Программа факультатива "Юный художник" 1-4 класс
рабочая программа на тему
Курс внеурочной деятельности "Юный художник" может быть реализован в любом УМК начальной школы. Содержит программу и календарно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа факультатива «Юный художник» поможет детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения.
Занятия на занятиях увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.
Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.
Цель учебного курса
- Приобщение к искусству
- Овладение способами художественной деятельности
- Развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
- Формирование чувства прекрасного, приобщение к культурному наследию
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Развитие индивидуальности
Задачи курса
- Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств
- Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
- видах художественнотворческой деятельности
- Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами
Место предмета в учебном плане
Факультатив «Юный художник» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе: 1 час занятий в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств.
Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.
Содержание факультатива «Юный художник»
Раздел 1. «Художественный язык изобразительного искусства» (13 часов: 13 – практических работ)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Раздел 2. «Мир изобразительных искусств» (11 часов: 10 – практических работа, 1 – обобщение темы)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта Ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).
Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (9 часов: 7 – практических работа, 2 - обобщение)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
- изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура)
- декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)
- художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура)
К концу курса факультатива «Юный художник» учащиеся должны
знать/понимать :
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь :
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Результаты освоения курса «Юный художник» первого года обучения по разделам
Раздел 1. «Художественный язык изобразительного искусства»
Цель: формирование художественных знаний, умений и навыков
В результате обучения в 1 классе учащиеся должны знать/уметь :
- основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;
- элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);
- элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);
- основы скульптуры (объем, ритм, фактура);
- основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);
- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.
Раздел 2. «Мир изобразительных искусств»
Цель: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны знать/уметь:
- проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников, уважительно относиться к патриотическим темам в произведениях отечественных художников;
- видеть черты неповторимого своеобразия в художественной культуре России и мира.
- активно включаться в анализ произведений отечественных и зарубежных художников.
- знать общее представление о видах изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью;
- знать жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр;
- уметь выявлять в произведениях художников связь изобразительных, декоративных, конструктивных элементов.
Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»
Цель: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Учащиеся должны знать/уметь:
- передавать настроения в творческих работах с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента, конструирования, материала.
- творчески работать в различных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура);
- выполнять проекты в различных видах декоративно-прикладной деятельности (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий);
- работать в различных видах художественно-конструктивной деятельности (бумагопластика, лепка).
- произведения народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа;
- уметь владеть первичными навыками рисования с натуры, по памяти и воображению;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы;
- владеть навыками бумагопластики.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
видео и аудио аппаратура компьютер сканер принтер ксерокс проектор мультимедийная установка | подборка информационной и справочной литературы разработки конкурсных программ, викторин игровой материал СD, DVD видеоматериал наглядные пособия дидактический материал диагностические методики |
Тематическое планирование факультатива
«Юный художник»
№ | Тема урока | Содержание | Дата | ||
1 «А» четверг | 1 «Б» понедельн | 1 «В» пятница | |||
Раздел1. «Художественный язык изобразительного искусства» | |||||
1 | Чем и на чем рисует художник. | Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. | 08.09 | 05.09 | 02.09 |
2 | Учимся рисовать кистью. | Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью. | 15.09 | 12.09 | 09.09 |
3 | Линия и штрих – основа рисунка | Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом. | 22.09 | 19.09 | 16.09 |
4 | Форма предметов. | Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы. | 29.09 | 26.09 | 23.09 |
5 | Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. | Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов. | 06.10 | 03.10 | 30.09 |
6 | Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. | Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой. | 13.10 | 10.10 | 07.10 |
7 | Техника работы акварелью. | Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. | 20.10 | 17.10 | 14.10 |
8 | Техника работы гуашью. | Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью. | 27.10 | 24.10 | 21.10 |
9 | Композиция рисунка. | Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа. | 10.11 | 07.11 | 28.10 |
10 | «Давай поиграем»- рисуем пальчиками. | Техника рисования пальчиками. | 17.11 | 14.11 | 11.11 |
11 | Рисуем пальчиками | Техника рисования пальчиками на тему: Деревья | 24.11 | 21.11 | 18.11 |
12 | Рисуем пальчиками | Техника рисования пальчиками на тему: Веселая бабочка. | 01.12 | 28.11 | 25.11 |
13 | Рисуем пальчиками. | Техника рисования пальчиками на тему: Ветка рябины. | 8.12 | 05.12 | 02.12 |
Раздел 2. «Мир изобразительных искусств» | |||||
14 | Вид изобразительного искусства –живопись. «Сказка про осень»- рисование на тему. | Понятие «вид изобразительного искусства - живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова. | 15.12 | 12.12 | 09.12 |
15 | Вид изобразительного искусства – графика. | Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт. | 22.12 | 19.12 | 16.12 |
16 | Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных»- лепка животных . | Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм». Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия. | 12.01 | 26.12 | 23.12 |
17 | Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». | Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента. Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов. | |||
18 | Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа | Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции. | |||
19 | Виды изобразительного искусства. Викторина | Обобщение знаний по видам изобразительного искусства. Рассказ-описание любимой картины. Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. | |||
20 | Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок. | |||
21 | Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы» | Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства | |||
22 | Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря. | Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений. | |||
23 | Портрет. Рисование по памяти портрета друга. | Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций. | |||
24 | Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество. | |||
Раздел 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» | |||||
25 | Открытка как самостоятельное художественное произведение | Из истории открытки, виды открытки. | |||
26 | Рисовать можно пятном. | Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста. | |||
27 | Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы» | Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи. | |||
28 | «Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте. | Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны). | |||
29 | «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. | Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). | |||
30 | Техника граттаж | Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. | |||
31 | Графика. | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации. | |||
32 | Конструирование птиц из бумаги. | Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. Приемы бумагопластики | |||
33 | Обобщение. Искусство народных мастеров России | Урок - путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России. Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками». |
Библиографический список
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение
- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 2009. – 54 с.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 2011 – 112 с.
- Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент
- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент
- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО
- Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 68 с.
- Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
- Мне нравится (1)