Любовь к ближнему
методическая разработка (3 класс) на тему

На занятиях внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Истоки" дети рассуждают на тему "Любовь к ближнему".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  занятия  в 3 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Тема: «Любовь к ближнему».

Цель:  расширение представления о ценности любви к ближнему, формах и способах ее выражения.
Задачи: 

- дать представление о понятии «любовь к ближнему»;

-  развивать стремление проявлять любовь к себе и другим; 

- воспитывать потребность радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением. 

Личностные УУД:

-  способность эмоционально откликаться на содержание урока;

- умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.

 Познавательные УУД:

 - умение извлекать и обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

- понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД:

– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-воспроизведение своими словами  понятий,  выполнение действий по образцу.

Планируемые результаты
Предметные:

 - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                                                                    

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы: фронтальная форма обучения; групповая  форма обучения; индивидуальная форма обучения.  

Оборудование:

  • наборы вырезанных цветов или лепестков (по количеству учащихся), клей, листы бумаги;
  • репродукции картин с изображением радуги;
  • кассеты с записями песен о радуге, дружбе;
  • учебник  «Истоки»  А.В. Камкин, 3 класс, стр.74-75.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Определение темы урока.

Объяснение нового материала.

Работа с учебной статьёй.

Закрепление полученных знаний.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

1) Приветствие.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

2) Мотивационный момент:

 - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого   отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.

- Поднимите руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

- Ребята, посмотрите на эти рисунки. Что их объединяет?

- Ближние – это кто? (Родители, семья, близкие, родные - все, кто нас окружает.)

-Назовите тему урока.

- Самым близким человеком для многих   является мама. О маме вы писали сочинения, сочиняли стихи и песни. Интересно, что пишет матери  Иван Алексеевич Бунин, великий русский поэт.

Послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери».

Матери.

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

1906 – 1911гг.

- Ребята, с каким чувством вспоминает Иван Алексеевич мать? Докажите это, прочтите строки из стихотворения.

- С кем сравнивает поэт свою маму?

- В стихотворении отразились ранние детские впечатления поэта. Воспоминания о маме - это всегда воспоминание о тепле, уюте и спокойствии, которое приходит к нам в детстве и согревает всю жизнь. 

 

Растет человек - растет мир вокруг него. И уже ребенок заботится о маме.

1. Работа с текстом  до чтения.

- Как вы понимаете высказывание «Любовь в ближнему»? С чего начинается любовь к ближнему?

- Совпадает ли ваше мнение с мнением автора книги «Истоки»?

2. Чтение текста.

 «Любовь к ближнему».

Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Это любовь к ближнему.  А ближние — это те, кто ежедневно окружают тебя. Поучительные обычаи жили в сотнях поколений наших предков. Когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Взрослые соседи по очереди приходили топить печь, готовить еду, присматривать за малыми детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги на вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить, обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. Осиротевших детей принимали в свои семьи родственники или односельчане. Как видишь, любовь к ближнему проявлялась и в слове, и в деле.  Такая любовь живет в нашем народе и поныне. Может быть, и тебе в своей жизни уже доводилось почувствовать ее? А может быть, своей добротой кому-то помог ты? Забывать добро не принято. Это — неблагодарность.

Но и сотворив доброе дело, не принято о нем рассказывать или часто напоминать. Не следует совершать добро ради выгоды. Такая любовь к ближнему лицемерна.

Есть правило: «Получив добро, помни, а сделав – забудь». 

3. Работа с текстом после чтения. 

- Какие обычаи жили в сотнях поколений наших предков?

-В чем проявлялась любовь к ближнему? Ребята, найдите в тексте те слова, которые помогают раскрыть смысл высказывания «любовь к ближнему»?

Если

то

болезнь, беда

пожар

война

плачущих

осиротевших

помогали всем миром

собирали деньги и вещи

помогали косить, убирать хлеб

утешали добрым словом

принимали в

свои семьи

 - Какая любовь лицемерна?

- Вы согласны с высказыванием: «Получив добро, помни, а сделав – забудь»?

- Ребята, почему к теме «Любовь к ближнему» автор книги Александр Васильевич Камкин включил эту иллюстрацию?

- Приведите примеры проявления любви к ближнему в современном мире.

- В своей жизни вам доводилось проявлять  любовь к ближнему? Когда?

         

Работа в группах «Радужная поляна».

- Ребята, сейчас мы совершим маленькое чудо – превратим одноцветную поляну  в  радужную. (Каждая группа получила только одноцветные бумаги.) Как это сделать - пусть каждый из вас подумает, посоветуется с группой и примет решение.

- Скажите, какие умения вам помогли выполнить работу?

- Как вы относились друг к другу?

«Доброе Слово друзьям»

- Свое высказывание в круге начнем со слов: «Своим одноклассникам я  пожелаю...»

- Ребята, какое у вас настроение?

Понравилось ли вам дарить добрые слова друзьям?

Любовь - это самое замечательное и теплое чувство, которое ты испытываешь к родным, близким, друзьям. Мы любим природу, своих близких и родных, друзей, Родину. Любовь - это и забота, и помощь, и поддержка, и радость. Любовь - одно из лучших чувств человека. 
-
Когда от души делаем подарок близкому человеку, мы не только приносим радость ему, но и сами становимся счастливыми.

-Дома совместно с родителями завершите оформление следующей станицы Первой Книги.

Осуществляю самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на работу и её положительный результат.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Любовь к ближним».

-И милый, кроткий голос твой:

-Ты перекрестишь, поцелуешь,

-И верой в счастье очаруешь...

-Не ты ли ангелом была?

Очаровать-

произвести впечатление, подчинить своему обаянию; обворожить, пленить.  (По словарю синонимов)

Фронтальная работа. 
Участие в беседе.

Работа с текстом учебника. Словарная работа. Беседа по содержанию.

Выборочное чтение. 
Участие в беседе.

Самоконтроль  -проверка своих ответов по тексту.

Во всех словарях

ВЫГОДАвыгодный, см. выгадывать. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный).

лицемер 

 м. Человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным. (по словарю Ушакова).

Работа с иллюстрацией.

Работа в группе.

 Представление результатов работы классу.
Самооценка.
Взаимооценка.

Делают обобщение.

Ресурсный круг

Использованная  литература:

1.Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010.

2.А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,  М: Просвещение, 2010.

3.Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.

4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

5. Сайты:  http://collegy.ucoz.ru/

                 http://school2100.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О любви к ближнему. Милосердный самарянин

Урок православной культуры в 3 классе (4 четверть)«Доброта и милосердие христианина».•    Структура (план) урока:1)    Проверка домашнего задания.2)    Акт...

Любовь к ближнему

Тема: "Любовь к ближнему?" Цели: 1) познакомить детей со значением слова «Любовь»;            2) Воспитывать любовь к ближнему...

Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной  "Основы православной культуры"...

«Путешествие по России и странам ближнего зарубежья»

Программа по воспитательной работе. Воспитание толерантности у учащихся 1-4 классов....

Сценарий фестиваля "Кухни народов России и ближнего зарубежья"

Данный сценарий разработан для 1-3, 4-6, 7-11 классов...

Беседа с родителями на тему: «Основы отношений с ближними в православной культуре».

Как жила Святая Русь, какой духовный опыт накоплен многими поколениями? Сегодня я расскажу вам об основах  отношений с ближними в православной культуре.Буду рада, если материал будет вам  п ...