Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"
методическая разработка (2 класс) по теме

Зиновьева Светлана Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_moih_nteresov_2_klass.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»

  1. ( на основе курса «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» Развитие познавательных способностей

Автор Холодова О.А.)

                                                                         Пояснительная записка

  1.  Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
  2.   Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 34 занятия по  1 занятию в неделю.
  3. Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
  4. Задачи:
  • Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
  • Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
  • формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
  • создание условий для развития у детей познавательных интересов;
  • формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.

Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курс  включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Программа включает в себя  разделы:

Задания на развитие внимания;

Задания на развитие памяти;

Задания на совершенствование воображения;

Задания на развитие логического мышления.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  2.   Предлагаемые  задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
  3.     Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
  4.  Задания на развитие внимания
  5. Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
  6. Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
  7.  Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
  8.    Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.

  1.  Задания, развивающие память
  • Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
  • Упражнения на развитие и совершенствование  зрительной памяти.

Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.

  1. Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

   Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Практическая работа: участие в  празднике «В стране  Вообразилии»

  1. Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:

  • сравнивать различные объекты,
  • выполнять простые виды анализа и синтеза,
  • устанавливать связи между понятиями,
  • учатся комбинировать и планировать.

Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определённом порядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

увеличение объёма материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

  1. смена разных видов деятельности.
  2. Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Планируемые результаты освоения курса

            В результате прохождения программы, будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

  1. Личностные универсальные учебные действия
  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания.

  • Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

               2. Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

               3. Познавательные  универсальные учебные действия

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;  
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
  1. Коммуникативные  универсальные учебные действия
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнера;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.                                                                  

 

  Методическое обеспечение программы.

Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады. Основная форма проведения занятий – групповая

Вид деятельности: познавательная. 

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.

Список используемой литературы

Литература, рекомендуемая для педагога и родителей:

Методичка для учителя. 2 класс. Холодова О.А.- М.:Росткнига, 2010 

Литература,  рекомендуемая для детей.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2010

                                                                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»

2 КЛАСС (34 внеурочных занятия, 1 час в неделю)

№ заня

тия

План

Факт

Тема,

тип занятия,

Характеристика деятельности обучающихся

Личност-ные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

УМО

1

05.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участни

ков группы и педагога, как поступить.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участни

ков группы и педагога, как поступить.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать получен

ную информа

цию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказы

вать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими ученика

ми давать эмоциональную оценку деятельности товари

щей.

Тетрадь

презентация

2

12.09

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание».

Тетрадь

презентация

3

19.09

Тренировка внимания.  Игра «Внимание».

Тетрадь

презентация

4

26.09

Тренировка слуховой  памяти. «Весёлая грамматика».

Тетрадь

презентация

5

03.10

Тренировка зрительной памяти.

Тетрадь

презентация

6

17.10

Развитие логического мышления.

Тетрадь

презентация

7

24.10

Совершенствование воображения. «Изобрази  без предмета».

Тетрадь

презентация

8

31.10

Логические задачи.

Тетрадь

презентация

9

07.11

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание».

Тетрадь

презентация

10

14.11

Тренировка внимания. «Лабиринт»

Тетрадь

презентация

11

28.11

Тренировка слуховой памяти  «Заколдованное слово».

Тетрадь

презентация

12

05.12

Тренировка  зрительной  памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру».

Тетрадь

презентация

13

12.12

Развитие  логического мышления. «Аналогия».

Тетрадь

презентация

14

19.12

Совершенствование воображения.

«Изобрази без предмета» ,

Тетрадь

презентация

15

26.12

Пространственное воображение. Составление ребусов.

Тетрадь

презентация

16

30.12

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру».

Тетрадь

презентация

17

16.01

Тренировка внимания. «Лабиринт», «Найди пару».

Тетрадь

презентация

18

23.01

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение».

 

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Тетрадь

презентация

19

30.01

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.

Тетрадь

презентация

20

06.02

Развитие  логического мышления. «Найди лишнее слово».

Тетрадь

презентация

21

13.02

Совершенствование воображения. Ребусы.

Тетрадь

презентация

22

27.03

Развитие быстроты реакций. «Внимание»

Тетрадь

презентация

23

06.03

Развитие концентрации внимания.  «Слоговица». «Найди слово»,

Тетрадь

презентация

24

13.03

Тренировка внимания. Вопросы-загадки.

Тетрадь

презентация

25

20.03

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова».

Тетрадь

презентация

26

27.03

Тренировка  зрительной  памяти. «Найди фигуру».

Тетрадь

презентация

27

03.04

Развитие  логического мышления..  «Первая одинаковая».

Тетрадь

презентация

28

14.04

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми  рисунок»,

Тетрадь

презентация

29

17.04

Развитие быстроты реакции. «Фразеологизмы»,

Тетрадь

презентация

30

24.04

Развитие концентрации внимания». «Лишнее слово»

Тетрадь

презентация

31

08.05

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт» .

Тетрадь

презентация

32

12.05

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку».

Тетрадь

презентация

33

15.05

Совершенствование воображения. «Внимание».

Тетрадь

презентация

34

22.05

Конкурс эрудитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса

Программа адаптационного периода  по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя безопасность» (социальное направление) для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс

Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...

Программа дополнительного образования "Мир моих интересов. Другой взгляд в другой мир"

Программа"Мир моих интересов" рассчитана на четыре года занятий с младшими школьниками и предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное пониман...

Рабочая программа элективного курса "Английский с интересом"

Программа «Английский с интересом» по содержательной, тематической направленности является социально -педагогической; по функциональному предназначению - досуговой; по форме организации ...