Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
календарно-тематическое планирование по информатике (2 класс) на тему
Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
- Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках
- Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
- Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Введение
Рабочая программа к курсу «Мой друг – компьютер» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год.
Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
- Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
- Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
- Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Новизна данной рабочей программы определена тем, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Цель данного курса (данной программы): как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире, формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Это предусматривает:
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоритических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач в повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к теоретическим устройствам.
Основные задачи курса (программы):
- познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Место курса в учебном плане:
Программа курса «Мой друг – компьютер» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1 часа в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия – 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Программа «Мой друг – компьютер» включает в себя следующие разделы:
1. Вводное занятие. (1ч.)
2. Устройство компьютера (6 ч.)
3. Мы в мире информации. (2ч.)
4. Создаем текст (12ч.)
5. Учимся рисовать. (14ч.)
Формы работы
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Методы работы
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Формы контроля
текущий – наблюдение;
промежуточный – соревнования, конкурсы;
итоговый – открытое занятие
2. Содержание программы (35 часов)
Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Устройство компьютера (6 ч.)
Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура.
Мы в мире информации. (2ч.)
Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.
Создаем текст (12ч.)
Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки.
Учимся рисовать. (14ч.)
Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм.
Учебно-тематический план
№ | Названия разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся | ||
Аудиторных | Неаудиторных | ||||
1. | Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии | ||
2. | Устройство компьютера (6 ч.) Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура. | 6 | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | ||
3. | Мы в мире информации. (2ч.) Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию. | 1 | 1 | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу | |
4. | Создаем текст (12ч.) Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки. | 12 | умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других | ||
5. | Учимся рисовать.(14ч.) Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм. | 14 | формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
3. Требования к результатам усвоения программы
Учащиеся должны знать
- роль информации в деятельности человека;
- виды информации и действия с ней.
Учащиеся должны уметь
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД
Личностные УУД:
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Учебно – методическое обеспечение программы
1. Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP
2. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
5. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Вид деятельности обучающихся | Планируемая дата | Фактическая дата |
Раздел 1. Вводное занятие (1ч.) | |||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности | 1 | Решение организационных вопросов. | ||
Раздел 2. Устройство компьютера (6ч.) | |||||
2. | Компьютер и его основные устройства. | 1 | Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера. Освоение приемов работы с мышью. Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа с инструментом Штамп. Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы. Основные кнопки клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой. | ||
3. | Мышь. Управление мышью. | 1 | |||
4-5 | Пиктограмма. | 2 | |||
6. | Компьютерное окно. | 1 | |||
7. | Клавиатура. | 1 | |||
Раздел 3.Мы в мире информации (2ч.) | |||||
8. | Информация вокруг нас. | 1 | В ходе беседы учащиеся уточняют понятие об информации, о роли информации в нашей жизни. | ||
9. | Как мы получаем информацию. | 1 | |||
Раздел 4. Создаем текст (12ч.) | |||||
10. | Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. | 1 | Учащиеся под руководством учителя - знакомятся с текстовым редактором; - создают, открывают и сохраняют документ; -набирают текст разным шрифтом; -форматируют текст; -вырезают, копируют и вставляют текст; -работают с фрагментами текста; -создают таблицы. | ||
11-12 | Шрифты. Цвет шрифта. Размер. | 2 | |||
13-14 | Редактирование текста. | 2 | |||
15-16 | Копируем текст. | 2 | |||
17-19 | Набор и форматирование текста. | 3 | |||
20-21 | Таблицы. Списки. | 2 | |||
Раздел 5.Учимся рисовать (14ч.) | |||||
22. | Графический редактор Paint. | 1 | Учащиеся под руководством учителя: -знакомятся с интерфейсом графического редактора; -создают компьютерный рисунок с помощью кисти; -изображают геометрические фигуры на рисунке; -используют команды ОТМЕНИТЬ; -знакомятся с инструментом Выделение; -разбирают и собирают фигуры; -рисуют пирамиды; -выполняют практические работы; -конструируют и создают композиций из отдельных типовых инструментов. | ||
23. | Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. | 1 | |||
24. | Настройка инструментов. | 1 | |||
25. | Сохранение рисунка в файле, открытие | 1 | |||
26-27 | Работа с фрагментами. | 2 | |||
28-29 | Сборка рисунка из деталей. | 2 | |||
30-31 | Творческий проект «Зимняя сказка» | 2 | |||
32-33 | Построение с помощью клавиши Shift. | 2 | |||
34-35 | Конструирование. Меню готовых форм. | 2 |
6. Используемая литература
Список литературы для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
Бокучава Т.П., Тур С.Н. «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
Гетманова А.Д. «Занимательная логика для школьников». М.: Издательство МГПУ, 2006 год
Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год
Златопольский Д. М. «Занимательная информатика». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год.
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Сборник «Задачи для развития логики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс
Курс «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная грамматика" - 3 класс
Пояснительная записка1.Актуальность программы:Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Я - исследователь" - 4 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______социального______ направленияпо рабочей программе ________«Я - исследователь»__4 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 4 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______общеинтеллектуального______ направленияпо рабочей программе __________« Занимательная математика »__4 ...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...