Методическая разработка по русскому языку и математике для одарённых детей
методическая разработка (2 класс) на тему

Ливандовская Елена Викторовна

В этой методической разработке  16 занятий по русскому языку и математике для  работы с одарёнными учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:
«Работа с одаренными детьми»

Занятие №1

1)  Расставь буквы в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:                                                                                     

 Щ, о,р, б ___________________________________              

 Е, л, о, д ___________________________________                

 Н, ы, о, т___________________________________       

2)   Как правильно сказать?                                                                                                                         

У рыбов нет зубов?                                                                                                                                    

  У рыбей нет зубей?                                                                                                                                    

У рыб нет зуб?                                                                                                                                          

 Или как?                                                                                                                                              

 Запиши правильный вариант:              

______________________________________________________

3) Напиши полное имя:

Света - ______________________________________

Маша - ______________________________________

 Вова - ______________________________________

 Рита - ______________________________________

 Дима - ______________________________________

 Галя - _______________________________________

 Наташа - _____________________________________

 Серёжа - _____________________________________

 Саша - ______________________________________

4)   Допиши названия животных в выражения :

 Голоден как __________________________________________              

 

 Труслив как  _________________________________________                               

 

Хитёр как ___________________________________________                             

 

Упрям как___________________________________________                                                                                                         

 

Нем как. _____________________________________________                                                                                                              

 

Занятие №2

1) Как сказать одним словом?                                                                                                                 

Повесить нос – ______________________________                                                                                      

За тридевять земель – ______________________________                                                                     

Бить баклуши – ________________________________

                                                                                                                                     

2)Расшифруй слова  (пример:палкот – платок):                            

        язац ________________________________

        дедвемь _____________________________       

        циласи ________________________________

        кровоа _______________________________

        басока ________________________________

 

3)Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:

 

яблоко,  солнце,  якорь,  медвежонок,  коньки,  ель,  стройка,  лестница,  тополь.

 

 

    4)Запиши слова, которые оканчиваются на букву Й.(не меньше 10 слов):

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

                                         Занятие №3

  • Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву:

                БОБ –_______________________________________________________

___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

2)Допиши четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому:

радость – свет, печаль - ________________________________

чтение – книги, пение - ________________________________

дружба – любовь, вражда - _______________________________

 

3)Попробуйте превратить реку в гору, меняя каждый раз только одну букву.

Количество пропусков и начальные буквы некоторых слов, возможно, подскажут вам всю цепочку:

Рек а– р_____    –  _____ука -  му __ а -  __уза – л__за - __оза – по__ а –

 __ора - гора

 

4) Из какого слова нельзя убрать один слог так, чтобы получилось новое слово?

а) золото       б) серебро        в) корзинка      г) крышка

 

5) Сколько твёрдых согласных звуков в словах предложения:

На берёзке и осинке по утрам висят слезинки.

а) 10                       б) 20                        в)17

 

 

Занятие №4

    1) Одинаковые ли эти предложения? Обведи правильный ответ.

                        Мальчик купил альбом.

                        Альбом купил мальчик.              

                         Да                                Нет

  • Выбери устойчивые сочетания, передающие смысл данных фраз.

Очень темно - __________________________________________

Очень мало - ____________________________________________

Очень близко - __________________________________________

Варианты: рукой подать, хоть глаз коли, кот наплакал

  • Запиши слова, близкие по значению:

дом – _____________________________________

дети – _____________________________________

      лодырь – ___________________________________

      печаль – ______________________________

            село –__________________________________

  • Поставь ударение в словах:

  

свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота, документ.

 

  • Вставь в словосочетания слова, подходящие по смыслу:

поддать, подать

_______________________пальто бабушке

 

_______________________мяч ногой

 

  • Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

 

а) медвежья услуга    б) медвежья лапа     в) медвежья берлога

 

Занятие №5

1)Поставь ударение в выделенных словах.

Уже солнце село, и река стала казатьсяуже, асело дальше.

 

2)От данных слов образуй наименования людей по их занятию:

барабан -_____________________________________

баян - _________________________________________

пение - ____________________________________

 

3) Составь как можно больше слов из букв слова

К А Р Т О Ф Е Л Ь

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4) Соедини части пословиц:

Ум без книги -                                                            как птица без крыльев.

