Пояснительная записка "Я - исследователь" 2класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p-z_yunyy_issledovatel.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:
1Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
2.Примерная основная образовательная программа (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
5.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.
8.Положение о рабочих программах лицея.
9. Авторская программа А. И. Савенкова «Я - исследователь»
Основная цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа курса «Я - исследователь» ориентирована на обучающихся начальной школы.
2. Место курса в плане внеурочной деятельности лицея
В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс во 2 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Рабочая программа курса «Я- исследователь» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
3.Общая характеристика курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что исследовательская деятельность является средством освоения действительности, способствует развитию умения работать с информацией, формированию исследовательского стиля мышления.
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
4.Результаты освоения курса
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро - оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
- взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Воспитательные результаты могут быть распределены по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде
5.Содержание курса
Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включает три раздела.
1.«Тренинг». Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
2.«Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
3. «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
1. «Тренинг» (17ч.)
Тема «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема «Эксперимент _ познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тема «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированyости и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
2.«Исследовательская практика» (11ч.)
Тема «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
3. «Мониторинг» (6ч.)
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Анализ исследовательской деятельности»
Тема «Защита собственных исследовательских работ»
Тема «Участие в научно-практической конференции лицея»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Тематический план
Кол-во часов по четвертям | Основные разделы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I четверть (9 часов) | Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | |
Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | ||
Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1 | ||
Эксперимент – познание в действии | 1 | 1 | ||
Гипотезы и провокационные идеи | 1 | 1 | ||
Анализ и синтез | 1 | 1 | ||
Как давать определения понятиям. | 1 | 1 | ||
Как давать определения понятиям | 1 | 1 | ||
Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | ||
II четверть (7 часов) | Основные логические операции | 1 | 1 | |
Гипотезы и способы их конструирования | 1 | 1 | ||
Искусство задавать вопросы | 1 | 1 | ||
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | 1 | ||
Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | ||
Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 1 | ||
Искусство делать сообщения о результатах исследовательской деятельности. | 1 | 1 | ||
III четверть (9 часов) | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 1 | 1 | |
Как выбрать тему собственного исследования | 1 | 1 | ||
Коллективная игра – исследование | 1 | 1 | ||
Коллективная игра – исследование | 1 | 1 | ||
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.. | 1 | 1 | ||
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.. | 1 | 1 | ||
Индивидуальная работа по проведению исследований. | 1 | 1 | ||
Индивидуальная работа по проведению исследований. | 1 | 1 | ||
Индивидуальная работа по проведению исследований. | 1 | 1 | ||
IV четверть (9 часов) | Семинар | 1 | 1 | |
Семинар | ||||
Коллективная игра «Вопросы и ответы». | 1 | 1 | ||
Мини конференция по итогам собственных исследований. | 1 | 1 | ||
Мини конференция по итогам собственных исследований. | 1 | 1 | ||
Анализ исследовательской деятельности. | 1 | 1 | ||
Защита собственных исследовательских работ. | 1 | 1 | ||
Защита собственных исследовательских работ. | 1 | 1 | ||
Участие в научно-практической конференции лицея. | 1 | 1 | ||
Итого | 34ч. | 17ч. | 17ч. |
6. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Савенков А.И Программа «Я – исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. |
Список используемой литературы | 1.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6 -8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 2. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 2.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru 3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор. |
7. Основные формы занятий.
Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований.
Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от «_____» ___________2016г. Заведующий кафедрой ________/_________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР _________/___________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № _______________ от « ____» __________2016г. Директор ______________ Т.В.Кисель |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
на 2016-2017 учебный год
Учитель Бачкало Екатерина Петровна
Класс: 2 В
Количество часов по программе: 34
Количество часов в неделю: 1
г.Сургут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...
Пояснительная записка к КТП по технологии.
Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....