Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Курс «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Введение
Рабочая программа к курсу «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы по учебным предметам: Начальная школа в 2 частях; ч.2 – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 232с. – (Стандарты второго поколения).
Курс «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с социально значимыми профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. Через народную игрушку изучаются национальные и культурные корни русского народа. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.
Новизна данной рабочей программы определена
тем, что учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Цель данного курса (данной программы):
Формирование у учащихся основ целостного и социального мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Основные задачи курса (программы):
- развивать природные задатки и способности детей;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
- научить приемам исполнительского мастерства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор.
Место курса в учебном плане:
Программа курса «Умелые ручки» представляет систему социально-развивающих занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия – 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Программа «Умелые ручки» включает в себя следующие разделы:
- Вводное занятие по технике безопасности - 2 часа
- Работа с пластилином - 5 часов.
- Работа в стиле оригами - 5 часов
- Работа с бумагой - 4 часа.
- Работа с тканью – 4 часа
- Работа с бросовым материалом – 3 часа.
- Работа с акварелью – 5 часов.
- Работа в стиле ТРИЗ – 5 часов.
- Итоговые занятия – 2 часа.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ. Практическая часть направлена на развитие природных задатков и способностей детей.
Формы работы
Формы занятий – групповые и индивидуальные.
Методы работы
Основными формами занятий являются:
- практические работы.
- наглядные: использование схем, рисунков, трафаретов, образцов.
Формы контроля
текущий – наблюдение;
промежуточный – праздники, выставки
итоговый – открытое занятие
2. Содержание программы (35часов)
1 раздел (2 часа)
Вводные занятия
ТБ и организация рабочего места. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Знакомство с детьми.
2 раздел (5часов)
Работа с пластилином
Рассказать детям о видах и возможностях пластилина. Научить детей лепить ягоды, грибы и животных из пластилина.
3 раздел (5часов)
Работа в стиле оригами
Познакомить детей с родиной оригами, показать приёмы и методы работы в стиле оригами. Научить детей изготавливать поделки и игрушки в стиле оригами.
4 раздел (4 часа)
Работа с бумагой
ТБ и организация рабочего места. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Учите детей выбирать нужные цвета бумаги, давать возможность творчески подойти к своей работе. Научить делать пользоваться шаблоном. Развивать аккуратность при изготовлении поделки.
5 раздел (4 часа)
Работа с тканью
ТБ и организация рабочего места. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Учите детей выбирать нужные цвета бумаги, давать возможность творчески подойти к своей работе. Научить делать пользоваться шаблоном. Развивать аккуратность при изготовлении поделки.
6 раздел (3часа)
Работа с бросовым материалом
Показать детям что из материала и предметов, которые пришли в негодность можно сделать интересные игрушки и поделки. Развивать творческое воображение и самостоятельность.
7 раздел (5часов)
Работа с акварелью
Научить детей различать жанры изобразительного искусства. Показать детям приёмы рисования предмета из геометрических фигур. Научить детей смешивать краски. Развивать творческие способности. Правильно передавать времена года через использование нужной по цвету краски.
8 раздел (5часов) Работа в стиле ТРИЗ
Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования: поролоном, пальчиками, ладонью. Научить детей правильно выстраивать композиции. Научить творческому мышлению и аккуратности при работе с краской. Познакомить детей с понятием симметрия.
9 раздел (2часа) Итоговые занятия (выставка работ, открытое занятие)
Подведение итогов года. Оформление выставки детских работ.