К соседу в тетрадь заглянешь -                             им праздник и в понедельник.

Лодырь да бездельник -                                           ошибку к себе перетянешь.

 

5) Вставив гласные, запиши словосочетание, в котором слова соответственно отвечают на вопросы  КАКОЕ? и  ЧТО?

Чрн  крсл - ________________________________________________

                                             Занятие №6

1)Закончи  ФРАЗЕОЛОГИЗМ   подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов)                                                                                                

*   На сердце ____________________________  скребут.      

*   Делить шкуру неубитого________________________ .     

*   Голодный как ____________________________

*   ______________________ носа не подточит.                     

*   Нем, как __________________________.                              

Слова – помощники: медведь, кошки, комар, рыба, волк.

2)От данных слов  образуй названия соответствующих профессий:пожар  -___________________________________________________

трактор -__________________________________________________

 3) Составь новые слова, поменяв местами буквы в данных:

лето-_____________________________________________

кукла- ___________________________________________

марш-____________________________________________

 4)Разгадай ребус, запиши слово-отгадку.

ОБ1-_______________________________________

 5) Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

Кот ловит мышь.           Мышь ловит кот.

 6)Как из БАНКИ сделать БАНЮ, а из ПОЛКИ сделать ТАНЕЦ?

БАНКА - __________________________________________

ПОЛКА - __________________________________________

Занятие № 7

  • В каждой  группе слов найди одно лишнее. Запиши его и объясни, почему ты его выбрал

 1)  Пётр, Катя,  Серёжа,  Егоров,  Мария 

2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет

     3)  вода, водичка, подводный, водитель, водолаз

    4)  летает, смешит, убежал, прыгал, бегал

     5 ) жираф,  ножик, шишки, коршун,  кожица

2)Преврати слово РЕКА в слово ЩУКА в два хода, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл.

РЕКА - _____________________ - ______________________ - ЩУКА

3)Соедини части пословиц:

И умён, и пригож,                                      чужой труд любят.

Белые ручки                                               и в деле гож.

Без труда жить -                                         только небо коптить.

4)Подчеркни лишнюю пару слов:

мыло – мыльница

кузнец – кузница

мельник – мельница

5)В каком варианте слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?

а) Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

б) Мама посоветовала мне прикусить язык.

в) Мальчишка отбежал, обернулся и ещё раз показал язык.

                                              Занятие №8

    1)Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова :

         Шпага - _________________________________                                                  

         База - __________________________________

         Банк - __________________________________                                         

         Стоп - __________________________________

 

2)Правильно запиши предложение:

На горе (под)солнышком выросли (под)солнушки.

 

3)Соедини части устойчивых выражений:

ясный                                                                              туча

мрачный                             как                                     крот

слепой                                                                            день

 

4)Что у ЦАПЛИ впереди, а у ЗАЙЦА позади?

____________________________________________________________________

5)Объедини слова в пары (на основании близости их значений).

ЛЕС, ОГОНЬ, СИЛА, БОР, СЕЛЕНИЕ, ПЛАМЯ, ДЕРЕВНЯ, МОЩЬ

_______________________ - ______________________________

_______________________ - ______________________________

_______________________ -  _____________________________

_______________________ - ______________________________

Занятие №9

  1. Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша - не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего братьев. _________________________________________________________________
  1. С помощью цифр 2, 4, 8 составьте двузначные числа, в записи которых числа не повторяются. Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не __________________________________________________________________
  • Сколько месяцев в году содержат 31дней? __________________________________________________________________
  1. Люда отдыхала на Чёрном море 2 недели 5 дней. Сколько всего дней она отдыхала на море?

__________________________________________________________________

  • Когда маме было 28 лет, сыну было 4 года. Сейчас сыну 12 лет. Сколько лет сейчас маме?

