Мастер – класс: «Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий младших школьников в системе курса окружающий мир»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Акимова Виктория Викторовна

 В данном мастер-классе показано использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития  УУД обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс учителя начальных классов Лапыгиной Виктории Викторовны.

Тема: Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий  (УУД) младших школьников в системе курса « Окружающий мир».

Методическая цель: использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития  УУД обучающихся 1-4 классов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход мастер -  класса.

  1. Презентация педагогического опыта.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хочу представить вам свой мастер – класс на тему:  Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий  (УУД) младших школьников в системе курса                      « Окружающий мир».  Цель моего мастер – класса: использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития  УУД обучающихся 1-4 классов.

Я работаю в гимназии 4-й год. Ещё до введения ФГОС я начала работать по образовательной программе «Школа 2100». Данная программа полностью соответствует новым стандартам, так как в её основе заложен принцип реализации деятельностно-компетентностного подхода. В основе деятельностно-компетентностного подхода заложена развивающая функция обучения, которая обеспечивает становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

В этом году у меня состоялся первый выпуск класса. На протяжении работы с этим классом мною систематически проводилась диагностика успеваемости и качества знаний обучающихся. Результаты этой диагностики представлены на экране. Положительная динамика качества образования  обучающихся является результатом работы по данной программе с использованием деятельностного подхода в обучении. Данные результаты подтвердились пятиклассниками  по окончанию I четверти.

  1. Представление системы учебных занятий.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы снабдить обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы сформировать умения, позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим, актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, способствующих формированию и развитию у  обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно.

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения».

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель  лишь направляет эту деятельность и подводит ее итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

В образовательной программе «Школа 2100» деятельностный метод обучения  реализуется  через создание проблемных ситуаций и организацию на уроке проблемного диалога.

 На уроках я использую разные технологии, но технология проблемного обучения является для меня основным способом донесения информации до детей.

При проблемном обучении  не даются готовые знания - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

Технология проблемно-диалогического обучения чаще всего применяется на уроках изучения нового материала, позволяя заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие обучающихся, так как активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, особенно, речь и, в то же время, воспитывает активную личность.

В процессе проблемного диалога у детей эффективно развиваются мыслительные операции, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков учащимся предлагаются задания, требующие от них творческого участия (придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать и т.д.), и развивающие не только ум, но и чувства, духовные потребности.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

           Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала  мною прорабатываются два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного мною  диалога.

Различают два вида диалога:

  • Побуждающий
  • Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала  создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения я выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, т.е. веду к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках я сначала с помощью диалога помогаю поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем я с помощью диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Приёмы создания проблемной ситуации

Проблемные ситуации можно разделить на два  типа:              

«с удивлением» и «с затруднением».  

Тип

проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями         

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

С затруднением         

Между необходимостью выполнить задание учителя         

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими..

В основу проблемных ситуаций «с удивлением»   закладываются разные противоречия: противоречивые факты, научные теории и взаимоисключающие точки зрения, разные точки зрения самих учеников, противоречия между житейским, (т.е. часто ограниченным и даже ошибочным представлением учеников) и научным фактом.

 Пример

  1. Проблемная ситуация с удивлением.

Одновременно предъявляются противоречивые факты, точки зрения. 

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?».

Урок математики в 1 классе по теме «Числа и цифры. Римские цифры»

На доске вывешены рисунки с изображением одного, двух, пяти, десяти предметов. Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя или арабских.

Учитель

Ученик

-  В одной старинной книжке Петя  увидел рисунки. Рассмотрите их.

- Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. (Предъявление первого факта.)

-  Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. (Предъявление второго факта.)

-  Что вы заметили?

-  Подумайте, что могут означать записи под рисунками? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-  Какова же сегодня тема урока?

(Побуждение к формулировке проблемы.)

Считают число предметов на рисунке.

-  Записи под рисунками разные.

-  Одно и то же число предметов на рисунке, а записи разные.

- Записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами).

-  Числа и цифры.

(Учебная проблема как тема.)

 

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.

           Проблемная ситуация с затруднением.

Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Даётся практическое задание, несходное с предыдущим.

Учитель

Ученик

- На доске дан ряд чисел. Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7 (практическое задание, несходное с предыдущим).

- Однозначные и двузначные.

Легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.

Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания ещё не известен (возникновение -проблемной ситуации)

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

  • побуждение к созданию противоречия;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы.

Сталкиваются мнения учеников вопросом или практическим заданием.      

Урок русского языка в 1-й классе по теме  «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному:  с маленькой и большой буквы».

Учитель

Ученик

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.

- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске.

