Программа внеурочной деятельности "Учусь общаться" (2 класс)
рабочая программа (2 класс)
Цель программы – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков . На занятиях младшие школьники узнают основы общения, учатся эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, коммуникативной культуре в общественных местах. Для активизации школьников используются игры и мультфильмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Учусь общаться" для 2 класса | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельностью
«Учусь общаться»
направление - социальное
для учащихся 2 классов
Разработала: Барышкова Ольга Владимировна, педагог-психолог, высшей квалификационной категории |
2021 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Учусь общаться» для учащихся 2 классов.
Перестройка общественных отношений в российском социуме определяет запрос на развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников. При этом психологи, педагоги и социологи отмечают ухудшение отношения детей к непосредственному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Компьютерная коммуникация создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует раскрепощенность, и некоторую безответственность в общении. Поэтому формирование навыков общения у школьников остаётся одной из актуальных задач школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает активно формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость в разработке такой программы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе программы Фопеля К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2017 и мультфильмов «Уроки хороших манер».
Из программы Фопеля К. взяты разделы «Установление контакта», «Доверие», «Сочувствие».
Программа реализуется в качестве курса занятий по социальному направлению внеурочной деятельности для учащихся 2 классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Общение включает в себя такие составляющие как:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
2) знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»);
3) умение организовать общение («Я умею»).
Исходя из этого, определены цель и задачи курса.
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- мотивирование детей к познанию и пониманию других людей;
- формирование коммуникативной культуры;
- развитие навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
- обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
- развитие доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
- формирование понимания ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Принципы построения программы:
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- комплексности методов психологического воздействия;
- учёта объема и степени разнообразия материала;
- учёта эмоциональной сложности материала;
- диалогичность;
- принцип коллективности.
Реализация программы осуществляется на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, с помощью игровых, информационно-коммуникативных, коммуникативно-диалоговых технологий.
На занятиях используются различные методы:
- дискуссия;
- беседа;
- работа с мультфильмами;
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- элементы наблюдения, самонаблюдения;
- сюжетно-ролевые игры.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия.
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- сопереживание другим людям;
- понимание чувств одноклассников, учителей, родителей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
- понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанной ошибки;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, в контролируемом пространстве Интернета;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге;
- проявлять устойчивый интерес к общению в групповой работе;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
Обучающийся получит возможность научиться:
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять самостоятельность и контролировать свои действия в групповой работе;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, правилах организации взаимодействия людей, способах поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному открытому общению в позиционных общностях.
Контроль за результатами освоения программы:
- Наблюдение за применением учащимися полученных на занятиях навыков в ситуации общения и взаимодействия в социуме.
- Создание «итогового продукта» по разделам: памятки по темам.
Содержание программы
Программа состоит из 3 разделов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Основы общения. | 12 |
2 | Вербальные и невербальные средства общения. | 8 |
3 | Правила поведения в общественных местах. | 14 |
Раздел I. Основы общения (12 часов)
Цели:
- дать возможность ребёнку почувствовать, что он, как каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её;
- показать детям, что отношения могут нравиться и не нравиться;
- помочь детям понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания;
- развивать у детей необходимые качества для общения;
- обучать детей основам общения.
Изучаемые темы: Такие разные отношения. Приветствия. Как прощаться. Как знакомиться. Как извиняться. Просьба. Выражение благодарности. Как предложить помощь. Комплименты. Доверие. Терпимость. Пунктуальность.
Как определить, с кем мы находимся в каких-нибудь отношениях? Как построить карту отношений. Что такое идеальные отношения? Чем они отличаются от реальных? Легко ли мне взаимодействовать? Как приветствовать и прощаться с окружающими? Какие существуют правила знакомства? Легко ли просить прощение? Если ты виноват, как попросить прощение? Как выразить человеку благодарность? Как лучше предложить помощь другу? Всегда ли надо предлагать свою помощь? Как правильно дарить и принимать комплименты? Что такое доверие в отношениях? Что такое толерантность? Важно ли быть толерантным? К чему приводит непунктуальность в отношениях с окружающими?
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.
Раздел II. Вербальные и невербальные средства общения. (8 часов)
Цели:
- познакомить учащихся с вербальными и невербальными средствами общения;
- помочь детям осознать роль невербальных средств в общении;
- обучать детей эффективным способам вербального и невербального общения.
Изучаемые темы: Средства общения. Жесты контроля. Улыбка. Дистанция в общении. Прикосновения. Рукопожатие. Ты - Вы. Общение по телефону.
