Программа внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению "Эрудит" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность "Эрудит " 1 класс | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
по обще - интеллектуальному направлению «Эрудит»
для 1 класса «В»
учителя начальных классов
Лукьяновой Елены Николаевны
1.Пояснительная записка.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сенека младший, римский писатель и философ.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс интеллектуального направления «Эрудит».
«Развитие познавательных способностей» (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект.
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).
2. Общая характеристика учебного курса
Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности готовой к активной деятельности, владеющей системой математических, грамматических и литературных знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач..
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является выработка привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению, правильно оценивать ситуацию. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея этого курса
1.
3. Описание места учебного курса в учебном плане.
Наиболее подходящей формой проведения занятий по данному курсу является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Периодичность занятий -1 раз в неделю. Всего - 24 занятия.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Эрудит».
Результаты обученности по курсу «Эрудит»
Предметные
- развитие внимания (произвольного, непроизвольного)
- развитие восприятия
- развитие памяти (зрительной и слуховой)
- развитие мышления:
-способность устанавливать связи (аналогия)
-способность к анализу (закономерности)
-способность рассуждать
-способность сравнивать
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
5.Содержание учебного курса
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются»)
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол –во часов | Основной вид учебной деятельности | УУД | Дата проведения |
1 | Введение. Логические задачи. | 1ч | Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц. | Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.). | |
2 | Далеко ли до Солнца? | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Умение находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между). Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.). | |
3. | Планета Земля | 1ч | Эвристическая беседа, пересказ. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | |
4. | Земля, которую использует человек. | 1ч | Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | |
5. | Сколько весит килограмм? | 1ч | Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц, счёт предметов. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | |
6. | Кто строит крепость на воде? | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «справа - слева» и т. д. | |
7. | Кто построил это гнездо? | 1ч | Эвристическая беседа, пересказ. | Умение сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду. | |
8 | Едят ли птицы сладкое? | 1ч | Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | |
9 | Почему яйцу нельзя переохлаждаться. | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. | |
10 | Режим дня. | 1ч | Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц. | Умение составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). | |
11 | Россия | 1ч | Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. | |
12 | Россия: продолжение. | 1ч | |||
13 | Геометрические фигуры. | 1ч | Распределение предметов по группам по их существенным признакам. | Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками). | |
14 | Абак | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания. | |
15 | Человеческий организм. | 1ч | Слово учителя, установление смысловых связей, составление таблиц. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | |
16 | Московский Кремль | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания. | |
17 | Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша». | 1ч | Распределение предметов по группам по их существенным признакам. | Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). | |
18 | Шарады. Ребусы. | 1ч | |||
19 | Задачи в стихах. | 1ч | |||
20 | «Газета любознательных» | 1ч | Проектная работа | Умение сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. | |
21 | Задачи со спичками. | 1ч | Распределение предметов по группам по их существенным признакам. | Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания. | |
22 | Геометрическая викторина. | 1ч | Определяют закономерности в узоре и продолжают его по заданному признаку. | Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.). | |
23 | Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари) | 1ч | Слово учителя, исследовательская работа. | Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | |
24 | Математический КВН | 1ч | При помощи суждений делать заключение, | Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания |
7. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Методические пособия
1)О. Холодова. Печатные тетради «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010, РОСТкнига в двух частях (1 – 4 класс).
2)О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам» (курс «РПС»), Москва, 2010 (1 - 4класс)
3)Н. Истомина. «Учимся решать комбинаторные задачи»,
Литература
Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.:1996.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.
Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.
Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: Илекса, 2002.
Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома. – М: ТЦ Сфера, 2002.
Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.
Эдигей В. Б. Увлечение чтением. – М.: УЦ Перспектива, 1997.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса.
К концу учебного года ученик научится: владеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация; мысленно устанавливать сходства и различия предметов; объединять предметы в группы ( самостоятельно или с помощью учителя); делить целое на части; составить описательный рассказ о явлениях; самостоятельно или с помощью учителя делать умозаключения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ученик получит возможность научиться: владеть основными логическими операциями; устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; объединять и распределять предметы по группам; свободно оперировать обобщающими понятиями; мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь; находить закономерности в явлениях, уметь их описывать; при помощи суждений делать умозаключения; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
.
Программа кружка «Эрудит» разработана учителем начальных классов
Лукьяновой Е.Н. на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта общего начального образования и на основе
авторской программы по математике авторов А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой
М.: « Академкнига» 2012 г.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность по математике является важнейшей составной
частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих
учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.
Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью
материала, подлежащего изучению.
Именно поэтому, главная цель внеурочной деятельности – формирование и
поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование
деятельностных способностей, развитие логического мышления и
математической речи, интереса к решению практических задач и воспитание
потребности изучать их.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения.
Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере
познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится
ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или
творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у
ученика развивается познавательный интерес.
Задачи.
Исходя из основной цели внеурочной деятельности, можно выделить
частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
1)воспитание коммуникативной культуры школьников;
2)расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование
компетенций;
3)выявление и поддержка одаренных детей;
4)поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих
по математике;
5)развитие и совершенствование психологических качеств личности
школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Реализация задач занятий достигается следующей работой:
1)систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за
рамки материала учебника;
2)работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи
повышенной трудности; особое внимание уделяется методике решения
нестандартных логических заданий;
3)расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем,
творческих заданий.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность
ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной
жизни для исследования математической сущности предмета (явления,
события, факт); способность характеризовать собственные знания по
предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных
математических задач могут быть им успешно решены; познавательный
интерес к математической науке.
Расширение возможностей для творческого развития личности,
установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов окружающего мира, строить
алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения
практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи
с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и
корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные
знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах,
геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения
изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы
нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-
символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы
для решения математических задач.
Используемая литература.
1. О.А.Захарова «Математика в практических заданиях»
М. «Академкнига» 2012г.
2. О.А.Захарова «Практические задачи по математике»
М. « Академкнига» 2012г.
3. Г.В.Раицкая «Олимпиадные задания» 1-4 кл. Самара «Учебная
литература» 2008год.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Эрудит» 1 класс
№ п/п | Тема занятий | Дата проведения |
1 | Введение. Логические задачи. Координатная прямая. | |
2 | Сколько весит килограмм? | |
3 | Далеко ли до Солнца? | |
4 | Солнечная система | |
5 | Солнце – обыкновенный жёлтый карлик. | |
6 | Планета Земля | |
7 | Спутники планет. | |
8 | Земля, которую использует человек. | |
9 | Кто строит крепость на воде? | |
10 | Кто построил это гнездо? | |
11 | Едят ли птицы сладкое? | |
12 | Почему яйцу нельзя переохлаждаться. | |
13 | Режим дня. | |
14 | Россия | |
15 | Россия | |
16 | Конус | |
17 | Абак | |
18 | Картофель | |
19 | Человеческий организм. | |
20 | Московский Кремль | |
21 | Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша». | |
22 | Шарады. Ребусы. | |
23 | Задачи в стихах. | |
24 | Магические квадраты. | |
25 | Задачи со спичками. | |
26 | Геометрическая викторина. | |
27 | Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов. | |
28 | Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари) | |
29 | Книги – помощники (энциклопедии, справочники , словари) | |
30 | .«Газета любознательных». | |
31 | . «Газета любознательных». | |
32 | Математический КВН | |
33 | Круглый стол «Подведем итоги» |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная грамматика» (интеллектуальное направление) 2 класс
Актуальность курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с др...
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...
Программа внеурочной деятельности "Учусь общаться" (2 класс)
Цель программы – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков . На занятиях младшие школьники узнают основы общения, учатся эффективному использован...