Итоговая практико-значимая работа на тему: «Проблемы гиперактивных детей»
проект на тему
Итоговая практико-значимая работа на тему: «Проблемы гиперактивных детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektproblemy_giperaktivnyh_detey.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Итоговая практико-значимая работа
на тему:
«Проблемы гиперактивных детей»
Группа: ОВЗ 1- 18
Выполнила: Сидорова Татьяна Николаевна
Преподаватель: Суханова Татьяна Петровна
Коломна, 2018 г.
Содержание
1. Введение
2. Проблема гиперактивности в психолого- педагогической науке
2.1 Определение гиперактивности
2.2 Причины гиперактивности. Потребности гиперактивных детей
3. Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми
3.1 Методы работы учителя с гиперактивными детьми
3.2 Работа учителя с родителями гиперактивного ребенка
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение
Введение
Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей. Тяжелая социально — экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства — это та почва, на которой растут дети с отклонениями в поведении. Гиперактивность считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. Недостаточность активного внимания, сочетающаяся, как правило, с психомоторной расторможенностью и импульсивностью, характеризует таких детей. Без своевременного обнаружения и особого внимания таким детям мы наблюдаем появление вторичных невротических и поведенческих реакций, которые затрудняют школьную и социальную адаптацию, осложняют семейные отношения, нарушают процесс формирования характера и личности ребенка. Согласно данным различных исследований распространенность гиперактивности среди школьников колеблется в пределах 20-30%. Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса. Существующая система обучения не приспособлена к работе с такими детьми.
Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. За последние 60 лет количество детей с пограничными психическими состояниями выросло на 50, включающим в себя определенный перечень патологических функциональных и органических состояний, делающих ребенка, а потом подростка, неуспешным в обучении.
Целью проекта является исследование проблемы гиперактивных детей среди учащихся младшего школьного возраста и создание рекомендаций к педагогическому воздействию на них с последующей перспективой их социальной адаптации.
Задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогические аспекты гиперактивности детей младшего школьного возраста; дать определение гиперактивного ребенка.
- Определить правила работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста для учителя.
- Разработать рекомендации для учителей и родителей гиперактивных детей
Объект –дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
Предмет - особенности поведения гиперактивных детей младшего школьного возрастав различных видах деятельности.
Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что если своевременно выявить гиперактивных детей, вести настойчивую просветительскую деятельность с педагогами и их родителями, проводить с данными детьми систематическую комплексную коррекционную работу, то неблагоприятный биологический фактор детской трудности до 10 лет может быть преодолён.
Результат данного проекта- рекомендации педагогам и родителям, имеющих детей гиперактивного поведения.
Научный интерес состоит в том, чтобы привлечь внимание педагогов и их родителей, психологов к существованию данной проблемы.
В последние годы проблемы детей с гиперактивностью встают особо остро: доля таких детей может доходить до 17–25% от общего числа школьников (Е. В. Мурашова, И. П. Брязгунов, Н. Н. Заваденко). Это связано с введением школьного обучения с шести лет и появлением различных лицеев, гимназий, работающих по усложненным образовательным программам, т. е. требующих от учащихся большого напряжения психофизических сил. Этой проблеме посвятили свои работы многие психологи и педагоги: Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева, Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова, Е. С. Чикина, А. Л. Сиротюк, З. Тржесоглава, А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева, Е. Л. Лютова, Г. Б. Монина, Л. С. Чутко, А. Б. Пальчик, Ю. Д. Кропотов, Е. В. Чернигина, Е. В. Горшкова и др.
2. Проблема гиперактивности детей младшего школьного возраста в психолого- педагогической науке.
2.1 Определение гиперактивности.
"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".
В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ. СДВГ является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте.
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Гиперактивность – главная особенность целого ряда симптомов. В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:
- органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);
- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);
- генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);
- психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы, психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей);
- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);
- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения);
- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.)
Выделяется, для определения гиперактивности, следующие три критерия:
Гиперактивность
- Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- У него часто меняется настроение.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
- Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность
- Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
- Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18 %, в США – 4-20 %, Великобритании – 1-3 %, Италии – 3-10 %, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек
С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.
