Статья «Классические бальные танцы. Сохранение традиций»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Автор:
Короткова Наталья Феликсовна,
педагог дополнительного образования
Статья
«Классические бальные танцы. Сохранение традиций»
Общеизвестно, что бальные танцы делятся на две основные программы – латиноамериканскую и европейскую. По этим танцам проводятся многочисленные турниры и соревнования, существуют целые федерации и ассоциации танцевального спорта. Но мало кто знает, что до 80-х годов двадцатого века существовала еще третья конкурсная программа, так называемые отечественные или классические бальные танцы, которые были обязательны к исполнению на спортивных турнирах. Со временем от них решили отказаться, сославшись на то, что они занимают много времени и отвлекают от тренировок танцев, принятых в Европе и во всем мире. А жаль. Это наша история, наша культура, это танцы на основе историко–бытовых и народных танцев, поставленные советскими хореографами, такими как И. Кусов, Н. Гавликовский, Е. Иванов, С. Жуков, В. Жуков, И. Диментман, Л. Степанова, В. Смирнов, Г. Кондратенко. «Вальс – гавот», «Полонез – мазурка», «Большой фигурный вальс», «Фигурная полька» – одни названия помогают нарисовать в голове картины бала в роскошных петербургских дворцах. С названиями «ча-ча-ча», «самба», «пасадобль», «джайв», конечно, такой образ не возникает. Это авторские постановочные танцы, которые позволяют на вечерах и балах, без предварительной репетиции, исполнить их людям, только что вставшим в пару.
Чуть подробней расскажу о различии трех танцевальных программ: стандартно - европейской, латиноамериканской и отечественной. Чем же они отличаются?
У первых двух есть базовые фигуры, которые при росте уровня танцоров усложняются и доводятся от простого по технике исполнения начинающими до совершенства в высоких классах. Эти программы требуют хорошей физической подготовки.
Стандартно-европейская программа включает в себя 5 танцев: медленный вальс, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп и танго. «Стандарт» – это прежде всего так называемый «контакт» в паре, это превращение двух человек - партнера и партнершу- в одно целое, это «рамка», в которую «вставлена» « картина», это хороший шаг, синхронное смягчение коленей и синхронный подъем, это растянутый по вертикали и горизонтали корпус партнера и сильный прогиб от лопаток верха партнерши…
В латиноамериканской программе также 5 танцев: ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль и джайв. «Латина» – это ведение в паре, хорошая работа бедер, рук, корпуса, это яркость, динамичность, эмоции, артистичность…
Но все старания, изнуряющие тренировки служат в основном для того, чтобы получить заветные «очки» на танцевальном турнире, завоевать призовое, а лучше первое место. Это спорт. Красивый, вызывающий восхищение спорт. А спорт, как известно, доступен не всем. Природные внешние и физические данные, работоспособность, чувство ритма, музыкальность, артистичность, координация движений есть не у каждого. А еще здесь большую роль играет материальная обеспеченность, так как спортивные бальные танцы - дорогой вид спорта: занятия групповые и индивидуальные, стартовые взносы, костюмы, обувь…
А что же такое классические или отечественные бальные танцы? Это огромное количество разнообразных разнохарактерных, чаще всего авторских, танцев на основе вальса, мазурки, польки, русского хода, балансе, припаданий, скользящих шагов… Это легкое прикосновение руки партнера к руке и спине партнерши и ведение не корпусом, а порой всего одним только взглядом. Это, прежде всего, хотя бы начальная, но хореографическая подготовка, это разворот стоп по 1-й позиции (конечно, не в такой степени, как в хореографическом училище, но все же). Это танцы для удовольствия, для общения, для знакомств. Попробуйте повести светскую беседу во время исполнения джайва или квикстепа – вряд ли это у вас получится. И именно классические танцы доступны каждому!
