Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода
статья на тему

Постольник Татьяна Викторовна

Выступление

по теме

«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

по теме

«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»

Подготовила:

Постольник Т.В.

МБОУ СОШ №2 г. Усмани

     Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.

     Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

      Последние два десятилетия ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

     Мы с вами работаем по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Стандарт нового поколения направлен на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции». Теперь учитель – не просто транслятор знаний, но организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова.

      Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя  «как дома».

     Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

     Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

     Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника.

Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 -неуверенность в себе;

 -повышенная утомляемость;

 -замедленность темпа деятельности;

 -повышенная потребность во внимании;

 -повышенная двигательная активность;

 -трудности в переключении с одной деятельности на другую.

 У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

-физическая и психологическая напряженность труда;

 -постоянное оценивание со стороны различных людей;

 -высокий уровень ответственности;

 -тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

 -разные стили управления педагогическими кадрами. 


    Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. 


Критерии психологического комфорта урока: 

  • Отсутствие усталости у детей и учителя 
  • Положительный эмоциональный настрой 
  • Удовлетворение от сделанной работы 
  • Желание продолжать работу 
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. 


Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке: 

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.         
  • Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме. 
  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке. 
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.) 
  • Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. 
  • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. 
  • Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания. 
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. 
  • Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. 
  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. 
  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.   
  • Обращайтесь за помощью к самим ученикам. 

     Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в классе благоприятного климата. 

      Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

Установление личных контактов. Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность. 

Подбадривающее, одобрительное отношение. Во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников. 

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

     В МБОУ СОШ №2 г. Усмани с 2013 года функционирует сенсорная комната. Сенсорная комната (или комната для психологической разгрузки) - это пространство, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В сказочных условиях СК есть возможность раскрепоститься, стать самим собой, они обеспечивают почти мгновенное установление теплого контакта между специалистом и ребенком, обеспечивая быстрое становление учебной мотивации.

     Релаксация и медитация в этой комнате - это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы - это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья, активизация умственных и творческих способностей. Эффект релаксационного воздействия основан на воздействии света, музыки и других разнообразных оптических и акустических раздражителях.

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Источники:

  1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей» /под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г. 
  2. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/ 
  3. [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/
  4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/psih_komfort/
  5. http://psihdocs.ru/psihologicheskij-komfort-na-uroke-kak-uslovie-razvitiya-lichno.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...

Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"

Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...

Выступление на РМО по теме: «Структура урока по ФГОС в рамках системно – деятельностного подхода»

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действ...