Что такое средства общения? Вербальные и невербальные средства общения. Почему необходимо контролировать некоторые жесты в общении? Сила улыбки. Какие бывают дистанции в общении и почему их важно соблюдать? Всем ли нравятся прикосновения? Когда можно применять рукопожатие? К кому мы обращаемся на «ты», а к кому на «вы». Выработка правил общения по телефону.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.
Раздел III. Правила поведения в общественных местах (14 часов)
Цели:
- познакомить учащимся с правилами поведения в общественных местах;
- обучать детей эффективному взаимодействию в общественных местах.
Изучаемые темы: Поведение в школе. Правила поведения в коллективе. Поведение в библиотеке. Поведение на улице. Общественный транспорт. Поведение в поликлинике. Поведение в кинотеатре. Поведение на концерте, спектакле, в кино. Поведение на экскурсии. Общение в лифте. Как пригласить гостей. Поведение в гостях.
Выработка правил поведения и взаимодействия в общественных местах: библиотека, улица, транспорт, поликлиника, кинотеатр, концерт, спектакль, кино, экскурсия, лифт. Как правильно себя вести в коллективе? Как пригласить гостей? Можно ли ходить в гости без приглашения? Как себя правильно вести в гостях?
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы, разделы | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Раздел I. Основы общения (12 часов) | |||
1 | Такие разные отношения. | 1 | Рисунок «Карта отношений» |
2 | Приветствие. | 1 | Мультфильм «Приветствие». Упражнение «Смешное приветствие». |
3 | Как прощаться. | 1 | Мультфильм «Как правильно прощаться». Упражнение «До свидания». |
4 | Как знакомиться. | 1 | Мультфильм «Правила знакомства». Упражнение «Знакомство». |
5 | Как извиняться. | 1 | Мультфильм «Извинения». Упражнение «Извините!» |
6 | Просьба. | 1 | Мультфильм «Просьба». Упражнение «Просьба». |
7 | Выражение благодарности. | 1 | Мультфильм «Выражение благодарности». Упражнение «Благодарю». |
8 | Как предложить помощь. | 1 | Мультфильм «Как предложить помощь на улице». Упражнение «Я помогаю другим». |
9 | Комплименты. | 1 | Упражнение «Накопительные комплименты». |
10 | Доверие. | Упражнения «Ночной поезд», «Путь доверия». | |
11 | Терпимость. | 1 | Мультфильм «Терпимость». Упражнение «Друзья, не похожие на меня». |
12 | Пунктуальность. | 1 | Мультфильм «Пунктуальность». |
Раздел III. Вербальные и невербальные средства общения. (8 часов) | |||
13 | Средства общения. | 1 | Презентация «Средства общения». |
14 | Жесты контроля. | 1 | Мультфильм «Как контролировать свои жесты». Упражнение «Объясни жестами». |
15 | Сила улыбки. | 1 | Мультфильм «Улыбка». Упражнение «Разные улыбки». |
16 | Дистанция в общении. | 1 | Упражнение «Стоп». |
17 | Прикосновения. | 1 | Упражнения «Мойка машины», «Почесать спинку», «Объятие». |
18 | Рукопожатие. | 1 | Мультфильм «Рукопожатие». Упражнение «Здравствуй». |
19 | Ты - Вы. | 1 | Мультфильм «Ты – Вы». Упражнение «Ты – Вы». |
20 | Общение по телефону. | 1 | Мультфильм «Разговор по телефону». Упражнение «Разговор с другом по телефону». |
Раздел IV. Правила поведения в общественных местах (14 часов) | |||
21 | Поведение в школе. | 1 | Мультфильм «Поведение в школе». Сюжетно-ролевые игры «На уроке», «На перемене». |
22 | Правила поведения в коллективе. | 1 | Мультфильм «Правила поведения в коллективе». |
23 | Поведение в поликлинике. | Мультфильм «Поведение в поликлинике». Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике». | |
24 | Поведение в библиотеке. | 1 | Мультфильм «Поведение в библиотеке». Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке». |
25 | Поведение на улице. | 1 | Мультфильм «Поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «На улице». |
26 | Общественный транспорт. | 1 | Мультфильм «Общественный транспорт». Сюжетно-ролевая игра «В автобусе». |
27 | Поведение в магазине. | Мультфильм «Поведение в магазине». Сюжетно-ролевая игра «В магазине». | |
28 | Поведение в кинотеатре. | 1 | Мультфильм «Поведение в кинотеатре». Сюжетно-ролевая игра «В кинотеатре». |
29 | Поведение на концерте, спектакле. | 1 | Мультфильм «Поведение на концерте, спектакле». Сюжетно-ролевая игра «На спектакле». |
30 | Поведение на экскурсии. | 1 | Мультфильм «Как вести себя на экскурсии на автобусе и в музее». Сюжетно-ролевая игра «В музее». |
31 | Общение в лифте. | 1 | Мультфильм «Общение в лифте». Сюжетно-ролевая игра «В лифте». |
32 | Как пригласить гостей. | 1 | Мультфильм «Как приглашать гостей. Незваный гость». Упражнение «Приглашение гостей». |
33 | Поведение в гостях. | 1 | Мультфильм «Поведение в гостях». Сюжетно-ролевая игра «В гостях». |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Важным условием для проведения занятий является объём группы. Для большей результативности группа не должна превышать 10-12 человек.
