Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_rusi_do_rossii_4_klass.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность (педагогическая целесообразность):
Программа внеурочной деятельности «От Руси до России» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе, наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Актуальность данной программы обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности: необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;
- другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
- это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
- Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника
Цели:
- дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей, в которую включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе.
- формировать у детей систему духовно- нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.
Задачи:
изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём;
— знакомство с агиографией;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения;
— изучение церковнославянского языка;
— ознакомление с мировыми религиями и сектами;
— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
— ознакомление с основными видами православного богослужения;
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
— возрождение православных основ семьи; пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 10 лет, 4 класс.
Срок реализации –1 год.
Формы и режим занятий - теоретические, практические ,экскурсии.
Всего 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты освоения учащимися программы
Личностные:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- совместно с учителем составлять план решения задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Результативность.
Оценка эффективности Программы обеспечивается:
– средствами общественного контроля через отчеты, беседы на родительских собраниях,
– проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику обучения и воспитания школы;
– участием в муниципальных, региональных конкурсах духовно- нравственной гражданско-патриотической направленности.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремления обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.
5. Прогнозируемый результат
В результате реализации Программы ожидается:
– создание системы духовно- нравственного воспитания;
– обогащение содержания духовно- нравственного воспитания;
– вовлечение в систему правового, гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
– качественный рост воспитанности обучающихся.
В личности выпускника:
- снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
- сохранение духовного и культурного наследия;
- возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- сформированность у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии, способности к самореализации в пространстве российского государства, знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и нравственное сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Форма подведения итогов:
Зачетные мероприятия:
Итоговая презентация творческих проектов учащихся "Святые земли Русской" Александр Невский
Учебно- тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Культура — всеобщее достояние | 3 ч. |
2 | Как Русь стала православной | 9 ч. |
3 | Православие и российское государство | 5 ч. |
4 | Православный храм | 2 ч. |
5 | О православном богослужении | 4 ч. |
6 | О церковных колоколах | 4 ч. |
7 | За монастырскими стенами | 2 ч. |
8 | Дом и семья | 3 ч. |
9 | Русь святая | 2 ч. |
ИТОГО | 34 часа |
Содержание программы
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ»
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.
Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.
Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ»
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой Александр Невский. Биографические сведения. Почему канонизирован. За что почитают на Руси. Отражение в искусстве образа А.Невского
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.
День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО»
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ»
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ»
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ»
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.
Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ»
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ»
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.
Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ»
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже.
Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
Учебно-методическое обеспечение.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
Дополнительная литература для учащихся и учителей
Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы
- Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
- Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.
- Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.
- Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
- Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
- Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
- Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
- Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С.
- Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.
- Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.
- Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.
- Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.
- Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С.
Календарно- тематическое планирование.
№ | Раздел | Тема | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1 | «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» | Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь | 1 | 1 | |
2 | Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство. | 1 | 1 | ||
3 | Язык — особый человеческий дар. | 1 | 1 | ||
4 | «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» | Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным | 1 | 1 | |
5 | Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. | 1 | 1 | ||
6 | Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. | 1 | 1 | ||
7 | Святая равноапостольная княгиня Ольга. | 1 | 1 | ||
8-10 | Святой Александр Невский. | 3 | 1 | 2 | |
11 | Святой равноапостольный князь Владимир. | 1 | 1 | ||
12 | Крещение Руси. | 1 | 1 | ||
13 | ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО | Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. | 1 | 1 | |
14 | Русская Православная Церковь | 1 | 1 | ||
15 | Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. | 1 | 1 | ||
16 | Достопамятные даты Отечественной истории и культуры в XXI веке | 1 | 1 | ||
17 | Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви | 1 | 1 | ||
18 | ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ | Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. | 1 | 1 | |
19 | Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. | 1 | 1 | ||
20 | О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
| Таинства Православной Церкви. | 1 | 1 | |
21 | Происхождение церковного богослужения | 1 | 1 | ||
22 | Понятие о богослужебном круге. | 1 | 1 | ||
23 | Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре. | 1 | 1 | ||
24 | О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ | Виды и названия колоколов. Происхождение колокола. | 1 | 1 | |
25 | Очепный и язычный способы извлечения звона. | 1 | 1 | ||
26 | Разновидности колокольных звонов | 1 | 1 | ||
27 | Колокололитейное искусство. | 1 | 1 | ||
28 | ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ | Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. | 1 | 1 | |
29 | Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской | 1 | 1 | ||
30 | ДОМ И СЕМЬЯ | Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. | 1 | 1 | |
31 | Семья – малая Церковь. Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. | 1 | 1 | ||
32 | Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии. | 1 | 1 | ||
33 | РУСЬ СВЯТАЯ | Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы | 1 | 1 | |
34 | Иконы-защитницы Русской земли. Образы Святой Руси в русской художественной культуре. | 1 | 1 | ||
Итого | 34 ч. | 30ч. | 4ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...
Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...
Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС
Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...