В настоящее время школе характерны существенные противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка. С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например, во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам. Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают. Неконструктивные способы поведения закрепляются, если образовательная среда нечувствительна к особенностям гиперактивных детей. Неудачливость может стать «жизненным кредо» гиперактивного ребенка: неудачлив в учебе, неудачлив в отношениях со сверстниками, учителями, неудачлив дома и т.п. Трудности в социальной адаптации могут вызвать соматические проблемы. Жалобы невротического или девиантное поведение у гиперактивных детей встречаются гораздо чаще, чем в среднем по популяции. Чувство вины при ослабленном самоуважении — невротическим. Эти дети склонны отвергать учителей, родителей, но и среде сверстников они чаще всего не пользуются популярностью. В психологической характеристике подростка с историей гиперактивности основные черты — отсутствие самоуважения, низкая самооценка, сопровождающаяся болезненным самооправданием, высокая частота девиантного поведения, проблемы идентификации. Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение. Бывает и совсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении.
2.2 Потребности гиперактивного ребенка.
Многие авторы (Н.Н. Заваденко, П.Уэндер, Р. Шейдер) обращают внимание на так называемые дополнительные признаки. К ним относят:
1. Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещается бегать на перемене).
Сидеть за партой шесть уроков подряд по 45 минут — даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами — одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не только не улучшают его повеления, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.
Естественно, что такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.
2. Импульсивность поведения ребенка и нормативность отношений на уроке.
Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» — ответ «ученика».
Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя — важный компонент успешного обучения. Если ребенок знает ответ, то он должен поднять руку, и, если учитель разрешит, ответить. Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он, то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, поточить карандаш, выглянуть в окно, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка.
3. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.
Предъявление учебного материала — это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры — визуальная, тактильная, двигательная.
Ограниченный диапазон средств в предъявлении материала приводит к маленькому диапазону ребенка и не способствует обнаружению его собственного потенциала, что так важно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.
4. Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе.
Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятию статичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности, позволяет «выпустить пар» приемлемыми способами, скорректировать механизмы эмоционального реагирования; восстановить работоспособность, а также улучшить отношения внутри классного коллектива. Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.
5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.
Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Гиперактивные дети показывают не стабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как был организован.
3. Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми
3.1 Методы работы учителя с гиперактивными детьми.
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:
- развитие психических функций, отстающих у таких детей — внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
- отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- важно, при возможности, вести работу с гневом и агрессией ребенка.
Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае — малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников. Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.
Основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б.:
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы.
2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
- понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
- инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
- избегание категорических запретов.
Гиперактивным детям нравятся педагоги, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.
Конечно же, учителя обязаны помнить, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут.
Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.
Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения.
Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
"Найди отличие"
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Ласковые лапки"
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
"Броуновское движение"
Цель: развить умение распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
"Передай мяч"
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.
3.2. Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски.
7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей.
10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать свои эмоции.
12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
15. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
17. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
18. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания.
19. Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы.
20. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
21. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
22. Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем.
23. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
24. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
25. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
26. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
- Работа учителя с родителями гиперактивного ребенка.
В своей работе я использую три направления работы по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста:
– работа с родителями;
– работа с педагогами;
– коррекционные занятия с детьми.
Родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком, поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. К таким детям нужен особый подход. В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.
Рекомендации родителям:
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
- Параллельно с родителями, работа по организации взаимодействия с гиперактивными детьми ведётся и с педагогами. Она включает в себя:
– индивидуальные беседы и консультации;
– семинары-практикумы.
- Программа коррекционных занятий для детей с гиперактивностью
Цель коррекционной программы: психологическая коррекция составляющих гиперактивности: произвольного внимания, коммуникативных навыков, развитие личностных качеств ребенка.
Задачи психокоррекционной работы:
1. Развитие внимания ребенка (формирование его свойств: концентрации, переключаемость, распределение);
2. Тренировка психомоторных функций;
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам;
5. Коррекция поведения с помощью ролевых игр;
6. Снятие тревожности;
7. Развитие навыков общения.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
- Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
- Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
- Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
- Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
- Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Заключение.
