Образовательный проект Формирование поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.
проект
Образовательный проект
Формирование поликультурного сознания средствами
декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1им.Н.Н. Яковлева»
Образовательный проект
Формирование поликультурного сознания средствами
декоративно-прикладного творчества.
(«Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен» А. В. Сухомлинский)
Автор проекта:
Слепцова Мария Анатольевна
учитель начальных классов.
г.Олекминск - 2023 г.
Содержание
Обоснование актуальности проекта…………….……..……………………….3
Методы проекта…………………………………………………………………6
Направления деятельности в реализации проекта. ……………………………7
Этапы реализации проекта………………………………………………………8 Ожидаемый результат реализации проекта……………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Использованная литература……………………………………………………..13
- Обоснование актуальности проекта
Данный проект нацелен на формирование поликультурного сознания у школьников. Основная задача проекта – формирование поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.
Формирование поликультурного сознания у детей - это педагогический демократический ответ на ситуацию, сложившуюся в современном мире. Его можно считать одной из приоритетных педагогических проблем, которые стоят перед мировой цивилизацией.
Предмет исследования - процесс формирования поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.
Целевая аудитория: Проект нацелен в основном на учащихся школы. В процессе работы мы также привлекали и планируем привлекать педагогов школы, учеников и родителей.
Кадровое обеспечение: Учитель
Якутия входит в число регионов, в которых представлено разнообразие этнокультурных и национально-культурных общностей. Олекминский район не исключение, здесь проживают представители 54 народов, в том числе множество диаспор выходцев из других стран. Поэтому в школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом. Национальную основу составляют русские , якуты, татары, эвенки, буряты.
Среди прочих национальностей представлены: армяне, уйгуры, цыгане, киргизы, таджики, азейрбарджанцы, осетины и мн.др.
Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Межгрупповые, межличностные, межэтнические конфликты, постоянные религиозные и политические противоречия подтверждают актуальность проблемы. Все это обосновывает значимость формирования поликультурного сознания у подрастающего поколения, педагогические возможности позволяют формировать человека культуры, творческую личность, обладающую активной гражданской позицией способную к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Поликультурность – это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, способность создавать условия для формирования культурной толерантности личности.
Поликультурное образование и воспитание, реализуемое в школе, позволяет обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. Грамотность (владение современной техникой, языками ит.п.), формируемая с первых лет обучения, позволяет современному школьнику усваивать социальную и природную среду активно развиваться в условиях информационной цивилизации. На наш взгляд, принципы современного поликультурного образования в школе следующие:
- Преемственность;
- Дифференциация;
- Креативность;
- Целостность;
- Творческий подход.
Культурное взаимодействие в условиях межкультурного диалога детей не должно приводить к усреднению и разрушению специфической картины мира. Поэтому школа не может быть иной, кроме как поликультурной.
Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:
- слабое владение русским языком мигрантами первой и второй волны (маленький словарный запас, неправильная речь – отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласованности между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже);
– резкая смена проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;
– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;
– низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в социуме города;
– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян (главенство мужчины в семье позволяет решать возможность и срок обучения для дочерей в школе).
Цель проекта:
- Создание условий для формирования поликультурного сознания на основе знакомства с национально- культурным многообразием Якутии через декоративно – прикладное искусство.
Задачи проекта:
– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии Якутии и формах культурного взаимодействия разных народов;
– формирование представления об истории и природе, традициях Якутии через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;
– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;
– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;
– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы
2. Методы проекта.
- Наблюдение, сбор и анализ информации, работа с литературой, проведение экскурсий, лекций;
- проведение семинаров и конференций;
- изготовление игрушек, панно силами детей, родителей и педагогов.
- метод проектов;
- игровые приемы и т.д.
- Направления деятельности в реализации проекта.
К главным средствам поликультурного воспитания и , к главным устоям, направлениям многонациональной школы необходимо отнести следующее:
- проведение классных часов, бесед, мероприятий , направленных на расширение поликультурного сознания;
- сообщение сведений учащимся о коренных чертах гражданско-правового и этнического уклада жизни разных культур;
- привитие общечеловеческих ценностей в различных религиях, идеала должного и нравственного, внедрение в сознание общественной нравственности;
- укрепление чувства законности и уважения к личности;
- приучение к труду;
- общая поликультурная обстановка школы в бытовом, эстетическом и во всех других отношениях;
Одним из главных источников формирования поликультурного сознания может стать декоративно-прикладное творчество. Творчество –это наилучшая форма представления полученных новых знаний. Декоративно-прикладное творчество выступит в качестве средства, направленной на формирование поликультурного сознания школьников.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — «украшаю») — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
- Этапы реализации проекта
Моделирующий:
- Подготовительный:
- опрос родителей и обучающихся;
- изучение современной практики по данной теме;
- обоснование актуальности избранной темы проекта;
- формирование проблемы, определение целей, задач проекта;
- определение материально-технической базы, учебно-методического
- подготовить и выбрать материал для декоративно-прикладного творчества; 2. Основной этап:
Познавательная деятельность.
- Беседы «Россия-наша Родина», «Народы России», «Многонациональная Якутия», «Коренные жители Якутии» ит.д.
