Конспект урока православной культуры "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Маслова Ольга Владимировна

Урок ОРКСЭ модуля ОПК педназначен для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pravoslavnoy_kultury_sovest_i_raskayanie.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Предмет: Основы православной культуры.

Тема: «Совесть и раскаяние».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению понимания значения совести и роли раскаяния в духовной жизни человека.

Задачи формирования УУД.

Личностные: 

- способствовать развитию интереса к учебно-познавательному материалу и способам решения учебной задачи;

- способствовать готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.

Регулятивные:

- учить планировать учебные исследовательские действия;

- способствовать проявлению познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Познавательные: 

- помогать осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных                    признаков;

- учить строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: 

- учить выражать в речи свои мысли и действия;

- способствовать развитию навыка работы в паре.

Планируемые результаты:

Знать: понятия «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние», «покаяние».

Уметь: анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

Оборудование: учебник,  словари, презентация, карточки по вариантам, кружочки.

Ход урока.

1.Организационный этап. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры и затронем очень важную нравственную тему. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Ведь глаза это зеркало души.

2. Актуализация раннее изученных знаний.

На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. И сейчас я предлагаю вспомнить, какие же качества души приближают человека к Богу. Для каждой группы я приготовила несколько качеств, вам нужно выбрать нужные и прикрепить на доску. Если кто-то забыл, вы можете вспомнить правила работы в группе (на доске).

Учитель раздает карточки с качествами.

1 группа: Доброта, Верность, Жадность, Зависть

2 группа: Милосердие, Взаимопомощь, Предательство, Ненависть

3 группа: Скромность, Бескорыстие, Лень, Равнодушие

На доске появляется:

Доброта,

Верность,

Милосердие,

Взаимопомощь,

Скромность,

Бескорыстие

А какие качества души вы не выбрали?

(Ответы детей: Жадность, Зависть, Предательство, Ненависть, Лень, Равнодушие).

А о каком главном свойстве души вы узнали на прошлом уроке?

(Ответ детей: Мы узнали, что душа становится богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто делает добро другому человеку, и сам становится добрее.)

Дома у вас было задание вспомнить литературные произведения, где говорится о добре. Какие произведения вы записали и почему?

(Ответы детей)

А как вы думаете, что такое добро?

(Ответы детей)

В православной культуре добро-это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям и радует Бога.

Подберите антоним к слову добро.

(Ответ детей: зло)

Совершенно верно все то, что удаляет от добрых целей называется злом. В православии есть синоним слова «зло». Может вы догадаетесь какой?

(Ответ детей: грех)

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление это не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

3.1. Слушание притчи.

А что же указывает человеку на его грех? Я думаю вы догадаетесь, прослушав небольшую притчу.

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Что-то мучило его.

И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня – сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.

           Так что не давало покоя столько лет этому молодому человеку?

(Ответ детей: совесть)

Да, именно она беспощадно грызла его. А кто обратил внимание на новое слово. Для чего молодой человек решил найти слепого?

(Ответ детей: чтобы покаяться.)

Совершенно верно. В православии есть слово покаяние или раскаяние.

3.2. Формулирование темы и задач урока.

Догадались ли вы какова тема нашего урока?

(Ответ детей: Совесть и раскаяние.)

На доске открываются перевернутые карточки

А о чем бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей)

4. Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Словарная работа с термином «совесть»

Какое бы вы дали определение слову «совесть»?

(Ответы детей)

Давайте посмотрим определения слова «совесть», данные в словаре.

1 группа Словарь Академии

2 группа Словарь Даля

3 группа Энциклопедический словарь

А что же о совести говорит наш учебник? Откроем с.53 и прочитаем.

4.2 Работа с определением.

Определений слова совесть очень много.

- Рассмотрим, что же обозначает само слово «совесть».

 «со» означает соединение с чем-либо.

- С чем (или точнее с Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

В слове «совесть» есть и слово «весть». Человеческая совесть изначально действовала не одна. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, в которой предлагалось человеку пересмотреть его поступок.

4.3. Работа с текстом учебника.

Угрызения совести испытывали многие святые люди. На с.53 учебнике и на экране мы видим портрет апостола Петра. Что вы можете сказать о его взгляде?

(Ответы детей)

Давайте прочитаем в учебнике (с.51-52) евангелийскую историю «Отречение Петра».

Дети читают:

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал…

Как вы думаете, почему плакал апостол Петр?

(Ответы детей)

А что же было дальше? Давайте прочитаем.