Работа посвящена всестороннему рассмотрению синдрома гиперактивности, который представляет наиболее часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в младшем школьном возрасте. В работе я анализирую причины гиперактивности, возрастную специфику, предлагаю рекомендации для педагогов и родителей.
При изучении литературы по данной теме, мы сконцентрировали своё внимание на истории вопроса, причинах возникновения СДВГ, факторах риска.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество. Помощь гиперактивному ребёнку –это очень сложный процесс, требующий специальной тактики работы, особого подхода, а иногда и лечения. И если эта проблема не решается своевременно, то большая часть гиперактивных детей ожесточаются
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.
Предлагаемые методы работы с такими детьми, родителями и коррекционной работы с учётом психологических особенностей и особенностей поведения гиперактивных детей помогут, в первую очередь, детям не стать изгоями общества, если родители, и учителя, воспользовавшись материалами этого проекта, постараются найти взаимопонимание с такими детьми.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для педагога
В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?
Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака; 1 – присутствие в незначительной степени; 2 – присутствие в умеренной степени; 3 – присутствие в выраженной степени.
№ п/п | Признаки | Баллы |
1. | Беспокоен, извивается, как уж | |
2. | Беспокоен, не может оставаться на одном месте | |
3. | Требования ребенка должны выполнятся немедленно | |
4. | Задевает, беспокоит других детей | |
5. | Возбудимый, импульсивный | |
6. | Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени | |
7. | Не заканчивает работу, которую начинает | |
8. | Поведение ребенка требует повышенного внимания учителей | |
9. | Не старателен в учебе | |
10. | Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив) | |
Общее количество баллов |
Анкета для родителей
Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответы «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).
№ п/п | Признаки | Баллы |
1. | Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается | |
2. | С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий | |
3. | Легко отвлекается на посторонние стимулы | |
4. | С трудом ожидает очереди для вступления в игру | |
5. | Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен | |
6. | С трудом исполняет инструкции других | |
7. | С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях | |
8. | Часто переключается с одного незаконченного дела на другое | |
9. | Во время игр беспокоен | |
10. | Часто чрезмерно разговорчив | |
11. | В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью» | |
12. | Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей | |
13. | Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.) | |
14. | Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например. бежит по улице «без оглядки» | |
Общее количество баллов |
Список использованной литературы.
1. Акимова М.Е… «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников».- М., 1998. — 120 С.
2.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В… «Основы коррекционной педагогики», М.: Просвещение, 1999. — 130 С.
4. Захаров А.И… «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.- 100 С.
5. Кащенко И.Н… «Коррекционная педагогика», М.: Просвещение, 1999. — 131 С.
6. Лаут Г. «Коррекция поведения детей и подростков».
7. Неймарк М.С… Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975.- 156 С.
8. Немов Р.С… Психология. Кн.2., М., 2001. — 89 С.
9. Овчарова Р.В… «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.- 145 С.
10. Овчарова Р.В… «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996.- 187 С.
11. Соловьева О.В. «Психологическая служба образования».
- Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.- 160 С.
- Овчарова Р.В... «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.- 145 С.
- Подласый И.П. «Основы коррекционной педагогики», М.: Владос, 2000.- 98 С.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева.- М.,1983.
- Барашнев Ю.И., Лицев А.Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций //Российский вестник перинатологии и педиатрии.-1995.- №6.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.М.,1992.
- Брязгунов И.П. Ваш ребенок сверхподвижен //Хрестоматия: обучение и воспитание детей “группы риска”.- М.,1996.
Вайзман Н.П. Доболезненные отклонения нервно-психической сферы у школьников //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...
Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"
В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми, что является весьма актуальн...
Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ
Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"...
Итоговая практико-значимая работа
Календарно - тематическое планирование по предмету «Русский язык», 3 класс , учебник В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России».По курсу "Планируемые результаты деятельно...
Итоговая практико-значимая работа.
Разработка урока по русскому языку в 3-ем классе на основе системно – деятельностного подхода.Тема: "Местоимения"Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ...
Ученический исследовательский проект на тему: Проблемы зрения у детей младшего школьного возраста
Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том,...