Программа внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению "Эрудит" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных  принципов,  основной целью которой является формирование функционально грамотной личности  готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

по обще - интеллектуальному направлению «Эрудит»

для 1 класса «В»

учителя начальных классов

Лукьяновой Елены Николаевны

                               1.Пояснительная записка.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.

Сенека младший, римский писатель и философ.

 

        Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс интеллектуального направления  «Эрудит».

 «Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

 Познавательный аспект.

 Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

 Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

 Развивающий аспект.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

 Развитие двигательной сферы.

 Воспитывающий аспект.

 Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).

 

                 2. Общая характеристика учебного курса

Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных  принципов,  основной целью которой является формирование функционально грамотной личности  готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса

1.

   3. Описание места  учебного курса  в учебном плане.

 

       Наиболее подходящей формой проведения занятий по данному курсу  является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Периодичность занятий -1 раз в неделю. Всего  - 24 занятия.

 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного курса «Эрудит».

  

Результаты обученности по курсу «Эрудит»

 Предметные

- развитие внимания (произвольного, непроизвольного)

- развитие восприятия

- развитие памяти (зрительной и слуховой)

- развитие мышления:

-способность устанавливать связи (аналогия)

-способность к анализу (закономерности)

-способность рассуждать

-способность сравнивать 

 

Личностные

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного   смысла учения

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 

Метапредметные

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

 

                        5.Содержание учебного курса

 

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

КлассификацияЦель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются»)

                         6. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол –во часов

Основной вид учебной деятельности

УУД

Дата проведения

1

Введение. Логические задачи.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

2

Далеко ли до Солнца?

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

3.

Планета Земля

Эвристическая беседа, пересказ.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

4.

Земля, которую использует человек.

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

5.

Сколько весит килограмм?

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц,

счёт предметов.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

6.

Кто строит крепость на воде?

Слово учителя, исследовательская работа.

Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «справа - слева» и т. д.

7.

Кто построил это гнездо?

Эвристическая беседа, пересказ.

Умение сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду.

8

Едят ли птицы сладкое?

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

9

Почему яйцу нельзя переохлаждаться.

Слово учителя, исследовательская работа.

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

10

Режим дня.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Умение составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).

11

Россия

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

12

Россия: продолжение.

13

Геометрические фигуры.

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

14

Абак

Слово учителя, исследовательская работа.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

15

Человеческий организм.

Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

16

Московский Кремль

Слово учителя, исследовательская работа.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

17

Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).

18

Шарады. Ребусы.

19

Задачи в стихах.

20

«Газета любознательных»

Проектная работа

Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

21

Задачи со спичками.

Распределение предметов по группам по их существенным признакам.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

22

Геометрическая викторина.

Определяют закономерности в узоре и продолжают его по заданному признаку.

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

23

Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари)

Слово учителя, исследовательская работа.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

24

Математический КВН

При помощи суждений делать заключение,

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания

7. Описание  учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

                           Методические пособия

1)О. Холодова. Печатные тетради «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010, РОСТкнига в двух частях (1 – 4 класс).

2)О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010 (1 - 4класс)

3)Н. Истомина. «Учимся решать комбинаторные задачи»,       

 

                                               Литература

 Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.:1996.

 Винокурова Н. К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ,    1999.

Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.

Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: Илекса, 2002.

 Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002.

 Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.

Эдигей В. Б. Увлечение чтением. – М.: УЦ Перспектива, 1997.

        8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

К концу учебного года ученик научится: владеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;  мысленно устанавливать сходства и различия предметов;  объединять предметы в группы ( самостоятельно или с помощью учителя); делить  целое  на части; составить описательный рассказ о явлениях;   самостоятельно  или с помощью учителя делать умозаключения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ученик получит возможность научиться: владеть основными логическими операциями; устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;  объединять и распределять предметы по группам; свободно оперировать  обобщающими понятиями;  мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь; находить закономерности в явлениях, уметь их описывать;  при помощи суждений делать умозаключения;  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

.

  

                                         

Программа кружка «Эрудит» разработана учителем начальных классов

Лукьяновой Е.Н. на основе требований Федерального государственного

образовательного стандарта общего начального образования и на основе

авторской программы по математике авторов А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой

М.: « Академкнига» 2012 г.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность по математике является важнейшей составной

частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих

учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.

Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью

материала, подлежащего изучению.

Именно поэтому, главная цель внеурочной деятельности – формирование и

поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование

деятельностных способностей, развитие логического мышления и

математической речи, интереса к решению практических задач и воспитание

потребности изучать их.

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.

Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере

познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится

ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или

творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у

ученика развивается познавательный интерес.

                                                    Задачи.

Исходя из основной цели внеурочной деятельности, можно выделить

частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1)воспитание коммуникативной культуры школьников;

2)расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование

компетенций;

3)выявление и поддержка одаренных детей;

4)поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих

по математике;

5)развитие и совершенствование психологических качеств личности

школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,

настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Реализация задач занятий достигается следующей работой:

1)систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за

рамки материала учебника;

2)работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи

повышенной трудности; особое внимание уделяется методике решения

нестандартных логических заданий;

3)расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем,

творческих заданий.

                                         Ожидаемые результаты.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность

ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной

жизни для исследования математической сущности предмета (явления,

события, факт); способность характеризовать собственные знания по

предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных

математических задач могут быть им успешно решены; познавательный

интерес к математической науке.

Расширение возможностей для творческого развития личности,

установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения

математических характеристик, устанавливать количественные и

пространственные отношения объектов окружающего мира, строить

алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения

практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи

с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и

корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные

знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах,

геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения

изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы

нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-

символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы

для решения математических задач.

Используемая литература.

1. О.А.Захарова «Математика в практических заданиях»

М. «Академкнига» 2012г.

2. О.А.Захарова «Практические задачи по математике»

М. « Академкнига» 2012г.

3. Г.В.Раицкая «Олимпиадные задания» 1-4 кл. Самара «Учебная

литература» 2008год.

Тематическое планирование внеурочной деятельности  «Эрудит» 1 класс

№ п/п

                           Тема занятий

  Дата проведения

1

Введение. Логические задачи.

Координатная прямая.

2

Сколько весит килограмм?

3

Далеко ли до Солнца?

4

Солнечная система

5

Солнце – обыкновенный жёлтый карлик.

6

Планета Земля

7

Спутники планет.

8

Земля, которую использует человек.

9

Кто строит крепость на воде?

10

Кто построил это гнездо?

11

Едят ли птицы сладкое?

12

Почему яйцу нельзя переохлаждаться.

13

Режим дня.

14

Россия

15

Россия

16

Конус

17

Абак

18

Картофель

19

Человеческий организм.

20

Московский Кремль

21

Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

22

Шарады. Ребусы.

23

Задачи в стихах.

24

Магические квадраты.

25

Задачи со спичками.

26

Геометрическая викторина.

27

Символы в реальности и сказке.

Самостоятельное создание символов.

28

Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари)

29

Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари)

30

.«Газета  любознательных».

31

. «Газета  любознательных».

32

Математический КВН

33

Круглый стол «Подведем итоги»

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная грамматика» (интеллектуальное направление) 2 класс

Актуальность  курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с др...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...

Программа внеурочной деятельности "Учусь общаться" (2 класс)

Цель программы – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков . На занятиях младшие школьники узнают основы общения, учатся эффективному использован...