Формирование универсальных учебных действий младших школьников в системе контрольно-оценочных измерителей
статья (3 класс) на тему
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в системе контрольно-оценочных измерителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: Левановой Оксаны Васильевны,
учителя начальных классов МАОУ СОШ №4 г. Сыктывкара
Тема: Формирование универсальных учебных действий младших школьников в системе контрольно-оценочных измерителей.
«Учитель и ученик развиваются вместе».
Конфуций.
Российская школа работает по Федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) второго поколения уже не один год (с 2009 года).
Одной из центральных идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной парадигме, а также понимание образовательных результатов как совокупности личностных, метапредметных и предметных универсальных действий.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные, включая планирование, контроль и коррекцию. Исходя из этого, ФГОС второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (далее - УУД).
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность ученика к самоконтролю и самооценке.
Работая в системно-деятельностной технологии организации учебного процесса, учащиеся проявляют неплохие результаты по предметным универсальным умениям, самостоятельно справляются с заданиями базового и повышенного уровней сложности, различными по способу представления (текст, таблица), форме ответа (выбор ответа, краткий или развернутый ответ).
Результаты административной контрольной работы моего 3 класса за 2017-2018 учебный год: справились, из всех писавших, с контрольными работами 100% учащихся, качество выполнения: русский язык - 83% (2 класс – 70%), математика -76% (2 класс- 68%), окружающий мир -75% (2 класс - 63%), литературное чтение - 87%. (2 класс -76%). Есть динамика роста. Вместе с тем остается проблема – контроля учителя и ученика по формированию метапредметных умений (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и личностных.
Посещая уроки своих коллег, учитывая опыт своей работы в системно-деятельностной технологии, начинаешь задумываться, а все ли твои ученики осознают то, что делают? Создается такое впечатление, что учитель в своей профессиональной деятельности развивается более успешнее, чем ученик, хотя по логике, должны развиваться «синхронно».
Для этого нужны равные условия и возможности как для учителя, так и для учащегося. Например, знать структуру системно-деятельностной технологии. Готовясь к уроку, учитель составляет «Технологическую карту урока», в которой:
1. Прописывает дидактическую структуру урока:
а) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
б) актуализация знаний;
в) постановка учебной задачи;
г) открытие нового знания и способа действия;
д) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
е) самостоятельная работа по эталону;
ж) включение в систему знаний;
з) рефлексия учебной деятельности.
2. Деятельность учителя.
3. Деятельность ученика.
4. Задания, которые приводят к достижению результата.
5. Применяемая технология.
6. Планируемые результаты (предметные, УУД).
Мои ученики получили такую возможность при помощи «Смайликов» «разбираться» в дидактической системе урока. Этому способствует изучение факультативного курса «Мир деятельности», автор Л.Г. Петерсон. Очевидно, что учитель и ученик находятся в равных условиях.
А где учитель в системно-деятельностной технологии на уроке расходится с учеником? Они расходятся в работе на уровне планируемых результатов системного контроля. Учитель планирует, какие результаты в виде УУД он формирует у учащихся на каждом этапе урока, а ученики недостаточно осознают свои результаты. В итоге, этап рефлексии на уроке проходит формально. Учащиеся на «Лесенке успеха», как правило, оценивают результаты своего труда высшей ступенькой или, по крайней мере, второй. Таким образом, заявлять о формировании адекватной самооценки у учащихся не приходится. Ученик поставлен в неравные условия с учителем, да и учитель затрудняется в выборе приоритетных критериев формирования самооценки у учащегося на уроке. Учащиеся не ориентируются в названиях УУД.
Как пример, можно привести работу по учебнику «Окружающий мир» (автор А.А.Вахрушев, Образовательная программы «Школа 2010 «3 класс, с.2,) из рубрики «Как работать с учебником».
