Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
статья на тему
Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_postroeniya_sovremennogo_uroka_v_sootvetstvii_s_realizatsiey.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологической основой ФГОС НОО является системно - деятельностный подход
Задачи, стоящие перед учителем, реализующим ФГОС НОО Изучить: - принципы деятельностного подхода; - принципы построения урока; - примерную типологию; - технологии, реализующие деятельностный подход Освоить: - критериальную систему оценивания; - принципы организации диалога на уроке; Проанализировать реализацию системно – деятельностного подхода на практике
Несколько слов о системно - деятельностном подходе Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе
Несколько слов о системно - деятельностном подходе Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни Иными словами, субъект должен уметь: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.
Система дидактических принципов Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Система дидактических принципов 3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Система дидактических принципов 5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Результатами освоения основной образовательной программы являются: Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира. освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметные понятия. готовность и способность обучающихся к саморазвитию , сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя I . Новый результат формулируется в виде конкретных задач: 1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя II . Меняется и представление об уроке Организация деятельности учеников на уроке происходит через: - постановку цели деятельности; - планирование своих действий по реализации поставленной цели; - саму деятельность, рефлексию полученных результато в
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя III . Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы : активные, интерактивные, исследовательские, проектные
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя IV . Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности (по типологии уроков А.К. Дусавицкого )
Типология уроков А.К. Дусавицкого 1. Урок постановки учебной задачи 2. Урок решения учебной задачи 3. Урок моделирования и преобразования модели 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа 5. Урок контроля и оценки
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя V .Типология уроков в дидактических системах, основанных на использовании деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания. 2. Уроки рефлексии. 3. Уроки общеметодологической направленности. 4. Уроки развивающего контроля.
Уроки деятельностной направленности Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия . Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки деятельностной направленности Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Уроки деятельностной направленности Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия , связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов . Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки деятельностной направленности Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции . Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Мотивирование к учебной деятельности Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ( НАДО ); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ( ХОЧУ ); 3) устанавливаются тематические рамки ( МОГУ ).
Структура урока открытия нового знания на основе деятельностного подхода II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия , его осуществление и фиксация индивидуального затруднения .
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии На этапе происходит: 1) актуализация изученных способов действий , достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов ; 3) мотивация к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление ; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
III .Выявление места и причины затруднения На данном этапе обучающиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково ) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий : ставят цель ( целью всегда является устранение возникшего затруднения ), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель : с помощью подводящего или побуждающего диалога, с помощью исследовательских методов
V. Реализация построенного проекта Происходит: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково , использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Отрабатывается решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на основе использования нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Этап проходит в форме индивидуальной работы : самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки при пошаговом сравнении с эталоном. В завершение -исполнительская рефлексия Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха , мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
VIII. Включение в систему знаний и повторение выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Тренируются в использовании изученного материала , имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе: фиксируется новое содержание , изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности
Практическая работа по проектированию урока русского языка, соответствующего ФГОС НОО
Выполнению продуктивных заданий надо учить! Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Комплекс образовательных технологий: Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Правописание Ь на конце существительных после шипящих Кольца, ручьи, семья, голубь, ночь, письмо, снегирь, молодёжь, компьютер, тетрадь, мышь, календарь, вьюга, кольчуга
Правописание Ь на конце существительных после шипящих Кольца ручьи ночь Голубь семья молодежь Письмо компьютер мышь Снегирь вьюга Тетрадь Календарь кольчуга
Правописание Ь на конце существительных после шипящих Ночь - плач Молодежь - гараж Мышь - камыш
Прием “Корзина” идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ” Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, умею, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию З наю У мею Х очу узнать
Прием “Написание эссе” Смысл э того приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ») I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ») Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ») Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Имя прилагательное В лесу живёт зверь. У него шерсть, уши, хвост.
Имя прилагательное Могут быть даны слова для справок 1 вариант: трусливый, серый, длинный, короткий 2 вариант: трусливый, хитрый, серый, рыжий, длинный, чуткий, короткий, пушистый
Знакомство с понятиями Части речи Формы слова Корень слова Члены предложения. Главные члены предложения
Нетрадиционные формы урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...
Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО
Использование эффективных образовательных технологий и активных методов обучения в практике работы современного учителя является обязательным условием интеллектуального, творческого ...
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В статье рассказывается об особенностях построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....
Особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ в концепции ФГОС
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...
Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО.
Как разработать урок по-новому? Современный урок, его особенности, этапы проектирвания....
Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...