия.
· Экскурсии.
· Заочные путешествия.
· Встречи с интересными людьми, представителями общественности.
· Творческие конкурсы, акции.
· Участие в олимпиадах.
· Беседы.
· Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В воспитательной работе по социализации используются следующие группы методов:
- Теоретический анализ психологических и социологических источников по проблеме исследования;
- Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей социализации детей;
- Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
- Формирующий эксперимент, направленный на выявление успешной социализации детей;
- Актуальность программы воспитательной работы по социализации личности школьника. В современное время воспитание детей в условиях Крайнего Севера и социализация приобретает особую актуальность.
- Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций).
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций.
Содержание деятельности: Реализовывая данную систему воспитательной работы, необходимо соблюдение следующих условий: учет индивидуальных способностей каждого; учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности; предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности; опора на соревновательность в воспитательно-образовательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры.); учет социального заказа общества.
Использование принципов воспитательной работы:
Личностно-ориентированные: целостное развитие; психологический комфорт; адаптивность.
Культурно-ориентированные: смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения; толерантность; целостная картина мира.
Деятельностно-ориентированные: овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие); креативность.
Работа с родителями
Цели и задачи:
- изучить воспитательные возможности семей;
- формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
Направления сотрудничества с родителями:
- Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса;
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями;
- Регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;
- Проведение с родителями совместных мероприятий;
- Привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;
Диагностика и мониторинг обучающихся:
Предмет изучения | Критерии оценки | Методики |
Нравственные качества обучающихся | Отношение друг к другу, к взрослым, животным.
|
|
Интеллектуальные способности |
|
|
Гражданская позиция |
|
|
Здоровье учащихся |
| Анализ листков здоровья. |
Разделы | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | Получение первоначальных представлений о конституции России, ознакомление с государственной символикой – гербом, флагом РФ, с гимном РФ, с символикой города. | Беседы, чтение книг, | Первоначальные знания о Конституции РФ, знания о государственной символике России и города Ценностное отношение к Конституции и законам РФ |
Знакомство с героическими страницами истории России | Беседы, экскурсии, просмотры кинофильмов, лектории в краеведческом музее, библиотечные часы, творческие конкурсы, фестивали, праздники | Элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических и культурных достояниях малой Родины; Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию; | |
Знакомство с важнейшими событиями в истории страны | |||
Знакомство с историей и культурой родного края | |||
Знакомство с историей российской Армии, ее героическом прошлом и настоящим, с подвигами защитников Отечества, проведение встреч с ветеранами и военнослужащими | Беседы, классные часы, встречи, праздники, соревнования, конкурсы, библиотечные часы | Элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга | |
Подготовка и проведение мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов, спортивных соревнований | Мероприятия, конкурсы, соревнования | ||
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности | Встречи | ||
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями школьника | Беседы, классные часы | Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | |
Освоение норм и правил в жизни класса и школы | Беседы, классные часы | Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции | |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданственной направленности, с правами гражданина | Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве, социальной структуре российского общества | ||
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России | Праздники, фестивали, лекторий в музее | Опыт социальной и межкультурной коммуникации | |
Участие в работе органов классного самоуправления | Первоначальный опыт самоуправления | ||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры | беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения |
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий нравственной направленности | Занятия по этике, Внеурочные мероприятия | ||
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах | Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и осуждения поступков и поведения разных людей | Знание правил поведения в школе и общественных местах; Соблюдение правил поведения в школе и общественных местах; Способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей | |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы, Овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым Обучение дружной игре, взаимной поддержке | Игры, различная совместная деятельность | Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими, младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе, | |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе | Различные благотворительные акции | Первоначальный опыт благотворительности и милосердия | |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье | Беседы, классные часы | Знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним; Начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье | «открытые» семейные праздники, проекты, мероприятия | Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим | |
Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий | проекты, мероприятия | Уважительное отношение к традиционным российским религиям | |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда | внеурочные мероприятия | Ценностное отношение к труду и творчеству |
Знакомство с различными профессиями, в том числе и профессиями своих родителей | Встречи с представителями различных профессий, беседы, презентации «Труд наших родных» | Элементарные представления о различных профессиях первоначальная профильная ориентация | |
Получение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия Организация сотрудничества, самостоятельное распределение ролей | Праздники труда, ярмарки, конкурсы | Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми | |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | Презентации учебных и творческих достижений | Ценностное и творческое отношение к учебному труду, трудолюбие | |
Творческое применение знаний | проекты | Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; | |
Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности | Занятия народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, работа творческих мастерских, творческих общественных объединений | Опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности; Первоначальный опыт самореализации в социальном творчестве, познавательной, практической, общественно-полезной деятельности; Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности | |
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; | Ценностное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; | ||
Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома | Умения и навыки самообслуживания | ||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Приобретение знаний о здоровье и способах укрепления здоровья | Уроки физ-ры, беседы, просмотры фильмов, встречи с мед.работниками | Элементарные представления о взаимной обусловленности физического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; Знание о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья | Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества | ||
Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки | Физминутки, уроки физ-ры, спортивные секции школы и доп.учреждений, походы, спортивные соревнования | Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности | |
Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха | |||
Получение гигиенических навыков (чистота и опрятность одежды, тела), навыков экологически грамотного питания | Беседы, просмотр фильмов | Гигиенические навыки | |
Поддержание чистоты и порядка на своем рабочем месте, в помещениях | Навыки соблюдения порядка на рабочем месте | ||
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях | Изучение предметов основной и вариативной части, беседы, просмотр учебных фильмов | Ценностное отношение к природе |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | Экскурсии, прогулки, походы | Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; Элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики | |
Получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности, в деятельности экологического центра (ЦЭВД) | Экологические акции, десанты | Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности | |
Участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов | Проекты | личный опыт участия в экологических инициативах, проектах | |
Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организациях | |||
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой | |||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | Изучение предметов основной и вариативной части, беседы, просмотр учебных фильмов, экскурсий | Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями | Изучение предметов вариативной части, внеклассные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки | ||
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире | Учебные фильмы | Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей | |
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей | Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы по книгам, фильмам, телепередачам | ||
Обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного | |||
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности | Уроки худ.труда, занятия в ЦДОД | Первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, эстетических переживаний, наблюдений | |
Участие вместе с родителями в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионной деятельности | Выставки, вечера, экскурсии | Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества | |
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека | Беседы, учебные фильмы |
Тематическая программа воспитания и социализации младших школьников
Сокращение
ВГиП - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
ВНиЭ - Воспитание нравственных чувств и этического сознания
ВТ -Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
ВЗОЖ - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Эк.В - Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Эст.В - Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
РД – Родительское Собрание
1 класс
1 четверть
Название мероприятия | Форма проведения | Дата | |
ВГиП | Конкурс рисунков «Хорошо жить на Руси». | Уроки изобразительного искусства и технологии | Сентябрь |
ВНиЭ | Сочинение «русские зимние забавы» | Урок русского языка | Сентябрь |
Эст.В | Экскурсия в краеведческий музей «История русского народного костюма» | экскурсия | Сентябрь |
ВТ | Праздничное мероприятие, посвященное русским обычаям и традициям «Где тепло – там и добро» | Праздничное родительское собрание | Сентябрь |
Эк.В | Экскурсия в библиотеку «Русская народная сказка» | экскурсия | Октябрь |
ВЗОЖ | Спортивные игровые эстафеты «Русская банька» | Открытый урок физкультуры | Октябрь |
РС | Совместный с родителями праздник «Мы школьниками стали» | Праздник | Октябрь |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
1 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВНиЭ | Показ сказки репка детям в детском саду | Ноябрь | Выездное мероприятие |