_________________________________________________________________

  • На асфальте девочки начертили круг и провели через неё 5 прямых линий. На сколько частей разделили круг?   ________________________________________________________________
  • В классе все дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский язык, 15 человек - французский язык, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе? ________________________________________________________________
  • Мама белок приготовила для своих бельчат 30 грибов. Белка разложила грибы на 5 частей - кучек. В каждой кучке количество грибов не одинаково. Количество грибов в кучках выражено однозначными  числами. Сколько грибов в каждой кучке?

Занятие №10

  • В трёхэтажном доме жили 3 котёнка разного цвета: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. На каком этаже жил каждый котёнок?
  • ________________________________________________________________
  • На столе лежат пятиугольники и прямоугольники. Известно, что всего у них ровно 27 вершин. Сколько прямоугольников на столе?

________________________________________________________________

  • У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати ?________________________________________________________________
  • Павел задумал число. Чтобы его получить, надо из наибольшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное число и результат увеличить на наименьшее двузначное число. Какое число задумал Павел ?

 ________________________________________________________________

  • У Веры 9 карандашей, а у Тани на 4 меньше. Сколько карандашей Вера должна дать Тане, чтобы у обеих девочек карандашей стало поровну ?

________________________________________________________________

  • В семье трое братьев. Каждый следующий старше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?

_______________________________________________________________

  • Сколько треугольников ты видишь на рисунке?

______________________________________________________________

  • Реши пример 5+5-5+5-5+5-5+5-5+5-5+5-5+5. Найди самый удобный способ.

_______________________________________________________________

 

Занятие №11

  • Три девочки на вопрос, по сколько им лет ответили так: Маша: "Мне вместе с Наташей 21 год”, Наташа: "Я моложе Тамары на 4 года”, Тамара: "Нам троим вместе 34 года”. Сколько лет каждой из девочек?

______________________________________________________________

  • Нужно упаковать несколько книг. Если их связывать по две, то останется одна лишняя книга, если по три, то - две книги, если по четыре, останется три книги. Найди наименьшее число книг, которое нужно упаковать.

      _____________________________________________________________

  • Пользуясь только сложением, запиши число 28 при помощи пяти двоек.

______________________________________________________________

  • Весы находятся в равновесии. На одной чашке весов 2 морковки и 1 яблоко, а на другой – 1 морковка и 2 яблока. Что легче: морковка или яблоко?

                  ______________________________________________________________

 В столовой была посуда: 17 красных чашек, 12 синих и 25 белых чашек; 9 синих, 19 красных и 22 белых блюдец. Сколько чайных пар одинакового цвета можно составить из этой посуды?

 _______________________________________________________________

  • Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына – Алексей Владиславович. Как зовут меня? _______________________________________________________________
  • Спектакль продолжался 2,5 часа. Сколько это будет в минутах?

______________________________________________________________

 

 Занятие №12

  • Между цифрами 5 4 3 2 1 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получился 0.

_____________________________________________________________

  • В классе 28 детей. Из них - 15 ходят на вокал, 12 - ходят на танцы и 5 человек занимаются в обеих кружках. Сколько детей из этого класса не занимаются ни в одних из этих кружков?

_____________________________________________________________

  • Миша и Коля живут в разных деревнях, но около одной и той же реки. Миша пошёл  к Коле и ему пришлось 2 раза переходить реку в разных местах. На одном или на разных берегах живут мальчики ?

 

 

  • Как называют многоугольник с наименьшим числом сторон ?

 ______________________________________________________________

 Используя цифры 0,  5,  2,  8,  запиши самое большое и самое маленькое из возможных двузначных чисел  ( цифры не должны повторяться ).

 ________________________________________________________________

 У Данилы в двух карманах 20 рублей. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 рублей, то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег было первоначально в каждом кармане?

______________________________________________________________

  • У Буратино меньше 20 золотых монет. Эти монеты он может разложить в стопки по две, по три и по четыре монеты. Сколько монет у Буратино?

______________________________________________________________

  • Нарисуйте ромб и 8 овалов так, чтобы сверху от ромба было на 6 овалов меньше, чем внизу.

Занятие №13

  • Если через 8 с половиной часов наступит Новый год, то сколько времени в данный момент?

________________________________________________________________

  • Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?

 ________________________________________________________________

  • Бабушке и внучке вместе 82 года. Внучке 12 лет. На сколько лет бабушка старше внучки ?