Учебно-тематический план
№ | Названия разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1-2 | 1 раздел Вводные занятия(2 ч) | 1 | 1 | формировать собственное мнение и позицию |
3-7 | 2 раздел Работа с пластилином (5ч.) Лепка на тему «Ёжик», «Земляничная полянка» «Пирамидка», «Бабочка» | 5 | научить самостоятельной работе и работе в группе при выполнении практических творческих работ | |
8-12 | 3 раздел Работа в стиле оригами (5ч.) Беседа о родине оригами. Выполнение фигурки – фотоап., фигурки – цветы, Игрушки-оригами- котята, одежда. | 5 | понимать образную сущность искусства | |
13-16 | 4 раздел Работа с бумагой (4ч.) Вводное занятие-инструктаж по работе с бумагой Аппликация «Ваза с листьями». Аппликация «Подводный мир». Аппликация «Подсолнух». Аппликация «Голубь мира». | 4 | решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий | |
17-20 | 5 раздел Работа с тканью (4ч.) История возникновения ткани. Беседа. Аппликация из ткани «Корзиночка», «Дерево» | 4 | научится работать с разнообразными материалами и создавать образы посредством различных технологий | |
21-23 | 6 раздел Работа с бросовым материалом (3ч.) Работа со спичечными коробками. Животные. Аппликация. Работа со старыми дисками. | 1 | 2 | моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества |
24-28 | 7 раздел Работа с акварелью (5ч.) Техника рисования «Свеча + акварель». | 5 | выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. | |
29-33 | 8 раздел Работа в стиле ТРИЗ (5ч.) Рисование по сырому «Цветы». «На лугу» «Подводный мир» «Праздничный салют» | 5 | отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла | |
34-35 | 9 раздел Итоговые занятия (2ч.) Выставка работ, открытое занятие | 1 | 1 | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
3. Требования к результатам усвоения программы
Учащиеся должны знать
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
Учащиеся должны уметь
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;- добывать необходимую информацию (устную и графическую);
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений ( образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
- учебно–познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты УУД
Учащиеся научатся:
- уважать и ценить искусство и социальную значимость человека;
- понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
4. Учебно – методическое обеспечение программы
1.Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP
2.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
5. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Вид деятельности обучающихся | Планируемая дата | Фактическая дата |
Раздел 1 (2 ч.) | |||||
1-2 | Вводные занятия. | 2 | Решение организационных вопросов. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | ||
Раздел 2 Работа с пластилином (5ч.) | |||||
3 | Лепка на тему «Ёжик» | 1 | Осваивать критерии изготовления изделия Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Уметь: -читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; -соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно | ||
4 | «Земляничная полянка.» Коллективная работа. | 1 | |||
5 | Соединение деталей из пластилина лепка «Пирамидка». | 1 | |||
6 | Плоскостное изображение. «Бабочка» | 1 | |||
7 | Плоскостное изображение. Выкладываем фигуру | 1 | |||
Раздел 3 Работа в стиле оригами (5ч.) | |||||
8 | Беседа о родине оригами. | 1 | Познакомятся с родиной оригами, приёмами и методами работы в стиле оригами. Научатся изготавливать поделки и игрушки в стиле оригами. | ||
9 | Выполнение фигурки – фотоап. | 1 | |||
10 | Выполнение фигурки – цветы | 1 | |||
11 | Игрушки-оригами- котята | 1 | |||
12 | Игрушки-оригами. Одежда. | 1 | |||
Раздел 4 Работа с бумагой (4 ч.) | |||||
13 | Вводное занятие-инструктаж по работе с бумагой Аппликация «Ваза с листьями». | 1 | ТБ и организация рабочего места. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Выбирают нужные цвета бумаги, имеют возможность творчески подойти к своей работе. Научатся пользоваться шаблоном. Развивают аккуратность при изготовлении поделки. | ||
14 | Аппликация «Подводный мир». Вырезание фигур по шаблону | 1 | |||
15 | Аппликация «Подсолнух». | 1 | |||
16 | Аппликация «Голубь мира». Коллективная работа | 1 | |||
Раздел 5 Работа с тканью (4 ч.) | |||||
17 | История возникновения ткани. Беседа. | 1 | ТБ и организация рабочего места. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Учатся выбирать нужные цвета бумаги, давать возможность творчески подойти к своей работе. Развивают аккуратность при изготовлении поделки | ||
18-19 | Аппликация из ткани «Корзиночка» | 2 | |||
20 | Аппликация из ткани «Дерево». | 1 | |||
Раздел 6 Работа с бросовым материалом (3ч.) | |||||
21 | Работа со спичечными коробками Животные. | 1 | Показать детям что из материала и предметов, которые пришли в негодность можно сделать интересные игрушки и поделки. Развивают творческое воображение и самостоятельность. | ||
22 | Объемная аппликация | 1 | |||
23 | Работа со старыми дисками. Аппликация «Божья коровка» | 1 | |||
Раздел 7 Работа с акварелью (5ч.) | |||||
24-28 | Техника рисования «Свеча + акварель». | 5 | Развивают творческое воображение и самостоятельность. | ||
Раздел 8 Работа в стиле ТРИЗ (5ч.) | |||||
29 | Рисование по сырому «Цветы». | 1 | Познакомятся с нетради-ционными методами рисования: поролоном, пальчиками, ладонью. Научатся правильно выстраивать композиции; творческому мышлению и аккуратности при работе с краской. Познакомятся с понятием симметрия. | ||
30-31 | Пейзаж «На лугу» | 2 | |||
32- 33 | «Подводный мир» «Праздничный салют» | 2 | |||
Раздел 9 Итоговые занятия (2ч.) | |||||
34 35 | Выставка работ, открытое занятие | 1 | Подведение итогов года. Оформляют выставку детских работ к открытому занятию.. |
6. Используемая литература
Список литературы для учителя
- Михейшина М.«Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14.
- Фомичёва А.П. «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
- Шматова О «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире книг" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______обще-культурное______ направлениепо рабочей программе __________«В мире книг»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Удивительный мир слов" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _____духовно-нравственного_____направленияпо рабочей программе _____«Удивительный мир слов»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими по...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная грамматика" - 3 класс
Пояснительная записка1.Актуальность программы:Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс
Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...