- Беседа и рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России », «Традиционные праздники», «Орнаменты и обереги разных народов» ит.д.
Декоративно-прикладное творчество:
1.Распределение народностей по классам и изготовление бумажных кукол в национальном костюме;
2.Изготовление панно «Образ моего народа»
3. Изготовление священного древа якутов, как символ объединяющий народы Якутии.
4. Конструирование из бумаги «Национальный головной убор »
5. Рисование «Моя Родина-Россия».
6. Рисование « Национальный костюм моего народа».
- распределение функциональных обязанностей участников проекта;
- обогащение социально-культурной среды школы основными ценностями поликультурности;
- создание условий для творческого самовыражения, самоопределения, каждого конкретного участника воспитательного процесса, способствующих развитию стремления к непрерывному образованию и самосовершенствованию;
- решение данных задач позволит целостно охватить весь образовательный процесс в структуре МБОУ «СОШ № 1 им. Н.Н. Яковлева».
3. Формирующий:
- фиксация исходного состояния;
- соотношения факторов, ресурсов и результатов;
- реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;
- определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
4. Констатирующий:
- обобщение и распространение опыта работы по данному проекту;
- информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;
- определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.
4. Ожидаемый результат реализации проекта
В аспекте воспитанности и развития личности обучающихся:
Проектируемые условия, содержание и формы образования, реализуемые в школе, ориентированы на формирование поликультурных компетенций личности, духовного, творческого человека, способного к активной преобразовательной деятельности.
У обучающихся будут сформированы:
Личностные:
- понимание другого народа через его культуру;
- умение сочувствовать, сопереживать, быть терпимым и доброжелательным ко всем людям;
- умение устанавливать личностные и межнациональные отношения; умения воспринимать другого человека, его настроение, чувства, оценивать его психологическое и эмоциональное состояние,
- понимать ценность и неповторимость каждого человека; положительные личностные качества, осознание этих качеств у себя, у других и выработка «Я-концепции»;
- умение отстаивать свои права, на основе правовой культуры; положительное отношение к образованию как к культурному процессу, к школе как к целостному культурному образовательному пространству;
Коммуникативные:
- способности излагать свои мысли, общаться;
- дидактические способности (умение адаптировать материал на доступном уровне восприятия); речевые способностей (умение говорить грамотно, лаконично, выразительно, эмоционально).
Регулятивные:
- потребности в разрешении проблем, способности решать самостоятельно проблемы, принимать собственное решение;
- способность к созидательной деятельности, потребность в социальной активности и готовность к сотрудничеству; самостоятельность, способность к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию.
Познавательные:
- потребность в знании и самообразовании;
- стремление быть в курсе новых открытий и исследований;
- умения обобщений мировоззренческого характера, доступных их уровню;
- эмоциональное восприятие и понимание самых разнообразных фактов культуры как своего, так и другого народа на базе изучения произведений литературы, истории;
- способность оценивать факты культуры прошлого;
- умение осмысливать взаимодействие разных культур с позиции единства, открытой целостности, национальной самобытности и взаимного обогащения.
5.Заключение
Исходя из данных планируемых результатов, я построила структурную модель личности выпускника поликультурной школы как:
- свободной личности с высоким уровнем самосознания,
- гражданственности; чувством собственного достоинства, самоуважения;
- самодисциплиной, честностью; самостоятельностью в принятии решения,
- свободным в выборе содержания жизнедеятельности, которая имеет сформированный опыт гражданского поведения; критическое восприятие социальной действительности, готовность к ее совершенствованию, демократическое сознание,
- умение определять собственную гражданскую позицию; психологическую готовность быть востребованным в своем регионе.
- духовной личности с потребностями в познании, в самопознании, рефлексии, красоте, поиске смысла жизни, счастья, идеала; воспринимающей общечеловеческие ценности многонациональной духовной культуры: философии, эстетики творческой личности, у которой - - сформирована потребность в преобразующей деятельности, имеющей достаточные знания, умения, навыки;
Главным результатом проекта поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления (образа мышления), что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе.
6. Использованная литература.
- https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnost-kak-pedagogicheskiy-printsip/viewer
- https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-kak-sotsialnaya-problema-ili-chem-otlichaetsya-multikulturalizm-ot-polikulturnosti/viewer
- https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnosti-u-podrostkov-sredstvami-dekorativnoprikladnogo-tvorchestva/viewer
- https://infourok.ru/obrazovatelniy-proekt-formirovanie-sociokulturnoy-sredi-v-regionalnoy-shkole-2828286.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)
Задачи данного проекта: Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...
Проект "Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества"
Материал для развития письменной речи детей....
Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"
Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения их на практике....
Социально-образовательный проект «Площадка детско-родительского творчества «Мы - РОССИЯНЕ»
Суть Проекта состоит в реконструкции системы дополнительного образования и внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2 путем внедрения актуальных и современных форм организации детско-юношеской жизни с...
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Презентация Ярмарка педагогических идей: "Воспитательно – образовательный процесс в поликультурном социуме"
Презентация Ярмарка педагогических идей....
Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»
Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...