 ________________________________________________________________

  • На левую чашку весов положили арбуз, массой 6 кг, а на правую – дыню. Чтобы уравновесить весы, пришлось поставить на чашку с дыней еще 2 двухкилограммовые гири. На сколько кг арбуз тяжелее дыни? Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?

________________________________________________________________

  • Котенок Гав получил на день рождения подарки: тортов и кексов вместо было 7 штук, пирогов и кексов – 9, а тортов и пирогов -6.Сколько всего было подарков?

________________________________________________________________

  • Стороны треугольника равны трем последовательно расположенным числам. Периметр его равен 18 см. чему равна каждая сторона треугольника?

 

  • Понаблюдайте за изменением чисел и продолжите каждый ряд еще на два числа:             

                          1, 3, 5, 7,__________________________

                           1, 2, 4, 7,__________________________

                           20, 19, 17, 14,______________________

                           1, 2, 3, 5, 8,________________________

                           20, 15, 11, 8,_______________________

Занятие №14

  •  Для заготовки дров было взято 3 бревна. Сколько получилось поленьев, если было сделано 15 распилов?

 ______________________________________________________________

  • Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?

______________________________________________________________

  • Запиши все двузначные числа, в которых число единиц на четыре больше числа десятков?

______________________________________________________________

  • На двух деревьях сидело 36 снегирей. Когда с первого улетело 8 снегирей, а затем со второго дерева на первое перелетели 3 снегиря. Снегирей стало одинаковое количество. Сколько снегирей было на каждом дереве?

______________________________________________________________

  • На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?

_______________________________________________________________

  • Назови 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  • Квадрат со стороной 1 м разрезали на квадратики со стороной 1 дм и выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1дм. Какой длины получилась полоса?

______________________________________________________________

 

 

 

Занятие №15

     1) Миша, Ваня и Лёня – футболисты: кто-то из «Спартака», кто-то из ЦСКА.

     В  первый день выступал то ли Миша, то ли кто-то из «Спартака». Во      второй день – то ли кто-то из «Спартака», то ли Ваня. Какое общество представлял Лёня?

      ___________________________________________________________

  • Стоят  6  стаканов: первые  из  них  с  водой,  остальные  пустые. Что надо     сделать,  чтобы  пустые  стаканы  и  стаканы  с  водой  чередовались?  Разрешается  брать  только  один  стакан.

____________________________________________________________

  • Поставь  вместо  точек  такие  знаки  действий,  чтобы  равенства  были  верными:

                                 а)  4 . 4 . 13 = 13 

                                  б) 21 . 8 . 8 = 21

 4)  Бабушка ждала в гости внуков и испекла 16 пирожков. Если она даст внукам по 5 пирожков, то 1 пирожок останется, если по 6 пирожков – двух не хватит. Сколько внуков должны приехать в гости к бабушке?

  ___________________________________________________________

      5)Масса  наполненной  мёдом  бочки  17 кг.  Если  же  она  заполнена     наполовину,  то  её  масса  равна  9 кг. Какова  масса  пустой  бочки?

            _________________________________________________________________

        6)  В кувшине втрое больше воды, чем в чайнике, а в чайнике на 12 стаканов    воды меньше, чем в кувшине. Сколько воды в кувшине?

         ___________________________________________________________________

                                                            Занятие №16

  • У Лёвы, Гены, Васи, Толи и  Миши были три барабана и две трубы. Какой музыкальный инструмент был у каждого мальчика, если у Гены и Васи, а также у Лёвы и Толи были разные инструменты, а Гены и Лёвы – как у Миши.

________________________________________________________________

        Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50.

________________________________________________________________

  • Ване и его отцу вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года?

 ________________________________________________________________

 

  • 15 человек, отдыхающих в доме отдыха, любят играть в уголки. Они провели между собой соревнование. После каждой партии выбывал проигравший. В первый день состоялось 5 партий, во второй 6, а в третий день соревнование закончилось. Сколько партий состоялось в третий день? ________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  • Роман и Федор - два брата. У них вместе 100 марок. В день рождения Федора Роман подарил ему 20 марок, и у них стало одинаковое количество марок. Сколько марок было у Романа и Федора до этого?  ________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

       6) На дорожках стадиона расставлены барьеры (число барьеров на каждой дорожке указано на рисунке).

imageКенгуру хочет пробежать от старта до финиша, перепрыгивая через наименьшее возможное число барьеров.