ВГиП | Проект «История праздников на Руси» | Ноябрь | Урок защита проектов |
ВТ | Мастер-класс «Новогодняя игрушка» | Ноябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о русской культуре?» | Ноябрь | Урок внеклассного чтения |
Эк.В | Конкурс рисунков «Солнечный круг». | Декабрь | Уроки изобразительного искусства |
Эст.В | Сочинение «Мой край». | Декабрь | Урок русского языка |
РС | Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться» | Декабрь |
1 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Экскурсия в краеведческий музей «История русского костюма». | Январь | экскурсия |
ВНиЭ | Праздничное мероприятие, посвященное русским обычаям и традициям . | Февраль | Праздничное родительское собрание |
ВТ | Экскурсия в библиотеку «Русские сказки». | февраль | Экскурсия |
ВЗОЖ | Спортивные игровые эстафеты «Национальные виды спорта». | февраль | Открытый урок физкультуры |
Эк.В | Показ сказки для первоклассников. «Кукушка» | март | Урок внеклассного чтения |
Эст.В | Проект «Народные праздники». | март | Урок литературного внеклассного чтения защита проектов |
РС | Круглый стол «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» | март | Дискуссия |
1 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Мастер-класс «русский сувенир». | апрель | Урок технологии, проведен сотрудниками выставочного зала |
ВНиЭ | Проект «Мое село» | Апрель | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВТ | Сочинение «Мой край». | Апрель | Урок русского языка |
ВЗОЖ | Экскурсия в краеведческий музей «История народного костюма». | Май | экскурсия |
Эк.В | Праздничное мероприятие, Сказки русского народа. | Май | Урок внеклассного чтения |
Эст.В | Спортивные игровые эстафеты «Национальные виды спорта». | Май | Открытый урок физкультуры |
РС | Урок этической грамматики «Вся семья вместе, так и душа на месте» | Май | Круглый стол, консультация |
2 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Показ сказки для первоклассников «Почему у собаки четыре ноги». | Сентябрь | Классный час |
ВНиЭ | Конкурс рисунков по русским народным сказкам. | Сентябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВТ | Мастер-класс «русский сувенир» | Сентябрь | Уроки изобразительного искусства и технологии |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о нашей культуре?». | Сентябрь | Классный час |
Эк.В | Документальный фильм «Традиции народов мира» | Октябрь | Просмотр документального фильма с последующим обсуждением |
Эст.В | Экскурсия в выставочный зал картинной галереи имени Сашина | Октябрь | экскурсия |
РС | Родительское собрание «Давайте играть» | Октябрь | Совместное занятие детей и родителей |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
2 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Праздничное мероприятие, традиции народов мира. | Ноябрь | Классный час |
ВНиЭ | Спортивные игровые эстафеты «Международная эстафета». | Ноябрь | Урок физкультуры |
ВТ | Проект «Традиционные костюмы народов». | Ноябрь | Классный час |
ВЗОЖ | Викторина « Что мы узнали о культурах и традициях разных народов?» | Ноябрь | Урок окружающего мира |
Эк.В | Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка “Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов: “Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”, игра “Маски”. | Декабрь | Классный час |
Эст.В | Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От улыбки солнечной одной”. | Декабрь | Тренинг общения |
РС | Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины» | Декабрь | Беседа за круглым столом |
2 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”. | Январь | Классный час с соц педагогом и инспектором |
ВНиЭ | Организация самоуправления в классе; классное собрание “Традиции нашего класса”; классный час “Как мы выполняем свои поручения”; участие в акциях “Твори добро”, “Книжкина больница”; “Чистая планета”, “Бюро добрых услуг”. | Февраль | Акция, классный час |
ВТ | Конкурс поделок «Дары осени» | февраль | Урок технологии и ИЗО |
ВЗОЖ | Беседа школьного врача «Значение осанки в жизни человека» | февраль | Классный час |
Эк.В | Игра – конкурс «Эти удивительные растения» | март | Игра – конкурс |
Эст.В | Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро» | март | Классный час |
РС | Семейный праздник «Рыцарский турнир» | март | Семейный праздник |
2 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс сочинений «Край родной, навек любимый» | апрель | |
ВНиЭ | День защитника Отечества:«Они сражались за Родину», «Мой папа дома» «Поклон тебе, солдат России» «Герои живут рядом» «О чём рассказала награда?» | Апрель | Комплекс мероприятий: Выставка рисунков Фестиваль патриотической песни Встреча с военнослужащими Творческий проект |
ВТ | Конкурс поделок из природного материала «Зоопарк» | Апрель | Выставка |
ВЗОЖ | Беседа «Меры безопасного поведения на водоемах, покрытых льдом» | Май | Беседа |
Эк.В | Познавательная игра «Эти замечательные животные» | Май | Познавательная игра |
Эст.В | Час доверительного разговора «Мое хочу и мое надо» | Май | Час доверительного разговора |
РС | Итоги года | Май | Поход в лес |
3 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс сочинений «Край родной, навек любимый» | Сентябрь | Урок русского языка |
ВНиЭ | «История школы в лицах и фактах» | Сентябрь | Тематические выставки в школьном музее |
ВТ | Кл. час «Мир профессий» | Сентябрь | |
ВЗОЖ | Игра – путешествие в страну «Опрятности» | Сентябрь | Игра по станциям на параллельных классах |
Эк.В | Кл. час «Как прекрасен этот мир» | Октябрь | Классный час |
Эст.В | Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро» | Октябрь | Классный час |
РС | Родительское собрание «Проблемы и задачи 3 года обучения» | Октябрь | Круглый стол |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
3 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | «В мире дорожных знаков» | Ноябрь | Классный час Встреча с работниками ГиБДД |
ВНиЭ | «Знай и люби свой край» | Ноябрь | Выставка рисунков Беседа Творческий проект |
ВТ | Конкурс поделок «Зимняя сказка» | Ноябрь | Выставка |
