Внеклассное занятие по духовно - нравственному воспитанию «Доброта и милосердие» ( мастер – класс)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Жизнь наша, как сама природа, непроста:

                                                          С жестокостью соседствует и доброта

                                                          Сраженье мудрость с глупостью ведёт

                                                          А справедливости стрела

                                                         С пороком счёты так и не свела,

                                                         За трудолюбием, как тень,

                                                        Из века в век плетётся тень

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.master_-_klassdocx.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом;

развитие эмоционально-ценностной сферы уч-ся;

воспитывать культуру общения друг с другом

Задачи:

формирование у уч-ся этических представлений;

знания о категории добра и зла;

развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

1 Орг. момент

Сегодня на нашем занятии присутствуют  учителя

- Сядьте поудобнее, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете.

- Даже стало как-то светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди.

2  - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом занятии

3 Работа в группах:

Для второго класса: на столах листочки со словами: доброта, злоба, верность, сострадание, предательство, милосердие, справедливость, зависть, трудолюбие, лень.

-Разделите слова на две  группы. Ответ обоснуйте

Для третьего класса

- На ваших столах лежат листочки со стихотворением. Прочтите его и разделите качества людей, которые описываются в этом стихотворении, на две группы.

-Поделитесь своими мыслями, прочтите положительные качества

                                                           Жизнь наша, как сама природа, непроста:

                                                          С жестокостью соседствует и доброта

                                                          Сраженье мудрость с глупостью ведёт

                                                          А справедливости стрела

                                                         С пороком счёты так и не свела,

                                                         За трудолюбием, как тень,

                                                        Из века в век плетётся тень

   Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за  других создают основу человеческого счастья

- А легко ли быть добрым?

- Какими нужно быть, чтобы делать добро? 

Милосердным.

 (Дети зачитывают свои списки положительных качеств).

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

 Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?  

- Давайте запишем это слово «милосердие»  и выделим корни в нём.

 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

    Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

А на что нас подвигает милосердие?

Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? 

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Работа по группам.

Группа1.  Вычеркните те слова, которые нельзя отнести к милосердию.

БЕСКОРЫСТИЕ         БЛАГОСТЬ       РАДОСТЬ             СОСТРАДАНИЕ

МЕСТЬ          ЗЛОРАДСТВО                 УЧАСТИЕ                ОБИДА     СЧАСТЬЕ

 ДОВЕРИЕ              ЖАЛОСТЬ             ПРОЩЕНИЕ             РАВНОДУШИЕ

ДОБРОТА             ЛЮБОВЬ               ПОМОЩЬ                 ЖАДНОСТЬ

Группа2. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;

накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным;    предупредить об опасности;   подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего;     не мстить за зло;  дать добрый совет.напоить жаждущего;     дать в обмен на что-то;    одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности;         помочь немощному  по хозяйству;      отдать игрушку брата;        поделиться последним куском хлеба;      творить добро не на показ;      посетить больного.

- Получается, что милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь, верно?

- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?

- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?  

- Профессии, каких людей вы бы назвали?

  Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.

- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?

-  Обратитесь мысленно к себе.  Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке.

4  Работа в группах

Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы, наклеить на лист бумаги, обсудить в группе смысл пословицы

        (Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброе слово лучше богатства, Добрые вести        прибавят чести.Кто любит добрые дела        тому и жизнь мила. Живи добрее,        будешь всем милее.

    А сейчас возьмите зеленые карточки, которые лежат перед вами.

1. Прочитайте и вычеркните слова, которые к нашей теме не подходят..

2. Какое качество человека вы считаете самым важным?

Жестокий

Злой

Равнодушный

Терпимый

Чуткий

Добрый.

- Какое качество не подходит и почему?

- Какое качество у вас получилось самое важное и почему?

Да, такие человеческие качества как доброта,  милосердие  - не разделимы.

 Милосердие  и доброта-… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта.

Вывод: которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…
   Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной повседневной жизни.  В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.

Мы заканчиваем классный час.

- И я вам советую: вечером перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня сегодня стало в мире больше – злобы или милости?

И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание.

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

Учитель: Я хочу подарить (раздаю сердечки).

Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки. -  Обратитесь мысленно к себе.  Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке. И прикрепите на большое сердце.

А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив добрый поступок вы будете раскрашивать частичку сердца, и на следующих классных часах обсудите эти поступки. Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»

 Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Внеклассное занятие

по духовно - нравственному воспитанию

«Доброта и милосердие»

( мастер – класс)

                                                    Подготовила: Есмагулова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов второй категории

                                    ( педсовет)

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»

Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....

Программа духовно-нравственного воспитания "Путь к милосердию"

Основная цель программы: «Воспитание нравственной и духовной личности путем включения ребенка в активную социальную деятельность».Программа духовно-нравственного развития   содержит теоретич...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию.1 класс Тема: О доброте.

Занятие по этикету. О доброте.Цель. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Учить задумываться над сказанным словом....

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию. 1 класс.

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, которые помогают формировать нравственное поведение, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих...

Пяткова Н.И. Конспекты внеклассных занятий по духовно-нравственному воспитанию

Мною разработано 14 занятий по разным темам :" К кому приходит счастье", "Чудо улыбки", "Моя мама лучшая на свете", "Трудолюбие. Как стать трудолюбивым", "Как научиться быть добрым", "Богатство доброт...

Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию "Доброта и милосердие"

Занятие предназанчено для учащихся начальной школы. Воспитывать через это занятие милосердие, доброту, порядочность к другим людям...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...