Рабочие программа внеурочных занятий
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мордовско-Полянская основная общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия
Рабочая программа внеурочной деятельности
социального направления
«Школа добрых дел»
для учащихся 1-4 классов
Составила Завьялкина Н.Ф.
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
- Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
- Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
- Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
- Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- встречи с людьми различных профессий;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии, поездки;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- мастерские подарков;
- аукционы добрых дел;
- трудовые десанты;
- общественно полезные практики;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение школьником социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Содержание программы
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ» и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1-2 | Дежурство в классе. | 2 | Знак-во с обязанностями дежурного в классе. | Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. | |
3-4 | Уход за комнатными растениями в классе | 2 | Знакомство с видами комнатных растений. | Полив и опрыскивание растений. Создание каталога растений класса | |
5-6 | Проект «День любимых бабушек и дедушек» | 2 | Беседа о пожилых людях | Создание поздравительных открыток, представления презентации «Моя бабушка», «Мой дедушка». | |
7-8 | «Испокон века книга растит человека» | 2 | Экскурсия в поселковую библиотеку. Знакомство с книгами. | ||
9 | Операция «Чистокласс» | 1 | Генеральная уборка класса. | ||
10-11 | Рейд «Береги учебник» | 2 | Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. | ||
12-13 | Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | ||
14 | Проект «Снежные фигуры». | 1 | Участие в изготовлении снежных фигур. | ||
15-16 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период | |
17-18 | Проект «Мои домашние животные» | 2 | Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов | ||
19-20 | Проект «Как поздравить наших пап». | 2 | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | ||
21-22 | Проект. «Милым мамочкам» | 2 | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | ||
23-25 | "Как трудится моя семья | 3 | Беседа о профессиях | Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на производство. Создание альбома "Профессии моих родителей» | |
26 | Трудовой десант. | 1 | Уборка класса. | ||
27-28 | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | 2 | Экскурсия в дендропарк. Агитационная работа по охране природы. | ||
29-30 | Акция «Милосердие» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ. | Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. | |
31 | «Акция «Белые журавлики» | 1 | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | ||
32-33 | Акция «Подарок малышам» | 2 | Подготовка выступления для воспитанников детского сада. | ||
Всего 33 часа |
2 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1-2 | Дежурство в классе. | 2 | Составление графика дежурств, экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. | ||
3-4 | Проект "Осень разноцветная" | 2 | Подготовка поделок из овощей, создание эксклюзивных салатов из овощей и фруктов. Приглашаем друзей отведать угощения. | ||
5 | Проект «Чужих стариков не бывает» | 1 | Беседа о пожилых людях | Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. | |
6-7 | Проект «Учительница первая моя» | 2 | Создание газеты ко Дню учителя. Составление статей, сочинение стихов о своем классе и учителях. | ||
8 | Операция «Чистокласс» | 1 | Генеральная уборка класса. | ||
9-10 | Акция «Тихая перемена» | 2 | Подготовка и организация игр для первоклассников на переменах. | ||
11-12 | Рейд «Берегите книги» | 2 | Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе. | ||
13-14 | Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | ||
15 | Проект «Снежная крепость». | 1 | Изготовление снежной крепости | ||
16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период | |
18-19 | Акция «Береги воду!» | 2 | Беседа о бережном отношении к воде. | Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы. | |
20-21 | Мой подарок для папы | 2 | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | ||
22-23 | Мой подарок для мамы | 2 | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | ||
23-27 | Проект «Цветы для школьного двора» | 5 | Беседа о цветах | Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян Посев семян цветов Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» Уход за посевами (полив, рыхление). Высадка в грунт. | |
28 | Трудовой десант. | 1 | Уборка класса. | ||
29-30 | Акция «Подарок ветерану» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ. | Подготовка концерта ко дню победы. | |
31 | «Акция «Белые журавлики» | 1 | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | ||
32-33 | «Книга твой друг, без нее, как без рук» | 2 | Экскурсия в поселковую библиотеку. | ||
34 | Копилка добрых дел. | 1 | Самоанализ деятельности данного направления. | ||
Всего 34 часа |
3 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1-2 | Мой вклад в работу класса. | 2 | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей | ||
3 | Не жгите опавшей листвы. | 1 | Беседа о лесных пожарах | Создание плакатов и развешивание в общественных местах | |
4 | Что значит быть бережливым? | 1 | Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Создание листовок. | ||
5-6 | Акция «Мы уважаем старших! » | 2 | Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. | ||
7-8 | Проект «Учительница первая моя» | 2 | Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров. | ||
9 | Операция «Чистокласс» | 1 | Генеральная уборка класса. | ||
10-11 | «Книжкина больница» | 2 | Ремонт книг в библиотеке Мелкий ремонт брошюр. | ||
12-13 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 2 | Подготовка декораций для спектаклей театрального кружка «В гостях у сказок». | ||
14-15 | Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | ||
16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период | |
18-19 | Акция «Хлеб всему голова!» | 2 | Беседа о бережном отношении к хлебу. | Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу. | |
20-21 | Мой подарок для папы | 2 | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | ||
22-23 | Мой подарок для мамы | 2 | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | ||
24-27 | Проект «Домашние заботы» | 3 | Анализ своих домашних обязанностей. Помощь маме. Отчет «Мои домашние дела» | ||
28 | Трудовой десант. | 1 | Уборка класса. | ||
29-30 | Акция «Подарок ветерану» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ. | Подготовка концерта ко дню победы. | |
31 | «Акция «Белые журавлики» | 1 | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | ||
32-33 | Операция «Подарок малышам». | Создание небольших поделок для дошкольников, применяемых на занятиях в детском саду. | |||
34 | Копилка добрых дел. | 1 | Самоанализ деятельности данного направления. | ||
Всего 34 часа |
4 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1-2 | Мой вклад в работу класса. | 2 | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей | ||
3-4 | Проект «Растения моего края» | 2 | Сбор и оформление гербариев. Презентация папки. | ||
5-6 | Операция «Подарок малышам» | 2 | Изготовление пособий для наглядности первоклассникам. | ||
7 | Акция «Мы уважаем старших! » | 1 | Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. | ||
8-9 | Проект «Учительница первая моя» | 2 | Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров. | ||
10 | Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | 1 | Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников. | ||
11 | Операция «Чистокласс» | 1 | Генеральная уборка класса. | ||
12-13 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 2 | Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки» | ||
14-15 | Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | ||
16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период | |
18-19 | Мой подарок для папы | 2 | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | ||
20-21 | Мой подарок для мамы | 2 | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | ||
22-25 | Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад». | 4 | Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы. Отбор семян. Посадка семян. Наблюдение и т д. | ||
26-27 | Акция «Домик для птиц» | 2 | Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами. | ||
28 | Трудовой десант. | 1 | Уборка класса. | ||
29-30 | Акция «Подарок ветерану» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ. | Подготовка концерта ко дню победы. | |
31 | «Акция «Белые журавлики» | 1 | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | ||
32-33 | Операция «Спортивный праздник» | 2 | Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников. | ||
34 | Копилка добрых дел. | 1 | Самоанализ деятельности данного направления. | ||
Всего 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочных занятий в литературной гостиной в 1 классе
Настоящая программа ориентирована на решение задач социализации детей и подростков через усвоение ими искусства драматургии и развития навыков коллективного творчества....
Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная математика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 1-4 классов по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...