- Кто написал по-другому? Какое слово?

Оба варианта записываются на доске.

-   Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас возникает вопрос?

-  Чему мы будем сегодня учиться?

Дети пишут в тетрадях, один  ученик - на доске.

(Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)

- Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы?

- Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой.

(Учебная проблема как тема)

2. Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к уточнению  темы урока.
  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Урок математики в 1 классе по теме «Прямая и кривая линии»

Учитель

Ученик

На доске 5 рисунков (3 прямых и 2 кривых линии синего и красного цветов).

-  Помогите Кате и Лене разбить линии  на доске на группы. (Одобряем оба варианта разбиения. Предлагаем  посмотреть на вариант разбиения линий по форме.)

-  Какие названия вы можете придумать для каждой, группы линий?

-  Над какой темой мы будем работать?

Дети предлагают два варианта разбиения: по цвету, по форме (выполняется у доски).

-  Прямые, кривые.

-  Прямые и кривые линии.

3. Мотивирующие приёмы:

  • яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
  • актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Используются для заинтересованности и мотивации обучающихся в работе.

Пример.

Чтобы узнать о чём мы будем с вами говорить на уроке, нужно выполнить задание. Какие события происходили в эпоху Петра I?

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Именно проблемный диалог является средством развития УУД младших школьников.

Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

  1. Регулятивные – умение решать проблемы
  2. Коммуникативные – вести диалог
  3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
  1.    Проведение имитационной игры.

А  сейчас я хочу пригласить Вас принять участие в игре, в которой я продемонстрирую фрагменты уроков окружающего мира в 1 и в 4 классах с использованием проблемного диалога.

Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Ты и твоя семья».

Цели: объяснить ребятам роль семьи в жизни человека;

            развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей;

воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к своим самым                близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке.

Ход урока.

  1. Оргмрмент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Ребята, сегодняшний наш урок я бы хотела начать с просмотра фрагмента мультфильма «Самый маленький гном». (Просмотр)

Беседа.

 - Ребята, у Васи возникла проблема в жизни.

 - К кому в первую очередь должен прийти ребёнок, если в его жизни возникла проблема? ( К родителям) Почему? (Так как они многое знают,  их жизненный опыт богаче)

- К кому обратился  Вася со своей проблемой?

- Как  дедушка решил эту проблему? Что он  ему сказал?

- Что сделал Вася, чтобы его заметили?(Рассказы детей)

- Осталась ли проблема Васи не решённой?

- Что важно, быть замеченным или быть незамеченным, но сделать добрые дела?

- Давайте из разрезных карточек составим вопрос, на который нам нужно будет ответить в ходе нашего урока.(Какова роль семьи в воспитании ребёнка?

- О чём мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? (О семье)

III.   Совместное открытие новых знаний.  

 Обучение в рамках предмета «Окружающий мир» в 4 классе переходит  на более  высокий  уровень . здесь семья рассматривается, как ячейка общества.

Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Моё общество».

Цели:  объяснить, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

             учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми;

             воспитывать  уважение ко всем людям нашей Земли.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка проблемы.

Учитель: Однажды Илюша оставил на столе раскрытый учебник, и Анюта прочитала в нем слово «общество». Она подумала: «Общество – это  Илюша, мама, папа, бабушки и дедушки.  А ещё я общаюсь с подружками, иногда – с соседями, мамиными и папиными знакомыми. Значит общество – это моя семья, друзья, знакомые».

Можно ли согласиться с Анютой? ( Н экране запись: «Моё общество – это те, с кем я общаюсь.» )

Илюша выполнял задание в рабочей тетради и рассуждал: « Общие интересы с друзьями, одноклассниками – это понятно! А вот какие у меня общие интересы со всеми жителями моей страны? А со всеми людьми  Земли?  Надо подумать… Вот это моё общество!»

  Можно ли согласиться с Илюшей? ( Н экране запись: «Моё общество – это все люди планеты.» )

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Понятие одно, а мнений – два.)

Какой возникает вопрос? (Кого человек считает «своим обществом»?

  1. Версии детей, актуализация знаний.

Учитель: Анюта считает, что общество – это те, с кем она общается. А Илюша полагает, что общество – это те, с кем у него есть общие интересы с кем бы вы согласились, кто из них прав?

  1. Поиск решения проблемы.

 

Спасибо за наше общее занятие!

Элементы  технологии проблемного обучения были сейчас продемонстрированы.

Реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Применяя деятельностный  подход в обучении мы получим владеющего необходимыми компетенциями выпускника начальной школы.

  1.    Рефлексия.

Меняет ли мотивацию ребёнка к обучению  использование в учебной деятельности  технологии проблемного обучения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...