Не рекомендуется проводить занятия в том же помещении, где у школьников проводятся уроки. Помещение для занятий должно быть просторным, так как формы пространственной организации постоянно меняются. Часть занятий лучше проводить в кругу. Такая форма расположения создает для всех участников возможность оказаться лицом к лицу. В этой же зоне проводятся сюжетно-ролевые игры и упражнения.
На занятиях используются 27 серий мультсериала «Уроки хороших манер». Мультфильм - привлекательная для школьников форма подачи материала. Через них дается комплексное и системное представление о правилах общения в различных общественных местах.
Отдельно следует сказать о главных героях мультсериала. Это одноклассники: Галя Кнопкина, Вася Борзунов, Жора Булкин, Варвара Соловьева, Диана Кадушкина Наумочкин и др. Между ребятами происходят различные неприятные жизненные ситуации, по разрешению которых они обращаются к своим педагогам Алексею Николаевичу и Елене Анатольевне. Для ребят разбор правил общения на ошибках героев мультфильма является безболезненным и поучительным.
При разборе мультфильмов составляются памятки по правилам общения, которые закрепляются в сюжетно-ролевых играх и упражнениях.
Список литературы:
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3-м классе./ Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2010. – 176 с.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для младших школьников. – М..: УЦ «Перспектива». 2014.
- Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: метод. пособие. – СПб: АО «Мэрил», 2012.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 541 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). - М.: Генезис, 2014. – 312 с.
Приложение
СЛОВАРЬ
- Благодарность (от «благо дарить») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
- Бестактность – это качество личности, выражающееся в склонности человека нарушать нормы позитивного и добродушно направленного общения, принятые в обществе, и создавать партнерам затруднительные нравственные ситуации.
- Вербальное общение – это взаимодействие людей при помощи речи, они включают в себя: речевое акустическое проявление; смысловое значение слова или фразы; выразительное качество голоса.
- Взаимопонимание – не только понимание целей, мотивов, личностных черт друг друга, но и принятие их, установление отношений близости, дружбы.
- Доверие – убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
- Дружба - это длительные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
- Невербальное общение (язык тела) - это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику).
- Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией.
- Общительность – тенденция иметь и устанавливать личные отношения, дружелюбие.
- Ответственность – это способность человека ответить за то, что ему поручено, либо за то, что он взял на себя сам. Это право и обязанности отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.
- Ответственный человек – человек, который сказал, что сделает – и сделал. Если он может пообещать и не сделать – это человек не ответственный.
- Приятельские отношения - подразумевают комфортность общения. В отличие от дружбы, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности, не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовыручку;
- Пунктуальность - черта характера человека, подразумевающая умение человека выполнять свои обязательства вовремя, например, появляться к назначенному для встречи времени, а также точность в суждениях.
- Товарищество – отношения, проявляющиеся в основном в группе, основаны на интересах общей деятельности, на равенстве и взаимном уважении.
- Толерантность – терпимость, снисходительность к другому, к иному поведению, взглядам, мнениям, идеям, вкусам, обычаям, верованиям и т.д.
- Эмпатия (от греч. - сопереживание) – эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...
Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"
Программа «Учимся общаться, познавая родной край» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" для учащихся 1 класса
Программа направлена на развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции « умения учиться»....
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Программа внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению "Эрудит" для 1 класса
Данный курс создан на основе личностно- ориентированных, деятельностно - ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности гото...
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...
Приложение к программе внеурочной деятельности "Учись учиться" для 3 класса
Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Учись учиться" для 3 класса...