Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"
методическая разработка (2 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_moih_nteresov_2_klass.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
- ( на основе курса «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» Развитие познавательных способностей
Автор Холодова О.А.)
Пояснительная записка
- Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
- Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 34 занятия по 1 занятию в неделю.
- Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
- Задачи:
- Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Программа включает в себя разделы:
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на совершенствование воображения;
Задания на развитие логического мышления.
- СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
- Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
- Задания на развитие внимания
- Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
- Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
- Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
- Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
- Задания, развивающие память
- Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
- Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
- Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»
- Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
- сравнивать различные объекты,
- выполнять простые виды анализа и синтеза,
- устанавливать связи между понятиями,
- учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
- Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы, будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- Личностные универсальные учебные действия
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Методическое обеспечение программы.
Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады. Основная форма проведения занятий – групповая
Вид деятельности: познавательная.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.
Список используемой литературы
Литература, рекомендуемая для педагога и родителей:
Методичка для учителя. 2 класс. Холодова О.А.- М.:Росткнига, 2010
Литература, рекомендуемая для детей.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2010
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
2 КЛАСС (34 внеурочных занятия, 1 час в неделю)
№ заня тия | План | Факт | Тема, тип занятия, | Характеристика деятельности обучающихся | Личност-ные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | УМО |
1 | 05.09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участни ков группы и педагога, как поступить. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участни ков группы и педагога, как поступить. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать получен ную информа цию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказы вать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими ученика ми давать эмоциональную оценку деятельности товари щей. | Тетрадь презентация | |
2 | 12.09 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». | Тетрадь презентация | ||||||
3 | 19.09 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». | Тетрадь презентация | ||||||
4 | 26.09 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика». | Тетрадь презентация | ||||||
5 | 03.10 | Тренировка зрительной памяти. | Тетрадь презентация | ||||||
6 | 17.10 | Развитие логического мышления. | Тетрадь презентация | ||||||
7 | 24.10 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета». | Тетрадь презентация | ||||||
8 | 31.10 | Логические задачи. | Тетрадь презентация | ||||||
9 | 07.11 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». | Тетрадь презентация | ||||||
10 | 14.11 | Тренировка внимания. «Лабиринт» | Тетрадь презентация | ||||||
11 | 28.11 | Тренировка слуховой памяти «Заколдованное слово». | Тетрадь презентация | ||||||
12 | 05.12 | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». | Тетрадь презентация | ||||||
13 | 12.12 | Развитие логического мышления. «Аналогия». | Тетрадь презентация | ||||||
14 | 19.12 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета» , | Тетрадь презентация | ||||||
15 | 26.12 | Пространственное воображение. Составление ребусов. | Тетрадь презентация | ||||||
16 | 30.12 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру». | Тетрадь презентация | ||||||
17 | 16.01 | Тренировка внимания. «Лабиринт», «Найди пару». | Тетрадь презентация | ||||||
18 | 23.01 | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение». |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. | Тетрадь презентация | |||||
19 | 30.01 | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. | Тетрадь презентация | ||||||
20 | 06.02 | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово». | Тетрадь презентация | ||||||
21 | 13.02 | Совершенствование воображения. Ребусы. | Тетрадь презентация | ||||||
22 | 27.03 | Развитие быстроты реакций. «Внимание» | Тетрадь презентация | ||||||
23 | 06.03 | Развитие концентрации внимания. «Слоговица». «Найди слово», | Тетрадь презентация | ||||||
24 | 13.03 | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. | Тетрадь презентация | ||||||
25 | 20.03 | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова». | Тетрадь презентация | ||||||
26 | 27.03 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». | Тетрадь презентация | ||||||
27 | 03.04 | Развитие логического мышления.. «Первая одинаковая». | Тетрадь презентация | ||||||
28 | 14.04 | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», | Тетрадь презентация | ||||||
29 | 17.04 | Развитие быстроты реакции. «Фразеологизмы», | Тетрадь презентация | ||||||
30 | 24.04 | Развитие концентрации внимания». «Лишнее слово» | Тетрадь презентация | ||||||
31 | 08.05 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт» . | Тетрадь презентация | ||||||
32 | 12.05 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». | Тетрадь презентация | ||||||
33 | 15.05 | Совершенствование воображения. «Внимание». | Тетрадь презентация | ||||||
34 | 22.05 | Конкурс эрудитов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа 1-4...
Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса
Программа адаптационного периода по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя безопасность» (социальное направление) для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс
Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...
Программа дополнительного образования "Мир моих интересов. Другой взгляд в другой мир"
Программа"Мир моих интересов" рассчитана на четыре года занятий с младшими школьниками и предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное пониман...
Рабочая программа элективного курса "Английский с интересом"
Программа «Английский с интересом» по содержательной, тематической направленности является социально -педагогической; по функциональному предназначению - досуговой; по форме организации ...