Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода
статья на тему
Выступление
по теме
«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
по теме
«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»
Подготовила:
Постольник Т.В.
МБОУ СОШ №2 г. Усмани
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Последние два десятилетия ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Мы с вами работаем по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Стандарт нового поколения направлен на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции». Теперь учитель – не просто транслятор знаний, но организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова.
Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника.
Это:
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
-неуверенность в себе;
-повышенная утомляемость;
-замедленность темпа деятельности;
-повышенная потребность во внимании;
-повышенная двигательная активность;
-трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:
-физическая и психологическая напряженность труда;
-постоянное оценивание со стороны различных людей;
-высокий уровень ответственности;
-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
-разные стили управления педагогическими кадрами.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Критерии психологического комфорта урока:
- Отсутствие усталости у детей и учителя
- Положительный эмоциональный настрой
- Удовлетворение от сделанной работы
- Желание продолжать работу
- Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?
Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
- Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
- Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
- Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
- Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.
- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
- Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Обращайтесь за помощью к самим ученикам.
Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в классе благоприятного климата.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
Установление личных контактов. Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.
Подбадривающее, одобрительное отношение. Во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.
Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
В МБОУ СОШ №2 г. Усмани с 2013 года функционирует сенсорная комната. Сенсорная комната (или комната для психологической разгрузки) - это пространство, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В сказочных условиях СК есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, они обеспечивают почти мгновенное установление теплого контакта между специалистом и ребенком, обеспечивая быстрое становление учебной мотивации.
Релаксация и медитация в этой комнате - это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы - это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья, активизация умственных и творческих способностей. Эффект релаксационного воздействия основан на воздействии света, музыки и других разнообразных оптических и акустических раздражителях.
Заповеди учителя
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Источники:
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей» /под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
- [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/
- [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/
- [Электронный ресурс]. URL: http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/psih_komfort/
- http://psihdocs.ru/psihologicheskij-komfort-na-uroke-kak-uslovie-razvitiya-lichno.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс
Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...
Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.
Отдельные части урока и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода
№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"
Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...
Выступление на РМО по теме: «Структура урока по ФГОС в рамках системно – деятельностного подхода»
Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
как развить творческую активность учащихся? В статье найдете ответ на этот вопрос...