Таблица 1. УУД Окружающий мир по учебнику Образовательной системы «Школа 2100»
Цвет | Содержание УУД | Название УУД |
Жёлтый | Организовывать свои действия: ставить перед собой цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат | - |
Синий | Работа с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её | - |
Зелёный | Общаться и взаимодействовать с разными людьми: понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом | - |
Красный | Развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки | - |
Как видим, при помощи цвета у учащегося появляется возможность знать, что они работают по формированию разных универсальных умений, но отсутствуют названия УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Другой пример из учебника Плешакова А.А. Окружающий мир. 2 класс (учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.,ч.1 / А.А. Плешаков 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017,- 144 с.: ил.- (Школа России)), в котором представлены условия по формированию самоконтроля и самооценки. Они обеспечиваются рубриками: «Изучая данный раздел мы будем учиться», «Проверяем себя и оцениваем свои достижения» (ключевые слова: различать, проводить, сравнивать, оценивать).
Кроме того, в учебнике представлены условные обозначения:
● что мы узнаем, чему научимся;
● работаем в паре;
● работаем в группе;
● работаем со взрослыми;
● моделируем;
● рабочая тетрадь;
● атлас определитель «От земли до неба»;
● этот урок обеспечен необходимым пособием;
● книга «Энциклопедия путешествий. Страны и Миры»;
● сделаем вывод.
Все это говорит о том, что по данному учебнику формируются универсальные УУД, но они не называются. Значит на уроке ученик лишен возможности успешного самоконтроля и самооценки, лишен возможности сознательно формировать, отслеживать собственную динамику развития УУД (в каком умении он преуспел и на развитие какого УУД ему нужно обратить внимание).
В методических пособиях, предназначенных для подготовки к Всероссийской проверочной работе учащихся 4 классов, в качестве результатов освоения основной образовательной программы представлены предметные результаты.
В методическом пособии, предназначенном для выпускника начальной школы (М.И. Кузнецова. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для образовательных организаций, М: «Просвещение», 2017), в аннотации, в предполагаемом результате работы для учащегося, указано следующее: «работа в тетради будет способствовать обобщению знаний по предмету, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности, осуществлять самоконтроль и самооценку.».
Еще в одном учебном пособии (Русский язык 4 класс. Всероссийская проверочная работа. Тетрадь 2 / Л.И. Мальцева – М.: Народное образование, 2017. – 96 с.) отражается, что «задания, включённые в варианты, не только проверяют орфографические и грамматические умения младших школьников, но и способствуют развитию их речи и мышления, расширяют их кругозор и интерес к изучению русского языка. Материалы, включённые в варианты, помогут учащимся ознакомиться со структурой проверочной работы, формой заданий и уровнем сложности.».
Вместе с тем необходимо отметить, что в вышеперечисленных контрольно-измерительных материалах отражены контроль и самоконтроль универсальных предметных умений, но отсутствует диагностика развития УУД.
В спецификации школьной административной работы представлены следующие элементы метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе:
«Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 3 класс
Предмет: технология
Вид контроля: итоговый
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;(познавательные) |
2.2 | выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий. |
2.3 | поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных задач с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ;(Познавательные) |
2.4 | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
2.5 | планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
2.6 | выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий |
2.7 | прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;( регулятивные) |
«».
Следует отметить, что в данном примере не разработаны критерии качественной оценки УУД учащихся.
Образовательная система «Школа 2100» занимается решением данной проблемы с 2004 года и предлагает учителям, родителям диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно формируется УУД у каждого ребёнка, как идет его личностное развитие. Пособие (Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс. – М. : Баласс, 2012. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)) включает 2 работы по 4 вариантам.
«Первая (интегрированная) работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит комплексный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.».
Проводя педагогическую диагностику по данному методическому пособию, можно определить на первое полугодие 2017-2018 учебного года уровень сформированности личностных действий учащихся 3 класса, в котором я работаю.
Уровень сформированности личностных действий составляет 81%. Это выше, чем средний общероссийский уровень (77%) сформированности у учащихся личностных действий. Учащиеся моего класса лучше справились с заданиями:
1) где нужно было определить поступок человека как неоднозначный, т. е. его нельзя оценить как хороший или плохой - 83%(средний общероссийский уровень - 65%);
2) где нужно определить оценку поступка от оценки самого человека - 77% (средний общероссийский уровень- 53%);
3) определять для себя и окружающих правила поведения - 86% (средний общероссийский уровень - 85%);
4) оценивать поступки с позиции нравственных ценностей умеют 78% учащихся класса (средний общероссийский уровень - 69%).
