Особенности построения занятий в ГПД классов 4 вида.
статья (3 класс) на тему

Зотова И.В.

Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализатора, темпа и качеств зрительной работы и, как следствие, ведут к снижению школьной успеваемости и успешной социализации личности. С целью обеспечения стопроцентного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать различные приёмы и методы коррекционной работы на занятиях в ГПД и на уроке, в домашнем задании  в классах 4 вида коррекционно-развивающей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности занятий в ГПД  классов 4 вида.

Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализатора, темпа и качеств зрительной работы и, как следствие, ведут к снижению школьной успеваемости и успешной социализации личности. С целью обеспечения стопроцентного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать различные приёмы и методы коррекционной работы на занятиях в ГПД и на уроке, в домашнем задании  в классах 4 вида коррекционно-развивающей направленности.

Структура урока  или занятия в ГПД.

1.        Организационный момент.

Необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных заданий, чрезмерно волноваться, т.к. это может снизить качество зрительного восприятия.

2.        Постановка задач занятия.

Учитель сообщает ученикам, какие умения и навыки он будет проверять. Может попросить детей вспомнить соответствующие правила или приемы и пользоваться ими.

3.        Выполнение учащимися  заданий.

Индивидуальное выполнение заданий; диагностический материал не используется на обучающих занятиях.

4.        Физкультурная пауза со зрительной гимнастикой, паузами и зрительными упражнениями.

5.        Выполнение учащимися  заданий.

6.        Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учитель не сообщает ученикам достигнутый ими уровень выполнения заданий. Оценивает прилежание, работоспособность, процент выполненных заданий от числа запланированных.

Особенности подготовки урока или занятия в ГПД:

1) Соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание щадящего режима в дозировке мыслительной и зрительной нагрузки через  регулярное использование зрительных гимнастик, пауз, упражнений и тренажёров (количество определяется темой урока и контингентом  учащихся).

2) Определить программное содержание, конкретизировав его частными задачами по РЗВ (формирование, научение,  развитие, совершенствование и уточнение, обобщение).

3) Определить требования к детям по решению зрительной задачи.

а) объём и качество работы ребёнка

б) способ деятельности ребёнка (по образцу, самостоятельно, с помощью педагога, всем классом, индивидуально, по группам)

в) конечный результат деятельности и способ его проверки

4) Выбор заданий (количество) и использование ведущих принципов, специальных методик и средств обучения - основной метод ПРАКТИЧЕСКИЙ, а форма работы с учащимися - ГРУППЫ СМЕННОГО СОСТАВА

5) Подбор наглядных пособий   

Требования к изображению и его демонстрации:

- количество объектов, размер объектов

- удалённость объекта от ребёнка

- удалённость объектов друг от друга

- контрастность фона

- отсутствие бликов

- использование при показе указки…

- выбор места демонстрации

- чёткость изображения

- выделение рамки сюжетной картины

- обведение по контуру изображения

6) Подведение итогов

7) Оценка деятельности - рефлексия

Коррекционная работа.

Целью  деятельности классов  IV вида коррекционно-развивающей направленности является  достижение учащимися с амблиопией и косоглазием достаточного уровня обученности и готовности к продолжению образования без специальной  тифлопедагогической  и медицинской поддержки путём обеспечения максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей.

Здесь не обойтись без  системного и дифференцированного подхода в обучении через планомерную коррекционную работу, в которой главное-создание положительной атмосферы и формирование желания учиться.

Для эффективной коррекционной работы в классах IV вида коррекционно-развивающей направленности  необходимо выработать систему  по отработке пробелов в знаниях, умениях, навыках. Для этого необходимо организовывать коррекцию на любом этапе урока или занятия в ГПД через  развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного восприятия  необходимо проводить в 5 направлениях.

В    соответствии с новыми подходами к обучению и воспитанию детей с нарушением зрения  -  внедрение ФГОС, опираясь на знания  индивидуальных, зрительных и психологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием организация учебно-воспитательного процесса в классах 4 вида коррекционно-развивающей направленности подчинена определенным нормам и требованиям. Основным средством управления РЗВ является обучение детей способам видения через применение на каждом уроке системы зрительных пауз, гимнастик и зрительных упражнений, реализующих 5 направлений коррекционной работы, именно:

1) Развитие сенсорных эталонов

2) Развитие зрительно-пространственного восприятия

3) Развитие зрительно – моторной координации

4) Развитие восприятия сюжетного изображения

5) Развитие восприятия глубины пространства

        Зрительные паузы и упражнения включаются в каждый общеобразовательный урок и занятие в ГПД, плавно сочетаясь с темой занятия или урока. Зрительные упражнения решают задачи обучения и непосредственно реализуют 5 направлений развития зрительного восприятия. А зрительные паузы направлены на отдых и снятие напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО

Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему «Особенности построения программы обучения в начальной школе»

Данное выступление можно использовать на родительском собрании для родителей будущих первоклассников....

Статья: "Особенности построения занятий в ГПД (4 вид)"

Материал, содержащийся в статье, позволяет составить план занятий для учащихся из классов коррекционно-развивающей направленности....