Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП
статья на тему
В статье описывается материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialno-tehnicheskoe_obespechenie_uchebnogo_protsessa.doc | 478.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП
Общая
характеристика
ДЦП
Характеристика ДЦП
При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений, которые могут быть единичными или сочетанными.
Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:
- напряжение мышц;
- спастическое сокращение мышц;
- разнообразные движения непроизвольного характера;
- нарушения походки; ограниченная подвижность.
Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности.
Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, дыхания, трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.
Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным - оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани.
Формы ДЦП
Спастическая диплегия
Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.
Гемиплегическая форма
Спастическая гемиплегия, гемипарез характеризуется односторон- ним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы.
Двойная гемиплегия
Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук затрудняет самообслуживание и простую трудовую деятельность.
Гиперкинетическая форма
Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Такие дети благополучно заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.
Атонически-астатическая форма
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и моз-жечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП отмечается снижение интеллекта.
Вывод: Диагностировать конкретную форму ДЦП может только врач-специалист. Особенно важно организовать взаимодействие педагогов, врачей и родителей для составления реабилитационной карты ребёнка, его индивидуальной программы обучения и развития.
Особенности интеллектуальной деятельности детей с ДЦП
1 группа
Более выражено недоразвитие корковых функций по сравнению со степенью снижения интеллекта. Выражены церебрастенические нарушения. Характерные нарушения в проявлениях функционально-динамических нарушений работы мозга:
-повышенная психическая истощаемость (церебрастения) проявляется по-разному (заторможенность или двигательное беспокойство - обычно к концу уроков, во второй половине дня);
-инертность психической деятельности (стереотипность действий, затруднена переключаемость);
-замедленность всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.).
Несмотря на функционально-динамическую ослабленность, интеллект считается в норме более чем у 50 % учащихся. Они хорошо усваивают массовую программу при соблюдении принципа щадящих условий (охранительного режима).
2 группа
Неравномерность психического дефекта с преимущественным нарушением целенаправленной деятельности, поведения, эмоционально-волевой сферы.
Характерные проявления ЗПР при ДЦП (кроме тех, что в первой группе):
-малый запас знаний и представлений об окружающем мире; специфическая обедненность и недиффиренцированность понятий - при относительной сохранности отвлеченного мышления;
-несформированность умственных действий и возможность использования помощи со стороны.
ЗПР носит вторичный (побочный) характер, поэтому есть все возможности к активной коррекции мыслительной деятельности данной группы детей (активное формирование психических функций, побуждение их к развитию).
3 группа
Дети с интеллектуальной неполноценностью (более 10 %0 при ДЦП).
В данном случае наряду с органическими поражениями двигательных зон имеется органическое поражение всей коры головного мозга, а именно:
-к инертности нервных процессов (замедленность, застойность, сниженная переключаемость);
-к слабости замыкательной функции коры головного мозга (трудно вырабатываются новые рефлексы, снижение памяти, забывчивость);
-к ограниченности восприятия нового (порционность, дозированность восприятия материала);
-к снижению активности психики (побуждение извне к познавательной деятельности).
Общее для всех групп:
1 Неравномерный характер психического развития при ДЦП (мозаичность: одни сферы развиты, другие - нет).
2 Трудности в формировании психических функций сочетаются с задержкой формирования ряда высших корковых функций.
3 Нарушение деятельности.
4 Аномальное формирование личностных проявлений. Формирование личности детей с ДЦП происходит в сложных условиях. Личность формируется на патологически измененной "почве" в виде церебрально органической недостаточности. Большая роль принадлежит также реакции личности на свой дефект (физическую неполноценность), реакции окружающих (условия воспитания - по типу "Кумира", по типу "Золушки")
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в классах для детей с ДЦП
Архитектурная среда | |
Внеучебное пространство | Учебное пространство |
• специально приспособленное для проезда здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления); • приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны); • адаптированные туалеты | • расположение парт с возможностью проезда коляски • зона для релаксации |
Архитектурная среда
Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия.
Первое условие — это необходимость моделирования специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство. Пространственная и предметная организация среды облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.
Вход в школу
Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Пандус должен быть достаточно пологим и отвечать следующим требованиям: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L)) не
должен превышать 12 градусов. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Его высота должна быть не менее 5 см. Поручни устанавливаются по обеим сторонам пандуса на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см. Удобнее всего поручни круглого сечения с диаметром не менее 3 и не более 5 см. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 30 см с каждой стороны пандуса.
Вдоль коридоров должны быть сделаны поручни по всему периметру, чтобы ребенок, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.
Медицинское сопровождение
Цель образовательного учреждения: Создание в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды с целью повышения качества и доступности образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель медицинского отделения на базе образовательного учреждения: проведение лечебно-оздоровительных мероприятий без отрыва учащихся от учебного процесса, снижение общей заболеваемости и уменьшение числа пропусков по болезни и по проведению курсов лечения основного заболевания на базах городских учреждений;
Так как хронические заболевания у детей являются врождёнными или полученными в раннем детском возрасте, и находятся в состоянии сформировавшегося дефекта, задача – за счёт проводимых лечебных и оздоровительных мероприятий в учреждении без отрыва от учебного процесса, не допустить ухудшения в состоянии здоровья детей, добиться стойкой ремиссии.