Радует, что большинство учащихся знают правила поведения, воспитывают в себе толерантность к другим людям, ориентируются на нравственные ценности, а объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей могут 88% (средний общероссийский уровень - 92%). Вместе с тем, учащимся моего класса нужно научиться выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам (результат класса - 74%, средний общероссийский уровень - 96%).
Это тот вариант, когда в системе контрольной деятельности учителя и ученика проблема решена: каждый на своем уровне получил возможность увидеть результат развития УУД.
Перед учителем и учеником встает другая задача, где зафиксировать результат, чтобы об этом информировать родителей. В данный момент у родителей есть возможность получать информацию из «Электронного журнала». Но в настоящее время на содержание такого вида информации «Электронный журнал» не рассчитан. Как видно из приведенных примеров контрольно-измерительных материалов, проверяются и обобщаются знания учащихся по определенному предмету, а развитие метапредметных умений и личностных результатов учащихся не отслеживаются или называются, но нет возможности фиксирования результатов. В школьных административных и итоговых контрольных работах метапредметные умения прописываются, но не фиксируются результаты.
С целью решения вышеперечисленных проблем, прежде всего, надо дать учащимся возможность знать названия УУД.
Таблица 2. Формирование у учащихся УУД.
Жёлтый | Организовывать свои действия: ставить перед собой цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат | регулятивные |
Синий | Работа с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её | познавательные |
Зелёный | Общаться и взаимодействовать с разными людьми: понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом | коммуникативные |
Красный | Развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки | личностные |
В каждой школьной рабочей Программе по каждому предмету описаны умения, которые формируют УУД. Вот некоторые из них:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
умение определять цель деятельности на уроке;
умение составлять план работы;
умение работать по плану;
умение контролировать выполнение заданий;
умение высказывать своё предположение (версию);
умение определять, верно ли выполнено задание.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
умение ориентироваться в учебнике: искать нужную информацию;
умение сравнивать и группировать предметы;
умение извлекать информацию из сюжетного рисунка;
умение переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схематический рисунок);
умение переводить информацию из одного вида в другой (из схематического рисунка в текст);
умение вычитывать информацию из текста и схемы.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде;
умение понимать главную мысль текста (вычитывать информацию, данную в неявном виде);
умение озаглавливать текст;
умение осознавать, что в семье необходима взаимопомощь (у каждого есть свои обязанности.
4. Личностные результаты:
умение оценивать чужие поступки;
умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения;
умение оценивать правила поведения в быту;
умение объяснять как люди помогают жить друг другу;
умение давать нравственную оценку поступку героя.
На основании Таблицы 2 и вышеприведенных умений учителю и учащимся необходимо совместно составить памятку, при помощи которой учащийся имеет возможность самостоятельно выбрать формируемые умения.
Данный алгоритм применяется мною на практике.
На уроке, на этапе «Открытия нового знания и способа действия», в учебнике по цвету учащимися моего класса выделяются и называются УУД, которые помогают достичь цель урока; учащиеся выделяют из четырех одно УУД и умения, формирующие данное УУД (например, коммуникативные УУД - умение работать в паре). Это является критерием самооценки учащегося на уроке на этапе «Подведение итогов» на «Лесенке успеха».
На следующий урок можно взять коммуникативные УУД (работа в группе, работа с текстом и т.д.).
Следует отметить, что фиксирование качественной оценки развития УУД необходимо предусмотреть также и в «Электронном журнале».
Таким образом, такой подход:
формирует у учащихся осознанность самоконтроля и самооценки учебной деятельности, понимания образовательных результатов как совокупности личностных, метапредметных и предметных универсальных действий;
дает возможность учителю при составлении контрольно-измерительных материалов включать качественную оценку формирования УУД, при которой исключается учениками, а также их родителями субъективное восприятие оценки учителя;
дает возможность совместного развития учителя и ученика в учебной деятельности, что способствует совместному планированию, контролю и коррекции, а также «синхронному» развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п...
Мастер – класс: «Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий младших школьников в системе курса окружающий мир»
В данном мастер-классе показано использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития УУД обучающихся 1-4 классов....
Квалификационная работа "Русский язык в системе формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Работа содержит методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у младших школьников....
Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...