ВЗОЖ | Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | Ноябрь | Урок физкультуры |
Эк.В | Посещение худ. выставок, музеев. Экологический праздник | Декабрь | Экскурсии КТД |
Эст.В | Конкурс снежинок | Декабрь | Беседа |
РС | «Социализация детей в условиях севера» | Декабрь |
3 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа «Символы российского государства» | Январь | Классный час |
ВНиЭ | «Человек поднялся в небо» | Февраль | Исследовательская работа |
ВТ | Выставка поделок «подарок маме» | февраль | |
ВЗОЖ | Зимняя зарница | февраль | Игра |
Эк.В | «Устное народное творчество» Игра – путешествие | март | Игра-путешествие |
Эст.В | Экскурсия в Центр культурного развития «Мое хобби» | март | Экскурсия |
РС | Родительское собрание «Как вырастить ребенка нравственным» | март | Круглый стол |
3 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране?» | апрель | Классный час |
ВНиЭ | «Мои родные защитники Родины» | Апрель | Конкурс детского рисунка на асфальте Конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) |
ВТ | Экскурсия в пожарную охрану | Апрель | экскурсия |
ВЗОЖ | Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | Май | Весёлые старты на уроке физкультуры |
Эк.В | Выставка рисунков «Весна на моей улице» | Май | Выставка рисунков |
Эст.В | Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» | Май | Концерт |
РС | Родительское собрание «Организация летнего отдыха детей» | Май | Круглый стол |
4 класс
1 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Устный журнал «Этот праздник со слезами на глазах» | Сентябрь | Устный журнал |
ВНиЭ | «Мои родные защитники Родины» | Сентябрь | Фотовыставка |
ВТ | Трудовой десант «Школьный двор самый лучший» | Сентябрь | Акция |
ВЗОЖ | Беседа школьного врача «Мои друзья – витамины» | Сентябрь | Классный час |
Эк.В | Поход в лес | Сентябрь | поход |
Эст.В | Родительское собрание «Проблемы и задачи 4 года обучения» | Октябрь | Родительское собрание |
АНКЕТИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГ |
4 класс
2 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Святки Праздник Нового года | Ноябрь | КТД |
ВНиЭ | «Через тернии к звёздам» | Ноябрь | Классный час |
ВТ | Операция «Кормушка» | Ноябрь | Акция |
ВЗОЖ | Беседа «Вредные привычки» | Ноябрь | Беседа с психологом |
Эк.В | Сделай школу чистой | Декабрь | Акция |
Эст.В | «Золотая хохлома» | Декабрь | Урок ИЗО |
РС | Святки Праздник Нового года | Декабрь | праздник |
4 класс
3 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Конкурс рисунков «Зимние краски » | Январь | Конкурс рисунков |
ВНиЭ | «Цвети мой Смоленский край» | Февраль | Акция посади своё растение, уборка территории школьного парка |
ВТ | Кл. час «Профессии наших родителей» | февраль | Проектная деятельность |
ВЗОЖ | Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | февраль | Праздник |
Эк.В | «Праздник русской березки» | март | Проект |
Эст.В | А ну ка девочки! | март | Конкурс поделок своими руками |
РС | Оформление альбома «Символы моей семьи» | март | Творческая гостинная |
4 класс
4 четверть
Название мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | |
ВГиП | Беседа о ПДД «Красный, желтый, зеленый» | апрель | Классный час |
ВНиЭ | «Страницы великой Победы» | Апрель | Книжная выставка Творческий проект |
ВТ | Экскурсия на почту «День пожилого человека» помощь ветеранам | Апрель | Экскурсия Акция |
ВЗОЖ | Кл. час «Огонь – друг и враг человека» | Май | Урок окружающего мира |
Эк.В | Уборка класса | Май | Акция |
Эст.В | Выпускной | Май | праздник |
РС | Выпускной вечер | Май |
Приложение.
Индивидуальная карта воспитанности ученика
_______________________________________________
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Участие в делах класса и школы | ||||
Отношение к порученному делу | ||||
Отношение к собственности другого | ||||
Речь | ||||
Общение со сверстниками | ||||
Отношение со взрослыми | ||||
Соблюдение правил поведения в классе | ||||
Соблюдение правил поведения в общ.местах | ||||
Отношение к учебному труду | ||||
Отношение к общ.труду | ||||
Навыки ролевого взаимодействия | ||||
Отношение к результатам своего труда | ||||
Отношение к результатам труда других людей | ||||
Отношение к школьному имуществу | ||||
Осознание необходимости физ-ры | ||||
Внешний вид | ||||
Организация рабочего места | ||||
Отношение к природе | ||||
Самореализация в творчестве | ||||
Участие в худ.оформлении | ||||
Средний балл |
Глоссарий
Морально-нравственное воспитание обучающихся - это
освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.
Воспитание – это целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на физическое, психическое и духовно-нравственное развитие ребенка, направленный на подготовку его к самостоятельной жизни и заключающийся в привитии ребенку навыков поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям и интересам российского общества.
Гражданственность - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства.
Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Толерантность (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.
Нравственность — совокупность норм, определяющих поведение человека, это есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Основополагающей общечеловеческой ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. По формам духовной культуры человеческие ценности классифицируют:
- на нравственные (смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство),
- эстетические (прекрасное, возвышенное),
- религиозные (вера),
- научные (истина),
- политические (мир, справедливость, демократия),
- правовые (закон и правопорядок).
В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно выделить следующие ценности:
- предметные (результаты человеческой деятельности),
- субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников
В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов. В программ...
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников
В программе отражены показатели и признаки проявления воспитанности младших школьников....