Первое собрание родителей будущих первоклассников
материал (1 класс) на тему

Эмир-Амет Эльвира Шевкетовна

В данной разработке  идет речь о готовности ребенка к школе, психологической и интеллектуальной, о тех важных  аспектах школьной жизни, которые вызывают переживания у родителей первоклассников. Адаптация учащихся первого класса может длиться от 3-х недель до 8 месяцев. Это сложный  переломный этап в жизни ребенка, и очень многое зависит от родителей, от их внимания и поддержки. В данном метериале учитель предлагает следовать советам  и инструкциям по воспитанию своих детей, чтобы они быстрее адаптировались к школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Первое  собрание  родителей будущих первоклассников

Цель родительского собрания:

   Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.
  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации  данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

                                                            Ход собрания

        - Здравствуйте. Меня зовут Эльвира Шевкетовна. Мне очень приятно познакомиться  с родителями моих новых учеников. Со многими из вас  мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

        - С первого сентября  у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
  Мечта всех родителей – видеть своих детей умными, уверенными в себе, и чтобы их таланты и способности были востребованы в будущем. Из многих наглядных жизненных примеров следуют выводы, что такие заветные желания сбываются лишь у тех родителей, которые действуют целенаправленно и ничего не пускают на самотёк, которые с самого рождения малыша занимаются его развитием, воспитанием и обучением.
  Для маленького человечка школа – это новый этап в его жизни. И от многих факторов зависит, сможет он успешно учиться, общаться, будет ли с удовольствием посещать школу или с криком и слезами на глазах. Любящие родители понимают это и, можно сказать, с младенчества стараются готовить малыша к такому важному жизненному моменту. Кто-то может сам, в домашних условиях, подготовить ребёнка к школе, а кому-то не по плечу такое задание и нужно обращаться в специальные учреждения.
   И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Леонид Абрамович – советский  и российский психолог, один из ведущих исследователей психического развития дошкольников.

 
Что же ждёт вашего ребенка в школе? 
Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.
Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное.
Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовкой:
-умение ориентироваться в окружающем мире,
-развитие психических функций,
-сформированность мотивации к обучению.
Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения. 
Как проверить, готов ли Ваш ребенок к школе?

Тест для родителей.

        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3.      Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)

самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.      Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5.     Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6.     Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7.     Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого

десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,

аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать

аппликации из бумаги)?

14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту

собрать целый рисунок?

15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он

назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то

занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

       Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

       Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

        В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов и других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. 
Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различным конструкторам, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
  Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но так же в его индивидуальных особенностях:
- неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению;
- неумение сосредоточиться или организовать свою деятельность.
  Поэтому особенно важно определить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть.
  Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
  У ребенка должна возникнуть способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.


Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться со взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого. 
Однако, вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности. 
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:


1.Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами):
-лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером;
-застёгивание и расстёгивание пуговиц;
-завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
-завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;
-рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки.


   При низком уровне развития мелкой моторики – то есть движения пальцев рук – у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.
При низком уровне развития крупной моторики – то есть движений рук, ног, тела – у ребенка часто возникают трудности на уроках физкультуры, а также проблемы коммуникативного характера из-за невозможности полноценно участвовать в совместных играх со сверстниками.
2.Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
3.Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Итак, успех ребёнка в школе зависит от:
-психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
-развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
-развития речи и фонематического слуха.
Успешный ребенок - здоровый ребенок 
Основой для определения готовности ребенка к обучению в школе являются и данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые легче перенесут адаптацию, справятся с учебной нагрузкой.
1.Выполняйте рекомендации, данные врачом.
2.Создайте дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей: это в первую очередь, соблюдение режима дня.
3.Почаще бывайте на свежем воздухе.
4.Не забывайте о сбалансированном, полноценном питании.
Помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. 
Перед поступлением в школу Ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте.


Совершенно необязательно уметь считать до 1000. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог:
1.Ориентироваться в пределах десятка (т.е. счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
-как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
-знаки +,-,=,>,<;
-название текущего месяца, последовательность дней недели;
-уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
-соотносить цифру и число предметов;
-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-пользоваться арифметическими знаками действий;
-измерять длину предметов с помощью условной меры;
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
-делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
-ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
2.Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т.д.)

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. 


Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.


Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения всех видов;
-составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из 3-4 слов;
-членить простые предложения на слова;
-членить слова на слоги (части);
-различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение;
-самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. 
До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. 
А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
1.Прежде всего, детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.
2.Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.
3.Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
4.Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны, и он один из них. 
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! 
Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое.
Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе.
Всё это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». 
Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. 
Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? 
1.Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. 
2.Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным решениям.
3.У него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. 
   У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. 
Ребенок должен уметь ухаживать за собой:
1.Пользоваться носовым платком.
2.Застегивать куртку.
3.Завязывать шнурки, шапку.
4.Самостоятельно одеваться.
Если не все из перечисленных навыков освоены ребенком, надо развивать эти умения.


1.Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
2.Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
3.Не ждите от ребенка немедленного результата, он учится учиться.
4.Делайте всё от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
5.Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность.
6.Период адаптации к школе индивидуален: от 3-х недель до 8-ми месяцев.
7.Детские вопросы выступают показателем развития любознательности ребёнка.
8.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
9.Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
10.Если ребёнка хвалить, то он учится оценивать ситуации.
Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину. Признаками лжи могут быть:
-развитое воображение,
-нужда в похвале или проявление любви взрослого,
-попытка скрыть свою вину,
-попытка избежать наказания,
-неуверенность в собственном успехе,
-желание выразить свою враждебность тому, то лжёт.

Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы и успех не заставит себя ждать!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание родителей будущих первоклассников.

Выступление на родительском собрании перед началом курсов по подготовке к школе....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Материал предназначен для родителей. Он может помочь им определиться с готовностью своего ребёнка к обучению в 1 классе. Содержит различные тесты....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.

Материал содержит практические советы и рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе....

материал к собранию родителей будущих первоклассников

материал к собранию родителей будущих первоклассников...

Собрание родителей будущих первоклассников

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Первое собрание родителей будущих первоклассников

             Не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу ка...

Первое собрание родителей будущих первоклассников.

План выступления на родительском собрании....