Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Арнаутова Ираида Вячеславовна

   Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Введение

        Рабочая программа к курсу «Азбука добра» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе основной образовательной программы начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.и примерной программы Козлова Э., Петровой В., Хомяковой И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

Курс «Азбука добра» реализуется в рамках духовно-нравственное направления. 

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность выбора определена следующими факторами: 

одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна  данной рабочей программы определена  на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

           Цель данного курса (данной программы):

воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

          Основные задачи курса (программы):

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Место курса в учебном плане: 

Программа курса «Азбука добра» представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1час в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Программа «Азбука добра» включает в себя следующие разделы:

1.Культура       общения (9ч.)

2.Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

3.Дружеские отношения (11ч.)

4.Понять другого (11ч.)

Занятия  кружка «Азбука добра» состоят из теоретической и практической частей. 

Формы работы

Формы занятий – групповые и индивидуальные. Основными формами занятий являются:

тренинги, внеурочные мероприятия и игровые программы, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Методы работы

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Формы контроля 

текущий – наблюдение;

промежуточный – праздники, соревнования и т.д.

итоговый – открытое занятие

2. Содержание программы (35 часов)

1 раздел  Культура       общения (9ч.)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим.

2 раздел  Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

Заповеди. Дал слово держи.

3 раздел  Дружеские отношения (11ч.)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

4 раздел  Понять другого (11ч.)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса  за год. Обобшение.

Учебно-тематический план

Названия разделов

 и тем 

Количество часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1.

Культура       общения (9ч.)

Этикет (повторение).

 

1

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации

2-3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

2

4-5

Встреча и развлечение гостей.

1

1

6-7

Поведение в гостях.

2

8-9

Как дарить подарки.

2

10-11

Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

Заповеди.

2

принимать и сохранять учебную задачу;

формулировать собственное мнение и позицию;

эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им

12-13

Дал слово держи.

2

14-15

Дружеские отношения (11ч.)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

2

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации

столкновения интересов;

строить сообщения в устной и письменной форме;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

16

Преданный друг.

1

17-18

О доброте и бессердечие.

2

19

Об уважительном отношении к старшим.

1

20-21

О зависти и скромности.

2

22

О доброте и жестокосердии.

1

23-24

В мире мудрых мыслей.

2

25-26

Понять другого (11ч.)

Золотые правила.

2

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

27-28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

29-30

О тактичном и бестактном поведении.

2

31-32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

33

В мире мудрых мыслей.

1

34

Обзор курса  за год

1

35

Обобшение

1

3. Требования к результатам усвоения программы

Учащиеся должны знать

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Учащиеся должны уметь

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные УУД:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

4. Учебно – методическое обеспечение программы

1.Видео-, аудиоматериалы:

1.)мультфильмы: «Человек рассеянный», «Крокодил Гена и Чебурашка»

2.) песни о дружбе

2.Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP

3.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

5. Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Вид деятельности обучающихся

Планируемая дата

Фактическая дата

Раздел 1.Культура       общения (9ч.)

1

Этикет (повторение).

1

Решение организационных вопросов.

2-3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

2

Беседа с учителем

Практические занятия

4-5

Встреча и развлечение гостей.

2

Практические занятия

6-7

Поведение в гостях.

2

Практические занятия

8-9

Как дарить подарки.

2

Практические занятия

                            Раздел 2.Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

10-11

Заповеди.

2

Изучение песни «Если добрый ты»

12-13

Дал слово держи.

2

Чтение детской литературы

                                                  Раздел 3. Дружеские отношения (11ч.)

14-15

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

2

Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»

16

Преданный друг.

1

Исполнение песен про дружбу.

17-18

О доброте и бессердечие.

2

Просмотр презентации «Ты и твои друзья».

19

Об уважительном отношении к старшим.

1

Чтение литературы про дружбу.

20-21

О зависти и скромности.

2

Просмотр презентации «Качества человека».

22

О доброте и жестокосердии.

1

Беседа.

23-24

В мире мудрых мыслей.

2

Викторина.

                                                  Раздел 4. Понять другого (11ч.)

25-26

Золотые правила.

2

Беседа. Тест.

27-28

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

Игра с помощью мимики и пантомимики.

29-30

О тактичном и бестактном поведении.

2

Беседа. Викторина.

31-32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

Просмотр мультфильма «Человек рассеянный»

33

В мире мудрых мыслей.

1

Беседа

34

Обзор курса  за год

1

Викторина

35

Обобшение

1

Открытое мероприятие

6. Используемая литература

                                                Список литературы для учителя

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  1. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008 108 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  5.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире книг" - 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______обще-культурное______ направлениепо рабочей программе __________«В мире книг»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Удивительный мир слов" - 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _____духовно-нравственного_____направленияпо рабочей программе _____«Удивительный мир слов»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс

Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими по...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс

Курс  «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс

Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...