В нашем городе существует несколько школ бального танца для взрослых, где обучают классическим бальным танцам (например, школа бального танца дворца им. Ленсовета, педагог Ф. Смолкина). По этим танцам среди молодежи и людей старшего поколения, которых уважительно называют «сеньорами», проводятся балы, фестивали и конкурсы (не турниры со стартовыми книжками и зарабатыванием заветных «очков» для перехода в следующий класс, а душевные «домашние» конкурсы). Это всегда очень яркие, красивые, торжественные мероприятия. С недавнего времени конкурсы стали проводиться и среди студентов, праздники танца два раза в год проходят в Голубом зале РГПУ им. Герцена. К сожалению, количество принимающих участие в таких конкурсах студентов пока еще очень мало: многим приходится учить эти танцы «с нуля», а вальс-миньон, падепатинер, падеграс требуют подготовки, времени, которого, как правило, у студентов нет. А вот если бы они изучали эти танцы в детстве, было бы проще.
Поэтому, чтобы это красивое танцевальное направление не сошло со временем на нет, очень важно начинать развивать его с детского возраста.
Мы в нашей Ассоциации детских школ бального танца продолжаем петербургские традиции и включаем в программу обучения детей танцы отечественного репертуара:
Первый год обучения (6-7 лет):
«Маленький вальс», «Падеграс», «Полька- вертушка».
Второй год обучения (8-9 лет):
«Вальс – миньон», ленинградский вариант; «Па- зефир», «Карнавальная полька».
Третий, четвертый год обучения (10-11 лет):
«Вальс – миньон», московский вариант; «Сударушка»; «Полька- Галинка».
Пятый год обучения (12-13 лет):
«Фигурный вальс», «Краковяк», «Кружевница».
Шестой год обучения (14-16 лет):
«Вальс-мазурка», «Русский лирический», «Подгорка», «Фигурная полька».
По этим танцам дважды в год, зимой и весной, проводятся конкурсы в Аничковом дворце или КЗ «Карнавал». Это конкурсы «Танцевальная метель» и конкурс памяти В.Ф. Смирнова. Дважды в год на конкурсах «Зимний бал», который уже по традиции в школе №90 проводится, и «Весенний бал» какой-то из этих танцев обязательно включается в программу состязаний по латиноамериканским и европейским танцам. Например, в возрастной категории 10-11 лет исполняется «Полька-Галинка», а в возрастной категории 12-13 лет исполняется «Вальс-мазурка». И как красиво смотрятся эти танцы!
На наших конкурсах мы даем возможность потанцевать всем: если нет пары, можно исполнить танцы в команде девочек, исполняя вальсы и польки по одной, но соблюдая дистанцию и синхронность.
И обязательно каждый год в Аничковом дворце проходят праздники «Мы танцуем» для 1, 2 и 3 годов обучения и их родителей, где ребята в прекрасном Белоколонном зале дворца исполняют для собственного удовольствия классические бальные танцы.
Кроме пар классические танцы исполняют и ансамбли. Например, у детского ансамбля бального танца «На Поклонной» есть композиции на основе фигурного вальса, польки, русского лирического, сударушки, падеграса; у взрослого ансамбля «Этюд» есть постановки на основе вальса, краковяка и польки. Есть подобные композиции и у других ансамблей. И это очень здорово! Это дает надежду на то, что наши отечественные классические танцы не исчезнут, не станут лишь историей, а будут изучаться и исполнятся и последующими поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа «ТАНЕЦ В МОЕЙ ЖИЗНИ ИЛИ ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»
Приобщение учащихся к наследию народной культуры танца.Создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения истории и культуры танца.Цели:Сформировать представление о танце ...
Программа по современному бальному танцу
Для учащихся детских школ искусств...
Физическая культура, раздел "Ритмика". Спортивные бальные танцы. Фигуры латиноамериканских танцев.
Здесь вы можете найти как исполняются фигуры Латиноамериканских танцев, таких как "Самба", "Ча-ча-ча", "Румба", "Пасодобль"," Джайв". Исполнение фигур описано по направлениям, позициям ног, рук и пози...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивно-бальные танцы""
Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...
Исследовательская работа "Бальные танцы - это вид спорта или искусство"
Исследовательская работа...
Собственная методическая разработка программы художественно-эстетического направления «Массовые и спортивно – бальные танцы»
Отделение дополнительного образования детейГосударственного бюджетного образовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа №461Колпинского района Санкт-Петербурга Рассм...
Статья: "Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26777238","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26777386","attributes":{"alt":"","class"...