Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Введение
Рабочая программа к курсу «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе основной образовательной программы начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.и примерной программы Козлова Э., Петровой В., Хомяковой И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Курс «Азбука добра» реализуется в рамках духовно-нравственное направления.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна данной рабочей программы определена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель данного курса (данной программы):
воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Основные задачи курса (программы):
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Место курса в учебном плане:
Программа курса «Азбука добра» представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1час в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Программа «Азбука добра» включает в себя следующие разделы:
1.Культура общения (9ч.)
2.Общечеловеческие нормы нравственности (4ч.)
3.Дружеские отношения (11ч.)
4.Понять другого (11ч.)
Занятия кружка «Азбука добра» состоят из теоретической и практической частей.
Формы работы
Формы занятий – групповые и индивидуальные. Основными формами занятий являются:
тренинги, внеурочные мероприятия и игровые программы, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Методы работы
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы контроля
текущий – наблюдение;
промежуточный – праздники, соревнования и т.д.
итоговый – открытое занятие
2. Содержание программы (35 часов)
1 раздел Культура общения (9ч.)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим.
2 раздел Общечеловеческие нормы нравственности (4ч.)
Заповеди. Дал слово держи.
3 раздел Дружеские отношения (11ч.)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
4 раздел Понять другого (11ч.)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса за год. Обобшение.
Учебно-тематический план
№ | Названия разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1. | Культура общения (9ч.) Этикет (повторение). |
1 | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации | |
2-3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 2 | ||
4-5 | Встреча и развлечение гостей. | 1 | 1 | |
6-7 | Поведение в гостях. | 2 | ||
8-9 | Как дарить подарки. | 2 | ||
10-11 | Общечеловеческие нормы нравственности (4ч.) Заповеди. | 2 | принимать и сохранять учебную задачу; формулировать собственное мнение и позицию; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | |
12-13 | Дал слово держи. | 2 | ||
14-15 | Дружеские отношения (11ч.) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 2 | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить сообщения в устной и письменной форме; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | |
16 | Преданный друг. | 1 | ||
17-18 | О доброте и бессердечие. | 2 | ||
19 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | ||
20-21 | О зависти и скромности. | 2 | ||
22 | О доброте и жестокосердии. | 1 | ||
23-24 | В мире мудрых мыслей. | 2 | ||
25-26 | Понять другого (11ч.) Золотые правила. | 2 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | |
27-28 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 2 | ||
29-30 | О тактичном и бестактном поведении. | 2 | ||
31-32 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 2 | ||
33 | В мире мудрых мыслей. | 1 | ||
34 | Обзор курса за год | 1 | ||
35 | Обобшение | 1 |
3. Требования к результатам усвоения программы
Учащиеся должны знать
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Учащиеся должны уметь
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные УУД
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Учебно – методическое обеспечение программы
1.Видео-, аудиоматериалы:
1.)мультфильмы: «Человек рассеянный», «Крокодил Гена и Чебурашка»
2.) песни о дружбе
2.Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP
3.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
5. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Вид деятельности обучающихся | Планируемая дата | Фактическая дата |
Раздел 1.Культура общения (9ч.) | |||||
1 | Этикет (повторение). | 1 | Решение организационных вопросов. | ||
2-3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 2 | Беседа с учителем Практические занятия | ||
4-5 | Встреча и развлечение гостей. | 2 | Практические занятия | ||
6-7 | Поведение в гостях. | 2 | Практические занятия | ||
8-9 | Как дарить подарки. | 2 | Практические занятия | ||
Раздел 2.Общечеловеческие нормы нравственности (4ч.) | |||||
10-11 | Заповеди. | 2 | Изучение песни «Если добрый ты» | ||
12-13 | Дал слово держи. | 2 | Чтение детской литературы | ||
Раздел 3. Дружеские отношения (11ч.) | |||||
14-15 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 2 | Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» | ||
16 | Преданный друг. | 1 | Исполнение песен про дружбу. | ||
17-18 | О доброте и бессердечие. | 2 | Просмотр презентации «Ты и твои друзья». | ||
19 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | Чтение литературы про дружбу. | ||
20-21 | О зависти и скромности. | 2 | Просмотр презентации «Качества человека». | ||
22 | О доброте и жестокосердии. | 1 | Беседа. | ||
23-24 | В мире мудрых мыслей. | 2 | Викторина. | ||
Раздел 4. Понять другого (11ч.) | |||||
25-26 | Золотые правила. | 2 | Беседа. Тест. | ||
27-28 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 2 | Игра с помощью мимики и пантомимики. | ||
29-30 | О тактичном и бестактном поведении. | 2 | Беседа. Викторина. | ||
31-32 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 2 | Просмотр мультфильма «Человек рассеянный» | ||
33 | В мире мудрых мыслей. | 1 | Беседа | ||
34 | Обзор курса за год | 1 | Викторина | ||
35 | Обобшение | 1 | Открытое мероприятие |
6. Используемая литература
Список литературы для учителя
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире книг" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______обще-культурное______ направлениепо рабочей программе __________«В мире книг»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Удивительный мир слов" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _____духовно-нравственного_____направленияпо рабочей программе _____«Удивительный мир слов»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими по...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс
Курс «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс
Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...