Учитывая большое количество детей с патологией опорно-двигательного аппарата, которая затрудняет лечение в амбулаторных условиях, и наличие у ребёнка сразу нескольких хронических заболеваний, лечебно-профилактическая и противорецедивная терапия должна быть постоянной и комплексной.
В состав мед. блока входят:
- кабинет врача;
- кабинет заведующей медицинским отделением;
- приемная;
- процедурный кабинет;
- прививочный кабинет;
- две боксированные палаты;
- физиотерапевтический кабинет;
- кабинет теплолечения;
- кабинет электросна;
- кабинет энтеральной оксигенотерапии.
- кабинет окулиста
- ингаляторий.
В набор лечебно-оздоровительного комплекса входят: наблюдение врачей-специалистов: педиатра, невролога, офтальмолога, психиатра, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение, теплолечение (озокерит – парафин); медикаментозная терапия; аппаратное плеоптическое и ортоптическое лечение зрения.
Организация питания
Правильное и сбалансированное питание с достаточным поступлением пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. От характера питания зависит состояние костной ткани, связочного аппарата, «мышечного корсета» ребенка.
Для организации питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть несколько аспектов:
-оздоровительный компонент: предусматривает составление меню с витаминизацией и составление индивидуального меню для детей-аллергиков с исключением и заменой продуктов, а также для детей с эндокринными заболеваниями;
-психологический компонент связан с созданием комфортных условий приема пищи:
-сервировка стола;
-организация проезда коляски к столу;
-использование специальных столовых приборов, помогающих детям с ДЦП принимать пищу;
-помощь взрослого (педагога, родителя) во время приема ребенком пищи;
-формирование доброжелательного общения детей.
Специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Специальное оборудование | |
Внеучебное пространство | Учебное пространство |
• средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трех-колесный велосипед (с мотором и без него); • средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); • оборудование сенсорной комнаты для релаксации; • микроавтобус с подъемником | • специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям и особенностям детей; • тренажеры для развития манипулятивных функций рук; • средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону; • зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор); • оборудование класса муль-тимедийным проектором, компью-тером |
В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:
• специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);
• специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т. п.;
• средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки), подъемники для пересаживания и др.;
• ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;
• специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей;
• средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);
• тренажеры для развития манипулятивных функций рук;
• приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);
• адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов;
• средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации; средства альтернативной коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если есть зрительные нарушения);
• компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;
• подъемники, велотренажеры, коврики;
• зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор);
• оборудование сенсорной комнаты для релаксации;
• оборудование класса мультимедийным проектором, компьютерами;
• микроавтобус с подъемником
Вспомогательные приспособления для детей с ДЦП
Ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни нередко требуются специальные приспособления. Даже для того, чтобы ребенок мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель.
Конкретные приспособления применяются исходя из типа паралича и степени нарушения координации, равновесия и моторики.
Приспособления для мобильности детей с ДЦП
Костыли
Трость
Сиденье
Ходунки
Параподиум
Инвалидные кресла
Ортопедическая обувь
Приспособления для развития детей с ДЦП
Туторы
Вертикализатор
Велосипед для детей с ДЦП
Мебель
Тренажеры
В случае с детьми с ДЦП к тренажерам можно отнести и ходунки, и вертикализаторы, и параподиум любое приспособление, позволяющее малышу проявлять активность.
Тренажеры в классическом понимании в основном устроены по принципу велотренажеров.
Самыми продвинутыми являются модели с электроприводом, благодаря которому педали крутит сам тренажер, но при этом сохраняется положительный эффект физической активности - укрепляются и расслабляются мышцы.
Приспособления для развития мелкой моторики
Гигиенические приспособления для детей с ДЦП
Приспособления на посуду и столовые приборы
Кресла-сиденья для ванны
Кресло-сиденье для ванны помогает родителям купать ребёнка. Каркас выполнен из алюминия. сиденье - из влагостойкого материала. Кресло-сиденье оснащено фиксирующими ремнями, позволяющими безопасно разместить ребёнка, и имеет регулировку угла наклона, чтобы поза была удобной.
Кресла-туалеты
Кресло-туалет избавляет родителей от необходимости переносить ребёнка из кресла в туалетную комнату. Оно представляет собой кресло со съемным санитарным устройством и полным набором ремней и упоров для фиксации ребёнка.
Список литературы
1. Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. - 2014. - № 4.
2. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2008
4. 1. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.
5. Левченко И. Ю. Современные проблемы организации обучения детей с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. - 2014. - № 1.
6. Рекомендации для руководителей ОО по созданию специальных образовательных условия для детей с ОВЗ // Здоровье детей. - 2014. - № 10. - С. 46-50, № 12.
7. Родак Е. В. Школа комфортного обучения / Е. В. Родак, В. П. Русецкая // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. - 2009. - № 3.
8. Симонова Т. Н. Специальные психолого-педагогического условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекц. педагогика. - 2008. - № 1.
9. Симонова Т. Н. Специальные психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекц. педагогика. - 2008. - № 4.
10. Иллюстративный материал – сеть Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....
Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)
Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)...
«Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Электронно-образовательные ресурсы на уроках в начальной школе».
выступление на педсовете...
Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная инновационная образовательная система представляет собой систему разнообразных образовательных ресу...
Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета
Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета...
Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов
Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов...
Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию. Материально-техническое обеспечение кабинета.
Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию....