Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
календарно-тематическое планирование по информатике (2 класс) на тему

Арнаутова Ираида Вячеславовна

Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

- Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

- Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках

- Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

- Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Введение

        Рабочая программа к курсу «Мой друг – компьютер» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год.

Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Актуальность выбора определена следующими факторами: 

         - Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

        - Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

- Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

- Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Новизна  данной рабочей программы определена тем, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

           Цель данного курса (данной программы):  как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире, формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Это предусматривает:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоритических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач в повседневной жизни;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к теоретическим устройствам.

         Основные задачи курса (программы):

  • познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
  •  развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  • сформировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

Место курса в учебном плане: 

Программа курса «Мой друг – компьютер» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1 часа в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия – 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Программа «Мой друг – компьютер»  включает в себя следующие разделы:

1. Вводное занятие. (1ч.)

     2. Устройство компьютера (6 ч.)

     3. Мы в мире информации. (2ч.)

     4. Создаем текст (12ч.)

     5. Учимся рисовать. (14ч.)

Формы работы

        Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.  

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

 • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

 • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.        

Методы работы

 Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Формы контроля 

текущий – наблюдение;

промежуточный –  соревнования, конкурсы;

итоговый – открытое занятие

2. Содержание программы (35 часов)

Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности.

     Устройство компьютера (6 ч.) 

Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура.

     Мы в мире информации. (2ч.)

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

     Создаем текст (12ч.)

Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки.

Учимся рисовать. (14ч.)

Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм.

Учебно-тематический план

Названия разделов

 и тем 

Количество часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1.

Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности.

          1

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии

2.

Устройство компьютера (6 ч.) 

Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура.

          6

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

3.

Мы в мире информации. (2ч.)

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

         1

            1

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

4.

Создаем текст (12ч.)

Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки.

         12

умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других

5.

Учимся рисовать.(14ч.)

Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм.

         14

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3. Требования к результатам усвоения программы

Учащиеся должны знать

  • роль информации в деятельности человека;
  • виды информации и действия с ней.

Учащиеся должны уметь

- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

     - придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами;

-  применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты реализации программы

     Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД

Личностные УУД:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-  развитие критического и творческого мышления.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

      - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

      - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

      - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

      - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

      - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

      - умение координировать свои усилия с усилиями других;

      - формулировать собственное мнение и позицию;

      - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      - задавать вопросы;

      - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Учебно – методическое обеспечение программы

1. Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP

2. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

5. Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Вид деятельности обучающихся

Планируемая дата

Фактическая дата

                                                  Раздел 1. Вводное занятие (1ч.)

1.

Вводное занятие.

Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности

1

Решение организационных вопросов.

                                                 Раздел 2. Устройство компьютера (6ч.)

2.

 Компьютер и его основные устройства.

1

Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.

Освоение приемов работы с мышью.

Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа с инструментом Штамп.

Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы.

Основные  кнопки клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой.

3.

 Мышь. Управление мышью.

1

4-5

Пиктограмма.

2

6.

 Компьютерное окно.

1

7.

 Клавиатура.

1

                                                  Раздел 3.Мы в мире информации (2ч.)

8.

 Информация вокруг нас.

1

В ходе беседы учащиеся уточняют понятие об информации, о роли  информации в нашей жизни.

9.

 Как мы получаем информацию.

1

                                                   Раздел 4. Создаем текст (12ч.)

10.

Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы.

1

Учащиеся под руководством учителя

- знакомятся с текстовым редактором;

- создают, открывают и сохраняют документ;

-набирают  текст разным шрифтом;

-форматируют текст;

-вырезают, копируют и вставляют текст;

-работают с фрагментами текста;

-создают таблицы.

11-12

Шрифты. Цвет шрифта. Размер.

2

13-14

Редактирование текста.

2

15-16

Копируем текст.

2

17-19

Набор и форматирование текста.

3

20-21

Таблицы. Списки.

2

                                                    Раздел 5.Учимся рисовать (14ч.)

22.

 Графический редактор Paint.

1

Учащиеся под руководством учителя:

-знакомятся с интерфейсом графического редактора;

-создают компьютерный рисунок с помощью кисти;

-изображают геометрические фигуры на рисунке;

-используют команды ОТМЕНИТЬ;

-знакомятся с инструментом Выделение;

-разбирают  и собирают фигуры;

-рисуют  пирамиды;

-выполняют  практические работы;

-конструируют и создают композиций из отдельных типовых инструментов.

23.

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов.

1

24.

Настройка инструментов.

1

25.

Сохранение рисунка в файле, открытие

1

26-27

 Работа с фрагментами.

2

28-29

Сборка рисунка из деталей.

2

30-31

Творческий проект «Зимняя сказка»

2

32-33

 Построение с помощью клавиши Shift.

2

34-35

 Конструирование. Меню готовых форм.

2

6. Используемая литература

                                                 Список литературы для учителя

Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

Бокучава Т.П., Тур С.Н. «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

Гетманова А.Д. «Занимательная логика для школьников». М.: Издательство МГПУ, 2006 год

Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год

Златопольский Д. М. «Занимательная информатика». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год.

«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

Сборник «Задачи для развития логики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

 Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс

Курс  «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная грамматика" - 3 класс

Пояснительная записка1.Актуальность программы:Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Я - исследователь" - 4 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______социального______ направленияпо рабочей программе ________«Я - исследователь»__4 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 4 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______общеинтеллектуального______ направленияпо рабочей программе __________« Занимательная математика »__4 ...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...