Дети читают:

В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

Когда человек предает тех, кто его любит, душа не может радоваться. Даже разум может оправдать этот поступок. Для этого и нужна совесть. После совершения греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

4.4 Работа совести.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела. Найдите каких в учебнике.

(Ответы детей:

- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»).

А можно ли совесть сравнить с занозой?

(Ответы детей)

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Как в первой притче. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

5. Физминутка

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Встаем. Если вы услышите утверждение, которое относится к честному, совестливому человеку – хлопок над головой. Если к бессовестному человеку – тихонько топаем.

-Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину (хлопок)
-Я завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой (топот)

-Я добросовестно выполняю любую работу (хлопок)
-Я уступаю место в автобусе пожилым людям (хлопок)

-Я рассказываю секрет, доверенный мне другом (топот)
-Если я не выполню домашнюю работу, то спишу у товарища (топот)

- Я никогда не порчу школьную мебель (хлопок)

- Я стараюсь отдыхать на перемене так, чтобы не мешать товарищам (хлопок)

- Я с уважением отношусь к окружающим (хлопок)

- Я иногда подсмеиваюсь над недостатками друзей(топот)

- Я всегда выполняю правила этикета (хлопок)

6. Продолжение работы над новой темой

6. 1 Понятие раскаяния

В жизни мы совершаем много ошибок, но в наших силах их исправить. В этом человеку помогает раскаяние или покаяние.

-Что же такое раскаяние?

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

Перед вами на доске 3 шага раскаяния. (Согласие с криком совести, Переворот своих стремлений, Покаянная молитва). Попробуйте выставить эти шаги в правильном порядке.

На доске

Согласие с криком совести

Переворот своих стремлений

Покаянная молитва

6.2 Разбор этических ситуаций.

Как вы понимаете значение 1 шага?

(Ответ детей: Первый шаг покаяния означает сожаление о том, что сделано).

Приведите примеры, когда вы жалели о вашем поступке.

(Ответы детей)

Как вы понимаете значение 2 шага?

(Ответ детей: Второй шаг покаяния означает исправление ошибки).

Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет. Необходимо исправлять свою ошибку делом!

Дети называют дело противоположное, совершенному греху:

-Украл? – Верни!

-Солгал?- Скажи правду!

-Пожадничал?- Подари!

-Сказал злое слово? – Попроси прощения!

Давайте рассмотрим три ситуации. Вам нужно определить правильно ли поступили ребята, по совести или нет? Если нет, то как все исправить.

1 группа: Марина по просьбе мамы покупала в магазине молоко. Кассир по ошибке дал ей со сдачей лишние пятьдесят рублей. Марина очень обрадовалась. Она купила младшему брату шоколадку.

2 группа: В школьном коридоре Андрей нашел сотовый телефон. Кроме Андрея, в коридоре никого не было. Андрей взял телефон себе. Он давно о таком мечтал.

3 группа: Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Максима, которому доверяла, посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно списывали. Когда учительница вернулась в класс Максим не стал выдавать ребят.

(Ответы детей)

6.3. Покаянная молитва.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло…

У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя. Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

И сейчас у вас есть возможность послушать покаянную молитву и возможно вспомнить те поступки, в которых вы так и не раскаялись.

Дети слушают молитву «Господи помилуй, господи прости!»

7. Проверка понимания пройденного.

Наш урок заканчивается. Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Я надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, которые задавали в начале урока. А у меня к вам осталось два вопроса:

-Как вы понимаете полушуточное определение человека: «Человек - это животное, умеющее краснеть»?

-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

8. Информация о домашнем задании 

Дома вы можете сделать задание на выбор:

-Подобрать пословицы или высказывания со словом «совесть».

-Вспомнить литературные произведения, где говорится о совести.

-Посмотреть мультфильмы «Лунтик-совесть», «Вовка и совесть».

9. Итог урока. Рефлексия.

Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Возьмите только тот, который ближе всего выражает мнение, к которому вы пришли после урока:

           Мне кажется, что прожить можно и без совести.

          Сегодняшний урок помог осознать, что мне есть, в чем раскаяться

          Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Дети поднимают кружки

Звучит красивая музыка. Учитель и 4 девочки читают стихи.

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!

Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православное учение о человеке: душа"

Конспект урока для учащихся 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию интереса к православной культуре, нап...

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

Конспект урока "Православный храм"

Коспект урока по ОРКСЭ на тему "Православный храм"...

Конспект урока "Православный храм"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Православный храм"...

Конспект урока православной культуры по теме "Золотое правило жизни"

Урок адресован учащимся 4 класса по предмету православная культура, автор учебника Шевченко Л. Л....

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....