              Сколько раз Кенгуру придется перепрыгнуть через барьеры?

_____________________________________________________________  

  

Ключи:

Занятие №1: 1) борщ, дело, ноты; 2)У рыб нет зубов; 3) Светлана, Мария, Владимир, Маргарита, Дмитрий, Галина, Наталья, Сергей, Александр; 4) волк, заяц, лиса, осёл, рыба

Занятие №2: загрустить, далеко, бездельничать; 2)заяц, медведь, лисица, корова, собака; 3) солнце, коньки, лестница, тополь

Занятие №3: 2) тьма, ноты, ненависть; 3) река – рука – мука – муза – луза – лоза – коза – поза – пора – гора; 4) крышка; 5)10

Занятие №4: 1) нет, 2)хоть глаз коли, кот наплакал, рукой подать; 5) подать пальто бабушке, поддать мяч ногой;6) медвежья услуга

Занятие №5: 2)барабанщик, баянист, певец; 4) Ум без книги как птица без крыльев. К соседу в тетрадь заглянешь – ошибку к себе перетянешь. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник; 5) чёрное кресло

Занятие №6: 2)пожарный, тракторист;3) тело, кулак, шрам; образ; 4) кот; 5) банька, полька

Занятие №7: 1) Егоров – фамилия, играет – глагол, водитель – не родственное, убежал – глагол совершенного вида, коршун – нет орфограммы жи-ши; 2)река – рука – мука – щука; 4) мыло – мыльница; 5)а)

Занятие №8:1) шпагат, базар, банка, стопа; 4) буква Ц; 5) лес – бор, огонь – пламя, сила – мощь, селение - деревня

Занятие №9:1) старший –Коля, средний – Ваня, младший – Саша; 2) 22, 24, 28, 42, 44, 48, 82,84, 88; 3)7 месяцев; 4) 19 дней; 5) 36 лет; 6) на 10 частей;7) 24 ученика; 8) 4+5+6+7+8=30

Занятие №10: 1)на первом этаже – рыжий, на втором – белый, на третьем – чёрный; 2) 3 пятиугольника и 3 прямоугольника; 3)среда;            4) 100;5)2 карандаша; 6)2, 5 и 8; 7)10; 8)5+(5-5)+(5-5)+(5-5)+(5-5)+(5-5)+(5-5)+5=10

Занятие №11:1) Маше 15 лет, Наташе – 6 лет, Тамаре – 10 лет; 2) 11 книг; 3) 22+2+2+2; 4)морковка и яблоко весят одинаково; 5) 48 пар; 6)Владислав Сергеевич; 7) 150 минут

Занятие №12: 1)5х4х(3-2-1)=0; 2)  6 детей;3) на одном; 4)треугольник;      5) 85,20; 6) 16 рублей и 4 рубля; 7) 12 монет;8) сверху - 1 овал, снизу - 7

Занятие №13: 1) 15.30; 2) Семёновна; 3)58 лет;; 4) на 4 кг, в 3 раза; 5)2торта, 5 кексов и 4 пирога; 6) 5см, 6см, 7см; 7) 9, 11; 11, 16; 10, 5; 13, 21; 6; 5 

Занятие №14:1)18 поленьев; 2) по истечении 7 дней; 3) 95, 84, 73, 62, 51, 40; 4) 15 и 21; 5) масса  яблока и груши равна;6)  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра; 7) 10 м

‌‌ Занятие №15: 1) Спартак; 2)воду из второго стакана перелить в пятый; 3)  4-4+13=13, 21+8-8=21; 4) 3 внука; 5) 1 кг; 6) 18 стаканов

Занятие №16 1) барабан – Лёва, Гена, Миша, труба – Вася, Толя; 2) 19+25+6=50; 3) 46 лет; 4)3 партии; 5) У Фёдора 30 марок, у Романа – 70;6)10 раз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...